Урок Соли: состав, классификация, номенклатура


Класс 8 03.03.2017
Тип урока урок открытия новых знаний
Линия УМК: 8класс,УМК Г.Е Рудзитис, Ф.Г. Фельдман
Тема Соли: состав, классификация, номенклатура
Цель: Создание условий для формирования знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о солях как производных кислот, составе и номенклатуре солей, продолжить формировать умение составлять формулы химических соединений.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, ответственность, трудолюбие, культуру поведения, способствовать развитию любознательности, формировать умение излагать и отстаивать свою точку зрения.
Развивающие: продолжить формировать у учащихся грамотную речь, умение сравнивать анализировать, обобщать и систематизировать, развивать слуховую, зрительную и моторную память, формировать у учащихся навыки контроля и взаимоконтроля.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: ученик научится давать определение солей, получит представление о солях как производных кислот, составе и номенклатуре солей, составлять формулы химических соединений.
Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Личностные УУД (Л): проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные УУД (Р): преобразовать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями.
Познавательные УУД (П): определять способы решения проблем под руководством учителя; выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя; формулировать новые знания совместными групповыми усилиями.
Коммуникативные УУД (К): участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Оборудование и реактивы для учителя: ноутбук, проектор мультимедийный; образцы кристаллических солей: поваренная соль, карбонат кальция (мел, известняк), медный купорос.

п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
(с указанием УУД, которые формируются на этапе урока)
1. Организационный этап Приветствует детей. Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока. Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. (Личностные УУД: смыслообразование)
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Предлагает следующую информацию: «Без этого вещества нет жизни. Оно обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организмах: находится в крови, в желудке образует соляную кислоту.
Суточная потребность в этом веществе для взрослого человека – 10-15 г, а в условиях жаркого климата – 20-30 г.
Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат при их отступлении из Москвы была обусловлена нехваткой этого вещества. В России в 17 веке произошел бунт, вызванный чересчур высокими ценами на это вещество. В Китае в 13 веке из этого вещества изготавливались монеты».
О каком веществе идет речь?
К какому классу веществ принадлежит это вещество. Сформулируйте тему урока. Слушают учителя, анализируют информацию, формулируют тему урока.
(Личностные УУД.Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме)2. Этап актуализации и пробного учебного действия; 2) Создает проблемную ситуацию путем предложения задания: распределить предложенные вещества на группы.
Задает вопросы.
(Приложение 1) Слайд 2
Работают в группах. Выделяют три группы веществ по признакам классов: оксиды, основания, кислоты,
3. Этап выявления места и причины затруднения; Слайд 3,4
*для выдвижения гипотезы предлагает выполнить задание: определить состав четвертой группы веществ. Слайд 5,6
демонстрирует образцы солей. Слайд 7
Определяют состав группы веществ
Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему планируют свою работу (Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы) 4. Этап построения проекта выхода из затруднения; Знакомит с алгоритмом составления формул и названия солей (раздает каждому обучающемуся – приложение 3). Объясняет составление формул и названий солей и растворимость солей. Слайд 8,9
Работают с учебником §21стр.113 №1 (Познавательные УУД. Умение работать с текстом.
Коммуникативные УУД. Умение работать в группе)5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; Организует работу учащихся в парах, в группах для проговаривания материала.
Слайд 10
*Организует работу в парах по отработке умений выделять соли по формулам соединений
H2O CaCl2 NaNO3
NaClHNO3 MgCO3
KOH HNO2 Li2SO4
H2S CH4 K2SO4
HClNa2SO3 H2O
CaCO3 N2O MgCl2
H2SO4 Na2O K2SO4
HClMgSO3 H2SiO3
CaCO3 KNO3 H2S
Проговаривают материал, анализируют записи (номенклатуры) солей, их растворимости.
(Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).
Участвуют в игре (крестики-нолики), выбирают выигрышный путь (формулы солей).
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Организует самостоятельную работу (приложение 4) Записывают в тетрадях.
Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого)
Применяют знания на практике.
(Регулятивные УУД.Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.
Коммуникативные УУД.
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других)7. Этап включения в систему знаний и повторения; Предлагает выполнить задание на стр.113 №2
и поменяться работами после завершения для взаимопроверки. Решают самостоятельно.
Применяют знания на практике.
Выполняют задания в тетрадях.
Перечисляют критерии оценивания.
Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого).
(Регулятивные УУД.Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД.
Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию  из одного вида в другой) Информация о домашнем задании Записывает домашнее задание на доске: §46 стр.159 №1, стр.160 №3 поясняет на что обратить внимание. Составить кроссворд, стих, сказку на тему «Соли (по желанию). Записывают в дневник
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Предлагает учащимся составить синквейн к понятию - соль (приложение 5)
Предлагает вспомнить, какие задачи поставили в начале урока, достигли ли их?
Побуждает оценить свою деятельность на уроке (приложение 6) Проводят рефлексию. Предлагают варианты синквейна.
Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю.
(Познавательные УУД. Умение анализировать результаты своей деятельности.
Регулятивные УУД.
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья)Приложение 1
- Задание: распределите по классам формулы указанных веществ(слайд №1) NaCl , H2SO4 , MgO , NaOH, HCl, Na2CO, KOH,CaO ,CaCO, H2O.
- Какие вещества называются оксидами? Ответ: оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2.
- Назовите выделенные оксиды.
- Какие вещества называются основаниями? Ответ: основания - это соединения, состоящие из атомов металла и одного или нескольких гидроксид-ионов OH-
- Назовите выделенные основания
- Какие вещества называются кислотами? Ответ: кислоты - это соединения, состоящие из ионов водорода и связанных с ними ионами кислотных остатков.
- Как называются выделенные вами кислоты?
Приложение 2
Фронтальная беседа по вопросам:
1. Какие формулы соединений ни одна группа не выбрала?
2.Почему? Ответ: они не подходят по определению ни к одному из изученных классов.
3. Какой состав у этих веществ? Ответ: Состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков.
4. В каких из изученных классов соединений есть эти составные части? Ответ: ионы металлов - есть у оснований, а кислотные остатки есть у кислот.
5.Можно ли используя кислоты и основания получить эти вещества? Ответ: видимо, да.
6. Какие же вещества состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков? Ответ: не известно
Приложение 3
Памятка
Алгоритм составления формул и названий солей
Записываем ионы, из которых состоит соединение.
Определяем заряды ионов.
Находим наименьшее общее кратное для зарядов ионов.
Делим наименьшее общее кратное на заряды ионов. Получаем индексы
Составляем химическую формулу, вписывая индексы.
Название соли = название кисл. ост-ка + название металла + ст. окисл. мет.
(в родительном падеже)
Приложение 4
Заполните таблицу - на пересечении запишите формулы солей
Na Ca Al
Азотная кислота Серная кислота Фосфорная кислота Приложение 5
«Синквейн» для солей
Название темы – одно существительное Соль
Описание темы - два прилагательных Твердая , кристаллическая
Описание действия – три глагола Консервирует, строит, удобряет
Отношение к теме – четыре слова Хлориды, карбонаты, фосфаты, сульфаты
Суть темы – одно словосочетание Класс соединений
Приложение 6
Можно на слайде или раздать обучающимся в печатном виде
Знания/умения Да + Нет -
1)Я знаю Что такое соли Состав солей 2)я умею Выбирать из предложенных веществ соли Выводить формулы солей Составлять название солей Классифицировать соли по растворимости. Материал урока мне был понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен
Урок для меня показался коротким/длинным
Домашнее задание мне кажется легким/трудным интересным/не интересным