КОНПЕКСТ УРОКА ДЛЯ 9 КЛАССА — АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ А. С. ПУШКИНА


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 9 КЛАССА
СЕМИНАР В 9 КЛАССЕ.
АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ А. С. ПУШКИНА
Анализ лирического стихотворения А. С. Пушкина.
Цель: учить учащихся самостоятельной работе с книгой, самостоятельному мнению; развивать устную речь, учить анализировать лирическое стихотворение.
Ход урока:
Объявление темы и цели занятия.
Слово учителя о том, как анализировать лирическое стихотворение.
Анализ художественного произведения – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, т.е. к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником.
В центре лирического произведения – образ лирического героя.
Схема анализа лирического стихотворения:
Чтобы выяснить позицию автора и понять, что его волновало в те годы (годы создания произведения), расскажите о месте, времени, истории написания стихотворения, об обстоятельствах жизни и общественном положении поэта.
Раскройте тему, идею, позицию, строфику стихотворения.
Излагая содержание каждой части стихотворения (лучше всего это делать близко к тексту, цитируя), покажите мысли, чувства (душевное состояние, настроение) лирического героя. Определить, каким художественным средством это достигнуто:
а) лексическая поэтика;
б) синтаксические фигуры;
в) тропы;
г) поэтическая фонетика;
д) размер, рифма.
Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие строки показались наиболее значительными и почему?
Как, по-вашему, надо читать отдельные части стихотворения и все в целом?
(До семинарского занятия проведены консультации, на которых учащимся сообщен обязательный план анализа).
Даны групповые задания – анализ следующих стихотворений А. С. Пушкина:
«Редеет облаков летучая гряда» (1820 г.)
«Узник» (1822 г.)
«К морю» (1824 г.)
«Вакхическая песня» (1825 г.)
«19 октября» (1825 г.)
«В Сибирь» (1827 г.)
«Арион» (1827 г.)
«Анчар» (1827 г.)
«Осень» (1833 г.)
«Вновь я посетил» (1835 г.)
В элегии «Редеет облаков летучая гряда» есть строка, в которой говорится, что юная девушка среди светил южного неба ищет дорогую поэту звезду и называет эту звезду своим именем.
И дева юная во мгле тебя искала
И мнение своим подругам называла.
(Поэт заставляет читателя вместе с лирическим героем пережить в эту тихую ночь с одинокой яркой звездой, и тоску любящего сердца в разлуке…)
«Узник». Стихотворение написано в 1822 году. В лирике Пушкина периода южной ссылки особое место заняла тема свободы.
В стихотворении Узник» тема свободы дана в ее трагическом повороте.
«К морю».
Анализ стихотворения учащимися.
Слова учителя:
Пушкин чувствовал потребность подвести итоги заканчивающемуся целому периоду его жизни – годам южной ссылки, годам своей зрелой юности, - богатому новыми идеями и чувствами творчеству этих лет. Все это и отразилось в стихотворении «К морю».
Цель Пушкина – не создание идеальной картины моря, а лирическое раскрытие душ и чувств автора. «К морю» - лирическое стихотворение.
Композиция стихотворения основана на двух его идейно-художественных центрах: на образе моря и образе лирического героя.
«К морю» - элегия, но еще Белинский указывал, что «грусть Пушкина не есть сладенькое чувствование нежной, но слабой души: нет, это всегда грусть души мощной и крепкой… Иногда, задумавшись, он как будто вдруг встряхивает головою, как лев гривой, чтобы отогнать от себя облако уныния, и мощное чувство бодрости, не изглаживая совершенно грусти, дает какой-то особенный, освежительный и укрепляющий душу характер».
Действительно, стихотворение «К морю» содержит два контрастных чувства: глубокую грусть от прощания с морем, от несбывшихся надежд и твердую силу, неукротимую гордость свободолюбивого поэта. Этот контраст выражен в ритмическом рисунке и лексике.
1825 г. «Вакхическая песня».
Лирика Пушкина Михайловского периода разнообразна по тематике. При этом она отличается зрелостью мысли и формы. Язык многих стихотворений становится словно чеканным, композиции стихов предельно завершенными и ценными. Такова, например, «Вакхическая песня».
В прямом значении «вакхическая песня» означает песню буйно веселую, праздничную, которую поют на перспективах и застольях. Однако у Пушкина это праздничная песня, посвященная не просто веселью, а духовным человеческим радостям.
В форме застольной песни Пушкин прославлял истинную человеческую мудрость, человеческий ум.
«Торжество разума, светлых человеческих чувств над мраком, злом и ненавистью – вот основное настроение всей лирики великого русского поэта. Это настроение с предельной силой выражено в «Вакхической песне», восторженном гимне в честь жизни, счастья или разума.
«19 октября», 1825 г.
Это прекрасное стихотворение о дружбе. Все стихотворение освещено светом юности. Оно воспитывает те чувства, которые закладываются в молодые годы и сопровождают человека всю жизнь.
Все характеристики и портреты согреты авторской любовью. Любовь поэта к своим друзьям по лицею больше всего и придает им жизнь, делает их живыми и незабываемыми для читателя.
Стихотворение написано пятистопным ямбом, хотя большинство своих стихотворений Пушкин написал четырехстопным ямбом.
Размер пятистопного ямба помогает создать интонацию напевную, интонацию раздумья и воспоминания.
«В Сибирь», 1827 г.
Стихотворение — это прямо посвящено декабристам и представляет собой послание к ним.
Пушкин передал ее Муравьевой, когда она уезжала в Сибирь вслед за сосланным мужем, декабристом Никитой Муравьевым.
В стихотворении чувствуется не только стремление Пушкина утешить своих друзей, но и восхищение ими. Самое главное, ключевое слово в стихотворении «свобода». Это то слово, которое было начертано на знамени декабристов. Стихотворение все пронизано любовью к декабристам, и оно поэтически утверждает то, за что боролись декабристы.
(Поэт утверждает величие и непреходящее значение подвига тех, кто потерпел жесткое поражение в борьбе с самодержавием. Стихотворение заканчивается как вдохновенный гимн декабристов.)
«Арион». Арион – это гимн легендарного древнегреческого певца. Это иносказательное, аллегорическое стихотворение. История певца, который уцелел во время бури, между тем как погибли кормщик и пловцы, заставляет нас вспомнить о самом Пушкине и его друзьях - декабристах. Певец не только остается жив, но он прежний, он верен идеалам своих друзей.
Погиб и кормщик, и пловец!
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою.
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
(Что изменил Пушкин в содержании греческой легенды?)
Как изображены спутники поэта-певца? Как описан вождь-кормщик? Какие слова говорят об упорной и дружной борьбе кормщика и его спутников со стихией? Что значат слова «Я гимны прежние пою?»
(Этими словами поэт уже дает свою версию освободительным идеям и стремлениям начала 20-х годов.)
«Арион» - лирическое стихотворение. Повествовательную форму древнегреческой легенды Пушкин превратил в лирическую, что придало совершенно иное звучание стихотворению. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого помогла Пушкину выразить одно из самых главных и дорогих для него убеждений: свою верность идеалам декабристов.
«Анчар».
Вопросы к стихотворению:
Надо ли упомянуть о неудачной попытке Пушкина обратить внимание царя на участь сосланных декабристов? (Стихотворение «Стансы», 1826 г.) Почему?
Подчеркните идейно-художественный контраст стихотворения: человеческая жизнь за капли смертоносного яда;
Образ «древа яда»? Как он создан?
Почему страшен? В чем его символический смысл? Чем близок «образу владыки»?
Как проявляется гуманистический пафос стихотворения – защита Человека и жизни на Земле?
(Стихотворение «Анчар» имеет общечеловеческий, философский смысл, оно говорит о том зле, которое создается неравноправием.)
«Анчар» - одно из высших достижений мировой лирической поэзии.
«На холмах Грузии лежит ночная тьма».
Вопросы:
Почему это стихотворение можно (и нужно!) сравнить со стихотворением «Я помню чудное мгновение…»?
Проследите движение поэтической мысли и попробуйте передать это в интонации.
Чем объясняется «противоречивость чувства лирического героя?»
«Осень».
Анализ стихотворения «Осень». Обратить внимание учащихся на композиционную форму стихотворения.
Вопрос:
Что это: пейзажная лирика или философские раздумья о назначении поэзии, о собственной судьбе?
«Вновь я посетил» (1835 г.)
Связано с поездкой Пушкина в село Михайловское.
(Зачитать отрывок из письма Пушкина своей жене»;
Вспомнить как жил Пушкин в Михайловском в 1824-1826, при каких обстоятельствах он туда приехал, какую роль играла няня Арина Родионовна в его жизни.
Вопрос: сопоставить стихотворение «Вновь я посетил» со стихотворением «Осень» в жанре, композиции и идейно-философском плане.
(В конце занятия знакомство с высказыванием Белинского о лирике Пушкина
Вопрос: в чем, по мнению Белинского, отличительная черта лирики Пушкина?
Подведение итогов семинара.