Конспект по русскому языку УМК ПНШ 1 класс Маша и Миша знакомятся с миром слов (слова – предметы, слова – дей-ствия, слова – признаки)


Номинация «Учим, играя!» Конспект творческого, игрового урока
Учитель: Елена Владимировна СинютинаМБОУ «СОШ № 29» г. Братск, ж.р. БикейПредмет: Русский язык
Класс: II полугодие, 2-й урок, 40 мин.
Автор УМК: Чуракова Н. А., Каленчук М. Л.
Перспективная начальная школа .Тема урока Маша и Миша знакомятся с миром слов (слова – предметы, слова – действия, слова – признаки)
Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии
Цель урока: Уметь распознавать учащимися сзначимой ролью слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, его практическим применением;
Учить обозначать слова-предметы - подлежащим, слова-действия - сказуемым, слова-признаки- определениемФормировать навык написания безударных гласных в словарных словах
Задачи урока:
Развивать умения организовывать свою учебную деятельность.
Развивать умение ориентироваться в системе знаний.
Воспитывать познавательную инициативу посредством системы заданий.
Развивать умения анализировать, обобщать, формировать умение работать в паре, группе.
Совершенствовать умение делать выводы и оценивать свою работу, находить и исправлять собственные ошибки.
УУД Предметные:
формирование умения распознавать учащимися слова-предметы, слова-действия, слова-признаки;
формирование умения распространять предложения словами -предметами, словами-действиями, словами-признаками;
усвоение письма словарных слов (с ориентировкой на зрительный образ слова);
развитие речи (развернутые ответы);
учить применять орфографические знания в повседневной жизни.
Метапредметные:
Регулятивные: развивать умение проводить рефлексию деятельности, оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: выполнять задания на основе упражнений; Выполнять действия по заданному алгоритму.
Коммуникативные: уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
Формировать положительную мотивацию к изучению правильного написания приставок и верному их употреблению в устной речи, как показатель личной образованности и культуры речи.
Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте.
Методы и приемы учебной деятельности:
Беседа по иллюстрациям учебника; парная и самостоятельная работа; оказание индивидуальной помощи при выполнении детьми самостоятельной работы; составление предложений (рассказа), аудирование, музыкальное сопровождение
Пропедевтика
инструментальное освоение слов - предметов, слов-действий, слов - признаков
Актуализация знаний правильное письмо букв, слов; знание слов - предметов, слов-действий, слов - признаков
Планируемые результаты Обучающиеся научатся соотносить полученные знания и умения с требуемыми для выполнения учебной задачи; проводить мыслительные операции анализа и синтеза; работать самостоятельно, в парах и группах; анализировать причины возникновения затруднений; оценивать свои достижения.
Межпредметные связи Литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство и ИКТ, музыка
Учебно-дидактическое обеспечение Русский язык. Учебник. 1 класс. Н.А.Чуракова. Перспективная начальная школа.
Русский язык. Тетрадь для самостоятельной работы. Под редакцией Н.А.Чураковой.
Тетрадь в линейку, ручка, простой карандаш, красный, жёлтый и зелёный карандаши.
Интерактивная презентация, компьютер
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группе
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Этап мотивации (самоопределения) коррекционной деятельности.
Подготовка класса к работе.
-Добрый день!Мы за парту сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно!
Сели прямо, ноги вместе!
Класс затих. Вздохнули дружно,
Ведь урок начать нам нужно!
Подравнялись. Улыбнулись.
И ко мне все повернулись!
Уточнить, как готовы дети к уроку.
-Какой девиз нашего урока?
(СЛАЙД № 2)
-Ребята, а теперь чтобы наш урок был интересным, увлекательным и полезным, надо выполнять определенные правила.
Давайте вспомним эти правила.
Успешность выполнения работы на каждом этапе вам необходимо оценивать «Светофором»
-отлично (красный цвет)
- хорошо (жёлтый цвет)
- затрудняюсь (зелёный цвет)
Включаются в деловой ритм урока и проговаривают слова:
Быть должны, у нас в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки.
-Все, что нужно, под рукой!»
У каждого на столе — учебник, тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь в линейку, ручка, закладки?
Первую строчку произносит учитель, а вторую – ученики
Девиз урока:
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Говори все четко, внятно,
Чтобы все было понятно,
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать,
Если друг стал отвечать
Не спеши перебивать.
Если друг стал отвечать,
Подними спокойно руку Смыслообразование – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
(Личностные УУД)
- соблюдение дисциплинарных традиций (подготовка к уроку, поднятая правая рука при желании ответить);
Этап актуализации и пробного учебного действия
Игра «Полминутки для шутки»
-Послушайте стихотворение:
Жили-были дед да баба
С маленькою внучкою.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкою.
А Хохлаткою они
Звали жеребёнка
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё была у них
Собачонка Мурка
А ещё – два козла –
Сивка да Бурка!
-Что в стихотворении не так!
На (СЛАЙДЕ № 3)
названия тех животных, которые встречаются в стихотворении:
Собака
Курица
Корова
Кошка
Лошадь
Ставят вопрос кто?
Дописывают к названиям животных их клички.
Проговаривают правило «Заглавная буква в именах собственных»
Собака (кто?) Жучка
Курица (кто?) Хохлатка
Корова (кто?) Бурёнка
Кошка (кто?) Мурка
Лошадь (кто?) Сивка Бурка.
Ученики оценивают свою работу «Светофор»
-отлично (красный цвет)
- хорошо (жёлтый цвет)
- затрудняюсь (зелёный цвет)
Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности;
- организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися,
- определений, алгоритмов, свойств;
- активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.).
(Познавательные УУД)
Приобретение умений формулировать цель учебной деятельности, принимать и сохранять учебные задачи
(Регулятивные УУД)
Пальчиковая гимнастика Мы делили апельсин,
Нас много – он один.2
Эта долька для чижа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для ежа,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда,
Разбегайтесь кто куда.
Выполняют действия в соответствии с заданием Мотивированная деятельность по профилактике переутомления или перезагрузок и соблюдение ЗОЖ.
(Личностные УУД).
Сообщение темы урока. Постановка цели.
Сформировать представление о том, чем будут заниматься
Работа с иллюстрацией про медведя с.16
АудированиеРебята, откройте учебник
(с. 16).
Начало нового урока отмечено голубой полоской на полях. Отметьте ее закладкой.
- Сегодня на уроке мы будем работать с иллюстрациями на с. 16.
На с. 16, Упр.5. Какие животные изображены на картине?
- Давайте, расшифруем схемы, используя слова - названия признаков на предыдущей странице.
- Что изображено?
- Какой медведь?
- Что он делает?
- Какое любимое лакомство у медведя?
- составьте об этом предложение? (Косолапый медведь любит мед)
(таким образом проводится аналогичная работа с животными: петухом, дятлом, котом, ежом)
Предлагаю послушать вам какие звуки издаёт каждое животное.
Сегодня на уроке продолжим работу, над какими словами, кто сможет сформулировать тему?
Ученики рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопрос учителя, вспоминают алгоритм слов-названий признаков, осуществляют поиск важной информации (ещё раз обращаются к правилу на стр.15 в учебнике), затем, выполняют Упр.5.
Выполняют работу, которая подводит к постановке темы.
Самопроверка. (СЛАЙД № 4)
Ученики оценивают своюработу «Светофор»
-отлично (красный цвет)
- хорошо (жёлтый цвет)
- затрудняюсь (зелёный цвет)
.
Слушают звуковое сопровождение
Озвучивают тему урока.
Предметные: использовать приемы работы с учебником и рабочей тетрадью (нахождение страницы и знака-помощника, использование закладок, чтение дидактической иллюстрации, поиск и выделение необходимой информации по указанию учителя);
- определений, алгоритмов, свойств;
- активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
(Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативное УУД).
ФизминуткаСловарная работа
Создать условия для отдыха и возможность проверить себя, как усвоили материал и проверить словарные слова
И вновь у нас в гостях наш старый знакомый Дед Всевед.
На прошлом уроке он дал вам задание: повторить слова.
(СЛАЙД № 5)
Москва, ученик, помидор, лимон, дежурный, пенал, морковь, ребята, тетрадь, учитель, картофельКогда видите слово, отвечающее на вопрос (кто?) - похлопали,
а когда видите слово, отвечающее на вопрос (что?) – попрыгали
-Ребята, что вы можете рассказать об этих словах? Выполняют действия в соответствии с заданием.
Отвечают о том, что это словарные слова.
Мотивированная деятельность по профилактике переутомления или перезагрузок и соблюдение ЗОЖ.
(Личностные УУД).
Осуществление учебных действий, опираясь на приобретённые умения
(Регулятивные УУД)
Предметные
Приобретение умение запомнить написание словарных слов:
Учить детей самостоятельно формулировать правило и создавать алгоритм постановки соответствующего вопроса к слову.
Игра «Угадай, что не нарисовал художник!?»
(СЛАЙД№ 6) предметные картинки, на которых отсутствуют отдельные части предметов:
лиса без хвоста, дом без окна, лошадь без ушей, портфель без ручки.
- Подчеркните букву, с которой начинается каждое слово.
Учащиеся называют недостающие части предметов и ставят к слову вопрос кто? или что?
Читают слова, сравнивают, анализируют, записывают слова. Выполняют задания учителя.
Ученики оценивают свою работу «Светофор»
-отлично (красный цвет)
- хорошо (жёлтый цвет)
- затрудняюсь (зелёный цвет)
Обще-учебные - самостоятельное выделение и формулирование предложения; логические - установление причинно-следственных связей.
(Познавательные УУД)
Работа в группах
- Ребята, выберите карточку с изображением той геометрической фигуры, которая вам нравится!
Игра «Узнай своё слово»
1-ая группа «Треугольники» - получает задание записывать только слова, обозначающие предметы
2-ая группа «Круги» - слова-действия
3-ая группа «Квадраты» - слова-признаки
Дети, таким образом, разделились на 3 группы, рассаживаются за стол с указателями:
1-ая группа – «Треугольники»
2-ая группа – «Круги»
3-ая группа – «Квадраты»
К доске выходят сразу три учащихся (по одному от каждой группы). Учитель произносит три слова, обозначающие предмет, действие и признак.
Ученики записывают выбранное слово в свою колонку. Их сменяют следующие три ученика. Только в конце игры производится проверка слов . Подводятся итоги.
Ученики оценивают свою работу «Светофор»
-отлично (красный цвет)
- хорошо (жёлтый цвет)
- затрудняюсь (зелёный цвет)
Активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной формах, слушать и понимать речь других. (Коммуникативное УУД).
Уметь добывать новые знания: находить ответы
на вопросы, используя
учебник и информацию, полученную на уроке, (Познавательные УУД).
Работа в группах
Грамматическая эстафета Каждый представитель своей команды по порядку подходит к своему тексту находит и подчёркивает в предложениях слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков соответственно одной чертой, двумя чертами и волнистой линией.
Команда, которая выполнила правильно задание и первой взялись за руки и подняли их вверх, считается победителем.
Ученики оценивают свою работу «Светофор»
-отлично (красный цвет)
- хорошо (жёлтый цвет)
- затрудняюсь (зелёный цвет)
Работа в группах; взаимоконтроль;
уметь совместно договариваться о правилах поведения на уроке и общения в паре, группе и следовать им;
следование точной инструкции учителя при выполнении заданий;
(Коммуникативные УУД)
Рефлексия - Ребята, оцените работу на уроке?
У вас в дневнике лежит «сюрприз».
Шаблон с изображением ученика по имени «Пишичитая».
Возьмите его, у кого было отличное настроение раскрасьте его в красный цвет;
у кого было хорошее настроение раскрасьте в жёлтый цвет;
у кого было грустное настроение раскрасьте в зелёный цвет.
Кто узнал новое прикрепитПишичитая на 1-ую ступеньку лесенки;
Комубыло интересно прикрепит Пишичитая на 2-ую ступеньку лестницы;
Кто смог научить новому, оказать помощь однокласснику прикрепит Пишичитая на 3-ую ступеньку лестницы.
- Молодцы, ребята очень плодотворно поработали на уроке! Ребята, выполняют указания учителя, осуществляют самооценку.
Установление соответствия между планируемых и полученным результатом в освоении темы
(Регулятивные УУД)
Использование в общении правил вежливости; построение продуктивного взаимодействия
(Коммуникативные УУД)
Приложение
ВЕСНА
НАСТУПИЛА ( ЧТО?) ..... . ЯРКО СВЕТИТ (ЧТО?) ..... . БЕГУТ ГОВОРЛИВЫЕ (ЧТО?) ..… . (КТО?) ….. ПУСКАЮТ КОРАБЛИКИ. ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЁТНЫЕ (КТО?) ... . ВСЕ РАДЫ ПРИХОДУ ВЕСНЫ.
Слова для справок: солнце, ручьи, весна, ребята, птицы
ВЕСНА
НАСТУПИЛА ( ЧТО?) ..... . ЯРКО СВЕТИТ (ЧТО?) ..... . БЕГУТ ГОВОРЛИВЫЕ (ЧТО?) ..… . (КТО?) ….. ПУСКАЮТ КОРАБЛИКИ. ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЁТНЫЕ (КТО?) ... . ВСЕ РАДЫ ПРИХОДУ ВЕСНЫ.
Слова для справок: солнце, ручьи, весна, ребята, птицы
ВЕСНА
НАСТУПИЛА ( ЧТО?) ..... . ЯРКО СВЕТИТ (ЧТО?) ..... . БЕГУТ ГОВОРЛИВЫЕ (ЧТО?) ..… . (КТО?) ….. ПУСКАЮТ КОРАБЛИКИ. ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЁТНЫЕ (КТО?) ... . ВСЕ РАДЫ ПРИХОДУ ВЕСНЫ.
Слова для справок: солнце, ручьи, весна, ребята, птицы