Советы родителям: Формирование и поддержка учебной мотивации детей — брошюра (памятка)


НА КАКИЕ «КНОПОЧКИ» МОЖНО НАЖИМАТЬ, К КАКИМ ВНУТРЕННИМ ИСТОЧНИКАМ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА ПОДКЛЮЧАТЬСЯ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОБУЖДАТЬ ЕГО К УЧЕБНОМУ ТРУДУ?
Интерес к информации (познавательная потребность).
Интерес к способу действия.
Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем.
Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации.
Потребность в самопознании и (или) самовоспитании.
Актуализация творческой позиции.
Осознание значимости происходящего для себя и других.
Потребность в социальном признании.
Избегание наказания (физического или морального).
Получение материальных выгод и преимуществ.

Памятка для родителей
«ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ»
«Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказки. Или глобального объяснительного принципа неудач взрослых в трудном деле обучения подрастающего поколения.
Определенная доля правды в этом утверждении есть, но какое-то оно неполное, чего-то в нем явно не хватает... Взрослых в нем и не хватает — их доли ответственности.
Помните знаменитую формулу революционной ситуации по В.И. Ленину? «Низы не хотят, а верхи не могут...»
Пожалуй, при небольшой косметической поправке она вполне годится для характеристики сегодняшнего положения в образовании: «Дети не хотят, а взрослые не могут учить их по-старому». И что же делать? Логика подсказывает два возможных пути изменения ситуации.
Путь первый — заставить детей хотеть, тогда и взрослые смогут их учить.
Путь второй — научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. Оба пути возможны. «Заставить хотеть» трудно, неприятно обеим сторонам, но в принципе возможно.
Метод «кнута и пряника», социальное давление, поддержка мощного социального «надо» в сознании ученика — все это методы старые, проверенные, в том числе в российской педагогике. На этом пути главное — неусыпный и постоянный контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь исчезнет.
Второй путь интереснее и приятнее, он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации.
Здесь нужны таких педагогические средства, с помощью которых можно создавать внутреннюю мотивацию, обучать детей непростому искусству хотения учиться.
В последние годы в массовом психолого-педагогическом сознании происходит постепенное искажение самого понятия «учебная мотивация». В портрете идеального, «замотивированного» ученика начинают все отчетливее проступать мрачные черты долженствования: это ребенок, понимающий смысл учебы для себя, осознающий, зачем и почему он должен учиться, умеющий сознательно ставить учебные цели и т.д.
Осознанная учебная мотивация — это замечательно, но не на всех этапах обучения возможная и не для всех детей подходящая. Для многих детей характерна не осознанная учебная мотивация, а желание учиться, установка на учебу, и это не менее ценно.
РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Поддерживать и формировать интерес к информации.
2. Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия.
3. Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения.
4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации.
5. Помогать детям удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании.
6. Актуализировать творческую позицию детей.
7. Создавать условия для осознания значимости происходящего для себя и для других.
8. Создавать ситуацию успеха и социального признания. Эту естественную потребность для детей, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые, так же следует целенаправленно использовать.
9. Использование мотивов избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ. Но нужно понимать, что такого рода гедонистические стимулы исчерпаемы и для своей подпитки требуют постоянного увеличения «габаритов» как наказания, так и поощрения. Если они — единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ребенка хороших учебных результатов.
Педагог-психолог: Домрачева Анастасия Александровна
Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную «кнопочку» — это хороший шанс поддержания учебной мотивации.