Cтатья «Здоровьесберегающие технологии как одно из направлений психоло-го-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения речи и опорно-двигательного аппарата»


Cтатья
«Здоровьесберегающие технологии как одно из насправления психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения речи и опорно-двигательного аппарата»
В статье представлено одно из направлений психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, использование здоровьесберегающих технологий. На примере дошкольного учреждения показана система здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога.
В последнее время состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. 80% воспитанников имеют тяжкие формы сколиоза, деформацию стоп, растет число детей с врожденными аномалиями, с речевыми расстройствами. Поэтому возникает острая необходимость комплексного психолого-педагогического сопровождения детей.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» посещают дети с нарушением речи, недоразвитием психических функций и процессов, заболеванием опорно – двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие, ДСП). Поэтому вопрос психолого-педагогического сопровождения в коррекции речевого и психического развития, укрепление и сохранение детского здоровья является актуальным.
Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, которые не нарушали бы образовательную деятельность, разработана соответствующая система работы. Успех коррекционно – оздоровительной работы с детьми, имеющие речевые нарушения и заболевания опорно – двигательного аппарата зависит от слаженности и преемственности в работе учителя – логопеда и педагога - психолога. В течение всего учебного года в деятельность учителя - логопеда и педагога - психолога включаются здоровьесберегающие технологии. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных, индивидуальных, психофизиологических особенностей каждого ребенка. Последовательность включения таких технологий в коррекционную работу меняется в зависимости от периода обучения, темы занятий и лексической темы. Система работы по ЗСТ отражена в перспективном, календарном планах, в индивидуальной и индивидуально – подгрупповой работе, а также разработаны картотеки игр, упражнений для коррекции зрения, дыхания, мелкой моторики, динамических пауз, физминуток по всем направлениям для детей дошкольного возраста. Оздоровительно-коррекционная работа с детьми включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, самомассаж, массаж различными предметами, логоритмику, речевые игры с движением, ортопедические минутки.
Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация образовательного процесса.
Коррекционные логопедические занятия проводятся в режиме смены динамичных поз, для чего используются мольберты, массажные коврики. Часть занятия ребенок может сидеть, часть стоять, тем самым сохраняется его телесная вертикаль.
Использование этого метода позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего времени занятия.
Объем двигательной активности дополняется проведением дифференцированных физминуток, подвижных игр, пальчиковой гимнастики, упражнениями психологической саморегуляции – релаксации, упражнениями для профилактики плоскостопия; некоторыми приемами самомассажа (точечный массаж), дыхательной гимнастики.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), а также показаний заболеваемости детей.
Кратко о каждой технологии.
Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция.
Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности:
-речевое дыхание без участия речи («Сеньор помидор», «Многоярусный фрегат»);
- дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных и согласных звуков («Дерево на ветру», «Муха», «Насос»);
- дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов «Паровоз»;
- дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слов, предложений и фраз («Далеко – высоко», «Петушок на заборе»);
- формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Самомассаж, игры и упражнения с пальчиками – являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение.
Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.
Физкультурные минутки - эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников.
Движение наглядно – дидактического материала (использование подвижных “мобилей”) позволяет снимать мышечное напряжение глаз, вызывает эмоциональный подъем, формирует направленное сенсомоторное поведение и речевую активность. Например:
Схема зрительно-двигательных траекторий (“Бегающие огоньки”, “Солнечные зайчики”) позволяет также снять напряжение и расслабить мышцы глаз.
Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Театрально-игровая деятельность:
- игры-драматизации;
- сказкотерапия;
- сопряженная гимнастика – театр пальчиков и языка.
Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического и психологического кабинетов. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок выходит к доске и рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет. Сопряженная гимнастика способствует не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.Дидактические игры в движении (с предметами). Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря), описание предметов, составление загадок. Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:
- игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению;
- освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях;
- помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии;
- развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
- помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;
- движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку);
- игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу.
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.
Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
Большинству детей с речевыми расстройствами свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.
Умение распознать отдельные группы мышц, выделять их среди остальных, начинается с расслабления наиболее знакомых крупных мышц рук, ног, шеи, корпуса. Дети могут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем следует продемонстрировать, как неприятно состояние напряженности, и, наоборот, подчеркнуть, как непринужденно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены. Ведь только ненапряженные руки легко выполняют любое действие по нашему желанию. При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.
Песочная терапия – с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.
Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека.
Игры с водой – разгружают эмоциональную сферу ребенка, создают эмоционально – радостный настрой.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий помогает создавать и поддерживать благоприятный психолого-педагогический климат для успешного обучения и воспитания детей, повышает результативность коррекционно - образовательного процесса.