Методическая разработка урока (на основе УМК по информатике и ИКТ в 5-7 классах Л.Л. Босовой.) для 7 класса по разделу «Информационное моделирование». Тема урока МОДЕЛИ ОБЪЕКТОВ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ


Методическая разработка урока
(на основе УМК по информатике и ИКТ в 5-7 классах Л.Л. Босовой.)
для 7 класса
по разделу «Информационное моделирование».
Тема урока МОДЕЛИ ОБЪЕКТОВ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ.
Цель урока: сформировать представления обучающихся о моделях и моделировании, рассмотреть классификацию моделей.
Тип урока: урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.
Оборудование: проектор, компьютеры, микроскопы, документ-камера, набор многогранников, раздаточный материал (детали конструктора ТИКО).
Обучающиеся должны знать:
основные понятия «модель», «моделирование»;
виды моделей и их классификацию.
Обучающиеся должны уметь:
приводить примеры различных моделей;
классифицировать модели.
ХОД УРОКА
Организационный момент (1мин)
Здравствуйте! Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. А улыбка не что иное, как проявление доброты. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Давайте улыбнемся гостям, друг другу, мне. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу. Садитесь, пожалуйста.
Сегодня у нас очередной урок информатики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интересной науки.
2. Повторение пройденного материала (1-2 мин)
1. Ребята, какой раздел информатики мы изучили? (мы закончили изучение раздела «Объекты и системы»)2. Что называется объектом? (Объект – это любая часть окружающей нас действительности, воспринимаемая как единое целое)
3. Каждый объект имеет….(имя)
4. Какие разновидности объектов вам известны? (Объекты– предметы: стол, книга, игрушка, объекты – процессы: чтение, учеба, поездка, объекты – явления: гроза, молния.)
Проговорите еще раз, что такое объект? (дети проговаривают определение)
Объяснение нового материала (3-4 мин)
Скажите, а кристалл сахара, соли это объект? (да).
У вас на компьютерных столах находятся микроскопы, кристаллы морской соли и сахара. Давайте сядем за столы и посмотрим через микроскоп на кристаллы, соблюдая расстояние от глаз до монитора (дети рассматривают кристаллы).
А теперь обратите внимание на наборы многогранников, которые находятся рядом. Какие из них вы можете назвать (куб, параллелепипед…)
Поднимите мне тот многогранник, на который похож ваш кристалл. Назовите его (куб, параллелепипед)
А что вы можете сказать про размеры кристаллов и многогранников? (кристалл под микроскопом меньше, чем многогранник).
Значит, можно сказать, что в природе есть объекты, которые похожи на многогранники, но по размерам, в нашем случае, они намного … меньше.
Т.е. у нас есть объект-оригинал (куб) и его заместитель (кристалл сахара).
Каким словом можно назвать кристалл сахара или соли (модель)
Если дети не смогли ответить рассмотреть пример: машина и модель машины.
Сядьте, пожалуйста, за столы.
А до сегодняшнего урока кто-то из вас встречался с этим понятием? (нет) Тогда давайте сформулируем тему и цель нашего урока (ответы детей).
Верно, сегодня на уроке мы с вами должны выяснить: Что такое модель, моделирование? Выяснить, для чего нужны модели? И какие виды моделей бывают.
У вас на столах лежат рабочие листы, запишите на них число и тему сегодняшнего урока – «Модели объектов и их назначение» (открываю тему на доске)
А сейчас вы самостоятельно заполните рабочие листы. Для этого вам необходимо вновь вернуться за ПК, запустить браузер, в меню Закладки найти знакомый нам электронный ресурс Методическая служба. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний и перейти на вкладку презентация.
Работа с ЭОР Методическая служба. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний (до 15 мин) http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/gl2/1.php
Рабочий лист
1. Модель нужна, как ______________________, облегчающий _______________ или наглядное представление ____________.
2. К созданию моделей прибегают, когда:
изучаемый объект слишком __________,или слишком ______________
(пример: ___________________________________________________);изучаемый процесс протекает очень _______________, или очень ______________(пример: _____________________________________);исследование объекта - оригинала может оказаться _______________ для окружающих, может привести к _________________ самого оригинала или создание реального объекта очень _________________
(пример: ____________________________________________________).3. Модель – это _________, который используется в качестве ____________, представителя другого объекта (_____________) с определенной целью.
4. Моделирование – это процесс ________________ и _______________ модели.
5. Какие виды моделей выделяют?
_________________ модели – реальные предметы, в _______________или ___________________ виде, воспроизводящие ________________ вид, ___________________ и _______________________объекта моделирования
(примеры:______________________________________________________)__________________ модели - это _______________ объекта - оригинала на языке кодирования информации (примеры:_____________________________).А теперь, давайте вернемся за парты и сверим свои ответы с эталоном. Эталон находиться под документ - камерой. Обучающиеся сверяют, проговаривая свои варианты ответов. После того, как все проверено и исправлено, оценить работу обучающихся.
Поднимите руки те ребята, у кого все так, как в эталоне. Поставьте себе отметку «5». МОЛОДЦЫ!
Поднимите руки ребята, у кого 1-2 несоответствия с эталоном. Поставьте себе отметку «4». МОЛОДЦЫ!
Поднимите руки ребята, у кого 3-4 несоответствия с эталоном. Поставьте себе отметку «3».
Есть ли те, у кого 5 и более ошибок? Ничего страшного, у нас впереди еще несколько уроков по этой теме.
Вывод: мы выяснили с вами, что такое модель, моделирование, для чего они нужны, и какие модели выделяют.
Немного истории.
Истоки моделирования обнаруживаются в далеком прошлом человечества, наскальные рисунки охоты на животных можно рассматривать как модель удачной охоты.
В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое...
Закрепление полученных знаний (5 мин)
А теперь, давайте проверим полученные знания на практике. Для этого вам необходимо, передавая мышь друг другу выполнить соответствующее задание (рабочий стол - папка 7 класс – файл «Модели объектов и их назначение»). МОЛОДЦЫ, все справились.
Итак,
– С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня на уроке? (Модель, натурная модель, информационная модель, моделирование)
– А теперь давайте вернемся к рабочим листам, подумайте, чем они являются по отношению к сегодняшнему уроку? (Моделями). Дома вы по ним повторите понятия.
- А нас окружают модели? (да)Домашнее задание (1 мин)
– Вот вы и назвали ваше домашнее задание, запишите в дневниках: приведите письменно примеры информационных моделей, используемых в школе. И хочу предложить задание по желанию: по предложенному варианту составить модель своего одноклассника.
Объект моделирования: одноклассник
Параметры моделирования:
Ф.И.О.
Дата рождения
Телосложение (рост, вес).
Объект моделирования: одноклассник
Параметры моделирования:
Ф.И.О.
Дата рождения
Телосложение (рост, вес).
Объект моделирования: одноклассник
Параметры моделирования:
Ф.И.О.
Дата рождения
Телосложение (рост, вес).
Объект моделирования: одноклассник
Параметры моделирования:
Ф.И.О.
Дата рождения
Телосложение (рост, вес).
Объект моделирования: одноклассник
Параметры моделирования:
Ф.И.О.
Дата рождения
Телосложение (рост, вес).
Объект моделирования: одноклассник
Параметры моделирования:
Ф.И.О.
Дата рождения
Телосложение (рост, вес).
Объект моделирования: одноклассник
Параметры моделирования:
Ф.И.О.
Дата рождения
Телосложение (рост, вес).
6. Объект моделирования: одноклассник
Параметры моделирования:
Ф.И.О.
Дата рождения
Телосложение (рост, вес).
Рефлексия.
А закончить наш урок я хотела бы следующим заданием: у вас столах лежат детали от конструктора трех цветов: желтый, красный и зеленый. Каждый цвет означает ваше настроение во время урока. Давайте с помощью соответствующего цвета детали построим дом - модель вашего настроения на уроке. Выберите соответствующий вашему настроению цвет и подойдите ко мне.
Зеленый - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
Желтый - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в не совсем полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
Красный - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.
Спасибо за работу!