Консультация для педагогов Интегрирование как способ активизации педагогического процесса в работе с детьми имеющими речевые нарушения.


Интегрирование как способ активизации педагогического процесса в работе с детьми имеющими речевые нарушения.
Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию занятий по развитию речи весьма актуальна. Интеграция соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Она направлена на развитие творческих и речевых способностей детей, которая позволяет увидеть и понять любое явление целостно.
Интегрированные занятия позволяют гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы. Включение детей имеющих нарушения речи в разные виды деятельности на занятии позволяет повысить эффективность в работе и стабильность полученных результатов. Эти занятия можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, педагога – психолога, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка.
Цель интегрированных занятий – систематизировать, углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.
На интегрированных занятиях решаются следующие задачи: Дидактические: обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки воспитанников с ОНР; закреплять, уточнять и обогащать знания по теме (в соответствии с календарно-тематическим планированием интегрированного занятия); учить ребенка применять языковые средства (вербальные и невербальные) в различных видах деятельности; учить развивать отношения, построенные на способности решать проблемы.
Коррекционные: закреплять навыки правильного звукопроизношения; грамматического структурирования высказывания; преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений; преодолевать нарушения просодической стороны речи; преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; развивать высшие психические функции.
Воспитательные: вызывать желание вступать в контакт с окружающими; воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к сверстникам, товарищам; воспитывать умения взаимодействовать в команде.
Методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.
Наиболее эффективны из них следующие:
-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
 -проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с  педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
 -разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
 Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:
 -чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
 -продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы  на каждом занятии;
 -взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
 -большая информативная емкость образовательного материала, используемого на  занятии;
 -систематичность и доступность изложения материала;
 -необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Занятие начинается с ведущей деятельности. Например, на интегрированном занятии «Развитие речи – рисование» ведущей деятельностью будет развитие речи. Вначале (первая часть урока) логопед знакомит детей с целью занятия, используя игровую ситуацию.
Во второй части педагог предлагает нарисовать иллюстрацию или любые другие элементы к занятию Эта часть занятия - вспомогательная, так как рисунок помогает детям воспроизвести пройденный материал. Логопед не заостряет внимание на технике выполнения работ, дети сами подбирают приемы рисования. В заключение занятия дети рассказывают, что они рисовали, то есть закрепляют пройденный материал на своей практической деятельности. Итог занятия: ребенок постигает окружающий мир через действие, а, например, рисуя окружающий мир, он действует.
Такое интегрированное занятие способствует расширению интереса к изучаемым явлениям, повышает творческий потенциал.
Рекомендации для успешного проведения интегрированных занятий необходимо:
1. Систематическое проведение занятий.
2. Осознанность педагогом важность проблемы.
3. Рефлексия деятельности педагога, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания.
4. Подбор необходимого технического оснащения.
5. Систематическое проведение анализа интегрированного занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в совместной деятельности с детьми и в работе с родителями по данной теме.
Как правило, дети с ОНР отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, можно связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Интегрированные занятия могут иметь форму спектакля. Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность развивать речевую активность. Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности: развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения; развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности. Нарушения речи преодолеваются и некоторыми нетрадиционными видами деятельности, например, с помощью музыки и движения. Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения, которые оказывают коррекционное воздействие на детей с общим недоразвитием речи, развивая все компоненты речи, слуховые функции, речевые функциональные системы, двигательные сферы, ручную и артикуляционную моторику, память, внимание, общую моторику.
Перемена сфер деятельности хорошо соответствует активно-подвижной природе детей и позволяет рассмотреть объект изучения в разных плоскостях, по ходу закрепляя полученные знания на практике. Ребенок, не успевает «уставать» от объема получения новой информации, в нужный момент переключаясь на новую форму «впитывания» материала. Такие занятия помогут устранить неизбежные противоречия между развитием личности дошкольника и самим педагогическим процессом, сгладив несоответствия между подвижной природой ребенка и процессом получения новых знаний. Объединяя в нужной пропорции элементы развития речи, изодеятельности, физического развития в одно интегрированное занятие, педагог может удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет для себя в занятии близкие для себя темы.
Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется взросло-детское сообщество. Можем сделать некоторые выводы: занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон (теоретической, практической, прикладной); у детей формируется познавательный интерес и занятия дают высокую результативность; переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс; интегрированные занятия объединяют общими впечатлениями и переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений; совершенствованию грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи.