Методическая разработка по логопедии на тему «Лего — технология, как способ развития речи дошкольников имеющие речевые нарушения»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №379 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке» Приволжского района г. Казани
Методическая разработка
«Лего - технология, как способ развития речи дошкольников имеющие речевые нарушения»
Учитель – логопед:
Дарья Николаевна Мельникова
Казань – 2017
Паспорт методической разработки
Название: «Лего - технология, как способ развития речи дошкольников имеющие речевые нарушения»
Вид: долгосрочный групповой проект с заданным результатом и элементами конструирования для детей 5-6 лет.
Продолжительность:3 периода обучения с сентября по май.
Участники: дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, воспитатели.
Образовательная область: познание, коммуникация, речевое развитие, социализация, игровая деятельность.
Актуальность: изучения темы мотивирована тем, что речь является высшей формой речемыслительной деятельности и, таким образом, определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка.
По данным литературы, большинство детей, испытывают значительные трудности, психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что на сегодняшней день прослеживается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Среди них велика категория детей с общим недоразвитием речи.
При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Цель: развить речь детей с общим недоразвитием речи III уровня с использованием лего – технологии.
Задачи:
Развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
Уточнение, расширение и обогащение лексического словаря дошкольников с ОНР III уровня.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Гипотеза: выступило предположение, что лего – технология является эффективным развивающим коррекционным средством, при этом речь детей станет более распространенной, эмоционально выразительной, грамотной. Дети будут правильно строить предложения, сочетая слова и используя окончания. 
Этапы:
I. Этап (подготовительный)
1. Подбор и анализ методической литературы и интернет- ресурсов по теме проекта.
2.Разработка гипотезы, цель и задачи проекта.
3. Составление плана работы над проектом.
II. Этап (основной)
1.В ходе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных областей.
2.Работа с детьми, с воспитателями, со специалистами.
III. Этап (заключительный)
В результате работы над проектом были созданы продукты детской деятельности: лего постройки .Результаты и выводы: сформированы навыки связной речи; дети более уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения, сравнивают, анализируют, обобщают, устанавливают причинно – следственные связи; обогатился пассивный и активный словарь.
Перспективы на будущее: учитывая рекомендации ФГОС по подготовке дошкольников к школьному обучению комплексно и качественно готовить детей к школьному обучению; продолжать работу по развитию речи через игровую деятельность в детском саду; учитывать постоянную смену деятельности, предполагающею чередования умственных и практических действий ребенка; развивать мелкую и крупную моторику руки; продолжать работу над развитием высших психических функций (внимания, памяти, мышления) Продукт деятельности:
Изготовление и внедрение в работу новых лего - технологий по развитию речи, которые помогли  решить задачи проекта и достигнуть предполагаемого результата.
Перспективное планирование по лего – конструированию в старшей логопедической группе
Период Лексическая тема Тема по Лего-конструированию Задачи Образовательная деятельность в режимных моментах (формы и задачи) Организация развивающей предметно-пространственной среды (формы, задачи)
Сентябрь
Здравствуй,
детский сад!
Конструирование по замыслу
- активизировать конструктивное воображение детей;
- стимулировать создание детьми собственных вариантов построек, освоенных на занятиях, внесение в знакомые постройки элементов новизны;
- закреплять знание конструктивных свойств материала и навыки правильного соединения деталей. «Что лишнее?»
- развивать внимание и память.
«Построй, не открывая глаз»
- учимся строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук, выдержку.
«Здравствуйте, это я!», «Я дарю тебе улыбку»
- формировать умение передавать с помощью образных средств языка, эмоциональные состояния;
-развивать коммуникативные навыки.
Осень
Осенний лес
- Закреплять умение строить лесные деревья;
- Учить отличать деревья друг от друга;
- Закреплять названия деталей и цвет.
«Осень пришла» - учить детей логически завершать начатые педагогом предложения.
«Путешествие в осенний лес»
- продолжать формировать представления о временах года, экологической культуре через наблюдения.
Октябрь Сад (Фрукты и овощи)
Конструирование красивых ворот для «фруктового сада» -Ознакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для сооружения опор и перекладин (овальная деталь, горка);
-Формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках;
- Развивать умения анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части (столбики – опоры и перекладины), называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены. « Овощи и фрукты»-учить детей различать фрукты и овощи на ощупь;
-называть и группировать их;
-после прослушивания стихотворения перечислять овощи, о которых в нем рассказывается.
«Что купили на базаре?»
-расширять представления детей о фруктах, месте их произрастания, существенных признаках.
Грибы и ягоды
Грибная полянка
-Выделять основные части постройки, определять их назначение;
- Закреплять умения скреплять детали разными способами (со смещением, на плато, скрепляя 2 детали одной);
- Закреплять умения анализировать готовую постройку;
- Развивать активное внимание тонкой моторики рук;
- Учить составлять и отгадывать загадки. «Грибная корзинка»
-совершенствовать умение определять название гриба по внешнему виду;
-учить пользоваться в речи словами: съедобный- несъедобный;
-развивать внимание, память, устную речь.
«Лего на голове»
- развивать ловкость, координацию движения. «Чудесное лукошко»
-расширять представления детей о съедобных и ядовитых грибах.
Ноябрь
Обувь «Построим фургон для доставки обуви в магазины» - Ознакомить детей с назначением грузовых машин – фургонов;
-Определить конструктивные особенности машин – фургонов;
-Обучить выделению внутреннего пространства;
- Развивать умения следовать инструкциям педагога, размещать постройку на плате;
- Развивать конструктивное воображение.
«Чья обувь»
-развивать умение подбирать обувь, которую носят мужчины, дети, женщины.
«Найди деталь такую же, как на карточке»
-закрепить названия деталей конструктора Лего "Дупло".
« В обувном магазине»
- учить различать по внешнему виду обувь;
-сосредотачиваться при рассматривании предметов;
-развивать восприятие величины (большой, средней, маленький);
--правильно называть предметы обуви (ботинки, сапоги, туфли).
Транспорт (ПДД)
Грузовая машина с прицепом
- Учить анализировать образец будущей постройки;
- Учить строить по схеме;
- Формировать бережное отношение к конструктору;
- Закреплять умения обыгрывать постройку.
«Автомобили»
- закрепить правила поведения на дороге и в транспорте.
«Построим светофор»
-закрепить варианты скреплений конструктора, цвета
«Передай кирпичик лего»
- развивать координацию движений. «Моя улица»
(машины, светофор, дорожки, деревья, дома);
«Я иду в детский сад»
-закрепить навык конструирования дорожки, светофора, машины, дома, деревьев;
- повторить правила дорожного движения.
Декабрь Зимние забавы
Конструирование по замыслу
- Закреплять полученные навыки;
- Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;
- Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
«На прогулке»;
«Что такое хорошо, что такое плохо»
- закрепить правила поведения на улице, развивать речь, память, внимание.
«Угадай что спрятано?»
- закреплять цвет, форму деталей
«Передай кирпичик лего».
- развивать координацию движений «Зимний городок»
-закрепить полученные навыки конструирования;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Новый год
Елочные игрушки - Способствовать развитию мышечной силы;
- Развивать способность выделять в предметах их функциональные части;
- Способствовать развитию речи, используя составление описательных загадок (технология моделирования);
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, тактильную чувствительность у детей;
- Развивать память. «Убери на место»
- закрепить представления о правилах безопасного поведения, развивать наблюдательность, внимание, воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок, воспитывать чувство товарищества.
«Что лишнее?»
- развивать внимание, память.
«Фантазеры»
- развивать фантазию, воображение. «Украшаем группу к новому году»
Конкурс «Новогодняя игрушка»
-закрепить полученные навыки;
-развивать фантазию, творчество;
-вызывать положительные эмоции.
Январь Зимующие птицы
Кормушка для птиц
- Закреплять навыки строить по схемам;
- Учить строить кормушку из лего-конструктора;
-Распределять детали лего-конструктора правильно.
«Найди такую же деталь как на карточке»
- закреплять названия деталей лего-конструктор;
- рассматривание иллюстраций, рассказ о зимующих птицах;
- закрепить знания детей, развивать внимание.
«Сколько птиц к кормушке нашей» - развитие мелкой моторики рук «Самая теплая и прочная кормушка»
- закрепить навык конструирования птиц;
-воспитывать доброжелательное отношение к природе.
Домашние животные и их детеныши
Животные на ферме
(лошадь) -Закреплять знания о домашних животных;
- Учить анализировать образец, выделять основные части животных;
- Развивать конструктивное воображение детей. «Дорога в деревню»
«Найди детеныша»
«Домашние животные»
- закрепить представления о домашних животных, чем питаются, их особенности. «На ферме»
- развивать умение анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части;
- развивать фантазию, творчество.
Февраль Мой дом
«Дом, в котором мы живем...»
- Вспомнить основные части дома;
- Учить строить новым способом крышу -«лесенкой»;
- Учить «вставлять» окна и двери в ЛЕГО дом;
- Рассказать о членах семьи. «Выполни задание по словесной инструкции»
- задание на классификацию
«Разноцветные башни»
- знание цвета, размера
«Запомни и разложи» - развитие внимания, памяти
«Строим дом» -умение строить по образцу
«Чудесный парк»
-украшаем придомовую территорию.
«На что это похоже»
-придумать мебель из данного количества деталей.
День защитников Отечества. Военная техника (Самолет) -Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, познакомить с военной техникой
- Закреплять умение строить самолет по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования. «Кто быстрее?»
- развивать быстроту, внимание координацию движений.
«Самолеты»
«Военная техника»
- познакомить детей с военной техникой. «Военная техника из лего»
«Мы - солдаты»
- воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию;
- развивать память, воображение.
Март Праздник мам Полевые цветы
- продолжать учить создавать конструкцию на плоскости;
-учить анализировать объект: повторить строение цветка;
- учить с помощью цвета создавать модель похожую на оригинал
д/и «Запомни и разложи детали»
-развивать внимание и память
Творческое задание «Какой цветок можно сделать из кирпичиков красного, … цвета»
- развивать память, творческое воображение Творческое задание «Букет для мам»
- закреплять умение конструировать цветы, развивать фантазию
д/и «Чей лепесток»
- закреплять знания о строении цветка;
- расширять кругозор, знакомить с названиями цветов
Перелетные птицы
Встречаем птиц - Вспомнить названия перелётных птиц;
- Познакомить с новой деталью - «клювик»;
- Познакомить со схемой строения птицы; «Разложи детали по местам»
-знание названия, формы и цвета деталей
«Послушай и сделай»
- воспроизведение модели по указанию педагога «Перелётные птицы»;
«Что за птица?»;
«Курочка – ряба» -
вспомнить названия перелётных птиц;
Апрель Мой город Дом (фасад)
- продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов DUCTO;
- учить самостоятельному конструированию модели дома;
-закрепить знания о строении дома;
- знакомить с новыми возможностями крепления кирпичиков ЛЕГО- ДАКТА; Строительная игра «На улицах нашего города»
- учить самостоятельно создавать постройки и обыгрывать их
Творческое задание «Город будущего»
- развивать фантазию, учить воплощать задуманное с помощью конструктора Фотоальбом «Архитектура нашего города»
- обратить внимание на разнообразие архитектурных строений;
- побуждать воплощать увиденные образцы в своих моделях
Комнатные растения Цветушие растения
- повторить названия комнатных цветущих растений,
- вспомнить основные правила ухода за комнатными растениями;
- повторить строение цветка;
- учить подбирать детали по цвету соответствующие данному цветку
д/и «Каждому кирпичику свой цветок»
- учить соотносить оттенки цветка с цветом кирпичика;
- Творческое задание «Построй цветок по описанию»
- развивать творческое воображение;
- учить реализовывать конструктивные навыки Рассматривание иллюстраций альбома «Цветущие растения»
- закрепить знания о названии известных ранее цветов, расширять кругозор, знакомить с названиями новых цветов
Игровая ситуация «Узнай цветок по соцветию»
- знакомить с работами своих товарищей
- развивать творческое воображение
Май Азбука безопасности Конструирование по замыслу - повторить правила дорожного движения;
- закрепить умение строить разные виды городского транспорта;
- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность
Дидактическая игра «Узнай по контуру»
- учить отгадывать детали конструктора по контуру;
- закрепить название новых деталей для моделирования автотранспорта;
д/и «Выполни задание по словесной инструкции»
- закрепить названия деталей конструктора;
- развивать память, логическое мышление Сюжетно – ролевая игра «На улицах города»
- учить использовать свои постройки при обыгрывании сюжета;
- закрепить правила дорожного движения
д/и «На что это похоже»
- придумать конструкцию из данного количества деталей;
- развивать внимание, наблюдательность
Здравствуй, лето! Живые цветы - познакомить детей с разнообразием бабочек и их строением;
- учить строить симметричные изображения на плоскости;
- продолжать учить строить по замыслу, опираясь на имеющийся опыт д/и «Замени деталь»
- учить заменять одну деталь конструктора несколькими похожими
Творческое задание « Делай, как я»
- закрепить элементарные знания о симметрии;
- учить строить симметричные плоскостные фигуры Рассматривание картинок и фотографий на тему «Бабочки»
- закрепить знания о строении, названиях и образе жизни бабочек;
- побуждать воплощать увиденное с помощью конструктора
ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Игра: «Волшебный мешочек»
Цель: развить тактильные ощущения, внимания и память. Инструкция:
Перед вами на столах лотки с различными деталями конструктора лего. Прошу исследовать форму и размер деталей.
Ход игры:
- Логопед: «Поиграй, Поиграй и в мешочек покидай»
- Логопед: «Кручу верчу, кручу верчу, такую форму отыщу»
Примечание: Тренируя пальцы, тем самым развивается мелкая моторика рук, оказывая воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.
2.Игра : «Мы строители»
Цель: формировать понимание пространственных отношений между предметами.
Инструкция:
Давайте построим домик по образцу. Схема домика (см.приложение 1)
Ход игры:
- Логопед:
Ты построишь домЧтоб окошко было в нёмЧтоб у дома дверь былаРядом чтоб сосна рослаЧтоб вокруг забор стоялПёс ворота охранялЧтоб на травке жил жучокБегал быстрый паучокСолнце было, дождик шёлЧтоб тюльпан в саду расцвелЧтоб глазок на доме былА за домом ёжик жил.
- Вот какая красивая конструкция получилась.
- А сколько в твоем доме окошек?
- а над окошком что расположено?
- А между елями , что находиться?
Примечание:
При создании построек по определенной схеме дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д. 3.Игра: « Угадайка»
Цель: способствовать успешному овладению каждым ребенком звуко -буквенным анализом и синтезом слова.
Инструкция:
В лотках есть лего – пластины. Определим положение звука У в слове.( в начале, в середине, в конце), расселим звук в нужную ячейку
у с ы
Ход игры:
- Логопед произносит утрировано слово на заданный звук «усы», «суп», «гну»
Примечания:
Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигателъный, слуховой и тактильный.
4Игра: «Строитель»
Цель: способствовать лучшему запоминанию образ буквы, лучше различать сходные буквы.
Инструкция:
- Построим букву по схеме (см приложение 2)
Ход игры:
- Логопед:
"А" - похожА нА шАлАш,
есть тАм и второй этАжили, может быть, чердАк,
букву "А" узнАет всяк.
«А» - похожА на вигвАм.
Это дом индейский, тАмПереклАдинА-турник…
НА него мы утром – прыг!
Подтянулись – крАсотА!!!
С буквой дружим мы всегдА!Примечание: помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры.
Список использованной литературы
Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи // Логопед. - 2004.
Глухов, В.П. Методика формирования связной монологической речи до- школьников с ОНР. – 3-е изд. испр. и доп./ В.П. Глухов. – М.: Просвещение, 2004.
Дыбина О.В Груздова В Анфисова С.Е Кузина А.Ю Ключевые компетентности детей дошкольного возраста. Тольятти, 2006
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1982.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2004.
Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы). / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание, 2004. – № 11.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психологопедагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста //Дефектология.-1985.
Аннотация
Актуальность данной темы определяется необходимостью использования воздействия лего - технологии, как интегративной, так и активной на процесс развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, а также необходимостью выявления возможностей ее использования на различных этапах логопедического занятия. Рост числа детей с речевыми нарушениями позволяет сделать вывод об актуальности разработки новых методов, программ и технологий, способствующих более эффективному преодолению нарушений различных сторон речевого развития.
Было представлено и апробировано разработанное перспективное планирование по лего - конструированию в старшей логопедической группе. В результате систематического проведения коррекционных занятий по развитию речи в рамках разработанного перспективного планирования было выявлено повышение уровня развития речи, что позволяет судить об эффективности разработанного планирования развития речи. Таким образом, гипотеза о том, что лего- технология является эффективным развивающим коррекционным средством, которое влияет на развитие речи у детей с ОНР III уровня будет более эффективным, если в структуре логопедического занятия, а так же в закрепление в режимных моментах воспитателем пройденного материала, использовать элементы лего - конструирования нашло свое подтверждение.
Приложение 1
Схема «Домика»

Приложение 2
Схема «Лего буквы»
3582670410781500
Приложение 3

Приложение 4
«Лего пластины по обучению звуко – буквенному анализу слова»