Комплекс развивающих игр и упражнений для детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения устной и письменной речи.



Комплекс развивающих игр и упражнений для детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения устной и письменной речи.


Подготовила учитель-логопед МБОУ № 68
Сорокина Е.Ю.


Игра «Хлоп-топ»
Цель: развитие фонематического слуха, внимания, быстроты реакции. Профилактика акустической дисграфии, дисграфии на почве несформированного анализа и синтеза слов.
Игра имеет несколько вариантов.
1. Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он
услышит слово, начинающееся (закачивающееся) на определенный звук.
2. Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он
услышит слово со звуком [к], и топнуть, если он услышит слово со звуком [г] и другими парными согласными.
3. Учитель произносит слоги, предлагая ребенку хлопнуть себя по
коленкам, если он услышит слог па, и подпрыгнуть и мягко приземлиться, если
он услышит слог ба и с другими слогами.
Игра «У кого хороший слух?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове. Профилактика акустической дисграфии.
Учитель показывает картинку и называет ее. Учащиеся поднимают
сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более
поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают
название картинки про себя и реагируют также.
Игра «Какой звук чаще всего слышим?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи
часто повторяющийся звук. Профилактика акустической дисграфии.
Учитель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они
чаще всего слышали.
Щеткой чищу я щенка, Гусь Гога и гусь Гага
Щекочу ему бока. друг без друга ни шага.
Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»
Цели: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Профилактика акустической дисграфии, дисграфии на почве несформированного анализа и синтеза слов.
Учитель называет первое слово и передает мяч ребенку, приговаривая
Свяжем мы из слов цепочку,
Мяч не даст поставить точку.
Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего
слова начальный звук последующего (весна- автобус- слон- нос - сова).
«Умные карточки»
Цель: развитие внимания, памяти, профилактика дисграфии на почве несформированного анализа и синтеза слов.
• вставить пропущенные буквы в слова (ви..ка, ди..ан, ут..а, лу..а);
• подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором,
третьем месте (шуба, уши, кошка);
• выбрать из данных предложений слова с определенным количеством
звуков;
• добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы
получилось слово: па- (пар, парк, паром, паруса);
• преобразовать слова различными способами:
-добавляя звук (рот — крот, осы — косы, мех — смех);
-изменяя один звук слова (сом — сок, сук — суп — сух — сох — сор —
сыр — сын — сон);
-переставляя звуки (пила — липа, палка — лапка, кукла — кулак);
-разгадать ребус;
• составить как можно больше слов из букв одного слова (крапива — парк,
ива, карп, пар, рак, Ира);
• составить слово, выделив данный по порядку звук (третий з вук в словах
рак, брови, сумка, трава, сыр — комар).
«Волшебные картинки»
Цель: развитие лексико-грамматических категорий, профилактика аграмматической дисграфии, дисграфии на почве несформированного анализа и синтеза слов.
Производится с опорой на картинку и без нее.
1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем
количество слов.
2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
З. Увеличить количество слов в предложении.
4. Составить графическую схему данного предложения.
5. Придумать предложение, соответствующее схеме.
6. Определить место слова в предложении (какое по счету указанное
слово).
7. Выделить из текста предложения определенное количество слов.
8. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в данном
предложении.
«Слоги»
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза слов, профилактика дисграфии на почве несформированного анализа и синтеза слов.
• определить количество слогов в слове, поднять соответствующую цифру;
• записать слова в два столбика (разложить картинки на две группы) в
зависимости от количества слогов;
• определить пропущенный слог, записать восстановленные слова ( --буз,
ут-- , лод--,ка —даш);
• найти в предложении слова с определенным количеством слогов;
• составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, лё; точ, лас,
ка);
• выделить в словах первый слог; записать полученные слоги, объединив
их в слова (улей, домик, машина, луна, жаба — У дома лужа);
• выделить из слова и записать слог с заданным гласным.
«Отгадайте, кого я называю?»
Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких
слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает З раза,
учащиеся считают, затем встают (Се-ре-жа, Ма-ри-на).
«Перевертыши»
Цель: развитие умения составлять слова. Накопление в памяти слоговых
Образов, профилактика дисграфии на почве несформированного анализа и синтеза слов.
Оборудование: карточки со слогами (4—6) каждому играющему.
Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и
составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай,
ка; вес, на; ка, мыш; бан, ка; ла, ска; ни, тка; ра, но; на, ши; ка, кой.
«Цепочка»
Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу, профилактика дисграфии на почве несформированного анализа и синтеза слов.
Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий
подбирает слово, которое начинается с последнего слога данного слова (окно
— но-ра — ра-ма).
«Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»
Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления, профилактика дисграфии. на почве несформированного анализа и синтеза слов.
Учитель бросает мяч детям, называя одно-, двух- и трехсложные слова.
Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и
передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам,
одновременно отбивая слово мячом. «Рыбалка» Цель: развитие фонетико-фонематического восприятия, внимания, закрепление навыков звукового анализа, профилактика дисграфии на почве несформированного анализа и синтеза слов, акустической дисграфии.
Дается установка: «поймать слова со звуком [л]» (и другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор. «Телевизор» Цель: развитие фонетико-фонематического восприятия, развитие и совершенствование звукового анализа и синтеза в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии. Развитие навыков чтения. На экране «телевизора» прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается. Например: месяц — спрятанное слово. Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля. «Рассели животных» Цель: развитие навыков дифференциации оппозиционных звуков, развитие фонематического слуха, профилактика дисграфии на почве несформированного анализа и синтеза слов, акустической дисграфии.
Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями. Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются. «Цепочка слов» Цель: развитие фонетико-фонематического восприятия, развитие навыков дифференциации звуков, внимания, профилактика дисграфии на почве несформированного анализа и синтеза слов, акустической дисграфии.
Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.
«Собери цветок» Цель: развитие навыков дифференциации оппозиционных звуков, развитие фонематического слуха и аналитико-синтетической речевой деятельности учащихся, профилактика дисграфии на почве несформированного анализа и синтеза слов, акустической дисграфии.
На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с]. «Незнайка с кармашком» Цель: развивитие фонетико-фонематического восприятия, совершенствование звукобуквенного и слогового анализа слов, развитие внимания. Профилактика дисграфии. I вариант В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором. II вариант В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.
«Найди ошибку» Цель: развитие умения различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов, развитие фонетико-фонематического восприятия и внимания. Профилактика дисграфии. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть. «Собери букет» Цель: развитие фонематического слуха, развитие навыков дифференциации звуков. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую — со звуком [р]». (Розовая — [р], голубая — [л].) Рядом лежат цветы: роза, ландыш, ромашка, гладиолус, колокольчик, клевер, лилия, гербера, хризантема, фиалка и др. Дети раскладывают в вазы цветы. Должны остаться лилия, хризантема, т.к. в названии этих цветов нет звуков [р], [л]. Аналогично и с др. звуками. «Речевое лото» Цель: развитие умений выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развитие внимания, фонематического слуха. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения. Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок. «Читаем сами» Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной фонетико фонематическим недоразвитием речи, развитие скорости чтения. 1 вариант Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок. 2 вариант Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов. «Волшебный круг» Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения. I вариант Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ. Например: мишка — мышка    удочка —уточка мак — рак              коза — коса кит — кот             трава — дрова усы — уши           кадушка — катушка дом — дым II вариант Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики хором читают слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше — дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка. «Найди слова в слове» Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии. Ход игры: на доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записывают его в тетрадь). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова». «Математическая грамматика» Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: с + том - м + лиса - са + иа - ? (столица). «Допиши словечко» Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии. На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его. Например: Воробей взлетел повыше, Видно всё с высокой                 (крыши). «Занимательная грамматика» Цель:   закрепление  фонетического   и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения и словообразования, развитие фонематического восприятия и профилактика дисграфии. Сложить слово из двух слов по схеме: Слова — слагаемые, составляющие слоги, зашифрованы по принципу кроссворда. Например: 1) первый слог — наименьшее трехзначное число; 2)второй слог обозначает часть головы человека, где находятся глаза, рот, нос, только во множественном числе; вместе — главный город страны (столица); «Шифровальщики» Цель: развитие фонематического слуха, процессов анализа и синтеза, внимания. Профилактика дисграфии. Учитель читает слова, дети записывают в тетради только «дежурную» букву и отмечают цифрой место, на котором она стоит в слове. Слова: пофыркать, фуфайка, кофта, фотограф, кровать, салфетка, вата, футбол, картофель. Ф-3, Ф-1,3, Ф-3, Ф-1,8, Ф-0, Ф-4, Ф-0, Ф-1, Ф-6 Использовать слова ловушки, в которых нет заданного звука. Усложнить игру таким образом, что дети записывают только звук Ф и его место в слове, тогда схема будет следующая Ф-3, Ф-1,3, Ф-3, Ф-1,8, Ф-0, Ф-0, Ф-0, Ф-1, Ф-0 «Большой - маленький» Цель: развитие лексико-грамматических категорий, профилактика аграмматической дисграфии. Развитие внимания. Игра с мячом. Ведущий называет слово из различных категорий (овощи, фрукты, животные, цветы и др.) и бросает мяч. Ребенок должен назвать ласково, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Например: банан – бананчик, собака – собачка. «Поварята» Цель: развитие лексико-грамматических категорий, профилактика аграмматической дисграфии. Развитие внимания, памяти. Учитель уточняет, что можно приготовить из фруктов, овощей (компот, повидло, джем, салат, рагу, варенье, сок, пироги и т.д.). У каждого ученика набор картинок с изображением фруктов и овощей. Ответ строится следующим образом: Например: апельсин круглый, оранжевый, ароматный, сочный, кислый, сладкий, из апельсина можно приготовить вкусный апельсиновый сок, сварить ароматный апельсиновый джем, испечь аппетитный апельсиновый пирог. Выигрывает тот ученик, который придумал наибольшее количество словосочетаний и предложений. «Что где растет?» Цель: развитие лексико-грамматических категорий, профилактика аграмматической дисграфии. Развитие внимания, памяти. Детям предлагается 2 символа Все овощи растут в огороде на грядке в земле или на земле. Предлагается записать в 2 столбика названия овощей. В первый столбик записываются названия овощей, которые растут на грядке (огурец, кабачок, помидор, тыква, капуста, горох, бобы, перец, петрушка и др.), во второй столбик записываются названия овощей, которые растут в земле (корнеплоды) (свекла, морковь, репа, редис, картофель, лук, чеснок и др.). «А или О» Цель: развитие умений подбирать проверочные слова, профилактика аграмматической дисграфии, развитие памяти. Записать в 2 столбца слова с безударными гласными в корне слова А и О. Слова: платил, посадил, глотал, прошу, сказал, лошадь, козел, колоть и др. Можно построить игру след. образом: записать в 2 столбика словосочетания с Е и И: запевает в хоре, запивает молоком, слезал с крыши, слизал варенье, сыро в лесу, охота на лису и др. «Деформированные предложения и тексты» Цель: развитие мышления, внимания, профилактика дисграфии. 1 вариант Составить предложение: Ёжика, кустах, в, мальчики, нашли. Чистом, классе, работать, в, приятно. Поле, громко, машины, в, загудели. 2 вариант Изменить порядок не только слов в предложении, но и порядок предложений в тексте: Миша, двор, вышел, во, мишкой, с. Плюшевого, Мише, подарили, мишку. Игрушками, дети, с, вместе, тех, подружились, и, пор, играли. Мама, ему, шубу, штанишки, сшила. Его, в, он, машину, посадил. Лошадка, у, игрушечная, Маши, новая. Лошадке, Миша, мишку, и, стали, на, катать, лошадке, Маша. Теплый, бабушка, шарф, шерстяной, связала. «Исправь ошибки» Цель: развитие внимания, мышления, развитие языкового анализа и синтеза, профилактика дисграфии. Мальчик стеклом разбил мяч. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке сено. Теленок ведет девочку на веревочке. После лета пришла долгожданная весна. Весной луга затопили речку. «Найди букву» Цель: развитие внимания, развитие умения дифференцировать, ориентироваться в пространстве, профилактика оптической дисграфии. Задание выполняется с любым текстом. Ребенку предлагается: 1) Зачеркивать гласные первого ряда одной чертой, гласные второго ряда двумя чертами, 2) Твердые согласные одной чертой, мягкие двумя чертами, 3) Зачеркивать только одну букву, 4) Обводить гласные, подчеркивать согласные и т.д. «Флот помог» Цель: развитие внимания, языкового анализа и синтеза слов, профилактика дисграфии. Расположить слова в 2 столбика. В первом столбике четыре слова, во втором одно слово. Дополнить буквами из слова во втором столбике слова из первого столбика. пена шар флот бор метр «Кто? и что?» Цель: Развитие связной речи, профилактика аграмматической дисграфии. Ответить на вопросы предложениями, состоящими из трех слов, из четырех слов. Кто учит детей? Кто ведет поезд? Кто охраняет лес? Кто лечит животных? Кто стрижет волосы? Кого тащит лиса? Кого зовет курица? Кого поймали рыбаки? Кого везет поезд? Что несут туристы? Что разожгли пионеры? Что сушат колхозники? Что строят строители? Что слушали дети? Чем подметают пол? Чем моют руки? Чем вытаскивают гвозди? Чем едят котлеты? «Соотнеси слова» Цель: развитие фонематичесого восприятия на уровне слова, развитие внимания.
Карточки со словами- Карточки со словами-
признаками предметами
СИЛЬНАЯ СKAТEPТЬ
БЕЛАЯ БУДИЛЬНИК
НОВЫЙ МЕТЕЛЬ
ВЫСОКИЕ СТУПЕНЬКИ
ГУСТЫЕ ПОГОДА
ТРУХЛЯВЫЕ ПЕНЬКИ
ТЁПЛАЯ ВОЛОСЫ
«Будь внимательным» Цель: Развитие внимания, синтеза, фонематического восприятия, профилактика оптической дисграфии. Каждой букве соответствует цифра. Детям предлагаются комбинации цифр для составления слов.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
а в н к и р е т о л
1070 (вата), 1427 (винт), 1893 (волк), 16243 (веник), 3428 (кино).
«Четвертый лишний» Цель: Развитие внимания, мышления, профилактика дисграфии. Указать четвертое «лишнее» слово (с иным, чем у остальных слов, значением): грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный; понять, разобраться, запомнить, уразуметь; думать, ехать, размышлять, соображать.
«Думай! Отвечай!» Цель: развитие внимания, профилактика аграмматической дисграфии. 1 вариант Петю встречал Миша. — Кто приехал? (Петя) Лене написала письмо Катя. — Кто получил письмо? (Лена) Внука проводил дедушка. — Кто уехал? (Внук) Папоротник ниже куста. — Что выше? (куст) Лента шире пояса. — Что уже? (Пояс) 2 вариант Взошло солнце, потому что стало тепло. У Кати был день рожденья, потому что ей подарили куклу. Пришла весна, потому что прилетели грачи. Был жаркий день, потому что ребята пошли купаться. Костер погас, потому что стало холодно. Птица кричит «ку-ку», потому что ее назвали кукушкой. Ребята взяли в дальний путь компас, который им предстоял. Из рыбы сварили уху, которую мы наловили. За селом садилось солнце, которое раскинулось на высоком берегу. Рассаду высадили на грядку, которую мы вырастили. Сильный дождь освежил сад, который лил как из ведра. Ребята собирали яблоки в корзины, которые поспели. Сельский сад охранял сторож, который раскинулся на три гектара. «Волшебный мешочек» Цель: развитие лексико-грамматических категорий, расширение словарного запаса. Развитие памяти, внимания. В «волшебном» мешочке находится некоторое количество предметов, которые можно объединить в группы (например, игрушечные машинки, муляжи фруктов, овощей и др.). Дети по очереди достают из мешочка предметы и объединяют их в группы. Для того чтобы это было сделано правильно, в начале игры необходимо несколько предметов по очереди достать, положить на стол и внимательно рассмотреть с детьми, наметив тем самым возможные принципы объединения их в группы. Задача взрослого: корректировать (но не прямым вмешательством, а с помощью наводящих вопросов) действия игроков с тем, чтобы группы были сформированы с опорой на существенные признаки предметов. «Найди слова» Цель: развитие внимания, зоркости, профилактика оптической дисграфии и дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза. Для игры необходимо подготовить карточки по числу играющих детей с буквенным текстом, в котором «спрятаны» разные слова, например:
сивренудысупдлдроваибмтегмирыдушсиренъйфф фанерасверцуктарелкайцйцкчайхгродкастрюлявар кдегкошказимавареньеывакждежизнъвасфконькен пмтилнрозакдалегкарентавакнстмсеменаждцапляк сольпаркеузэхвоябдложээкскаваторваренкщйцхвбч ваенсолнцепрпарадибтълработаывугхуходпорохалв Каждому игроку необходимо как можно быстрее найти такие слова и подчеркнуть их. Для повышения интереса и азарта детей время выполнения задания можно ограничить тремя минутами. Выигрывает тот, кто первым правильно подчеркнет все слова. « Корректоры» Цель: развитие внимания, зоркости, профилактика оптической дисграфии. Игровая задача — как можно быстрее найти в предлагаемом и одинаковом для всех участников игры тексте (например, в отрывке из художественного произведения, газетной статье или на странице учебника) одно—три заданных ведущим слова. Отыскав слова, их необходимо подчеркнуть или обвести кружком. Итог игры и определение лучшего «корректора» проводятся коллективно. «Вершки и корешки» Цель: развитие внимания, памяти, воображения, профилактика оптической дисграфии. Традиционные минутки чтения, которые учитель проводит, предлагая детям хором или индивидуально читать написанные на доске или напечатанные на карточках различные слоги, слова (например, словарные), можно в значительной степени разнообразить. Для этого карточки, которые будут предлагаться для чтения на том или ином уроке, следует либо разрезать пополам по горизонтали, либо перегнуть (также по горизонтали), чтобы были видны только «вершки» или «корешки» слогов, слов (рис. 42). Однако прежде, чем предлагать такие слова детям, педагогу следует проверить, действительно ли слог, слово будут «узнаваемы», так как не все буквы можно угадать по их только нижней или только верхней части.
«Правильно — неправильно» Цель: Развитие внимания, памяти, профилактика оптической дисграфии. В ходе игры (в индивидуальной форме или коллективно) детям предлагается определить, какие из букв написаны неправильно, и зачеркнуть их карандашом (фломастером) красного цвета (рис. 47). Аналогичная игра может быть проведена и на цифровом материале

«Что получилось?»
Цель: Ориентировка в пространстве, развитие внимания, профилактика оптической дисграфии.
Участники игры по очереди предлагают друг другу выполнить ряд действий по расстановке букв, например:
■ выложить букву О;
■ справа от нее положить букву К;
■ слева от буквы О положить букву С. Какое слово получилось?
Победителями являются не только те игроки, которые правильно выполняли раскладку и первыми отгадывали слова, но и те, кто смог точно, правильно сформулировать задания для других.
На третьем этапе детям могут быть предложены наиболее сложные задания, к выполнению которых они тем не менее оказываются достаточно подготовленными всем предыдущим ходом работы:
«Шумящие коробочки»
Цель: развитие внимания, слухового восприятия.
10—12 коробочек от «Киндер-сюрпризов», наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами, например горохом, гречневой крупой, речным песком, фасолью, мелкими камешками и др., помогут организовать увлекательную игру, в которой ее участники должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие. Главный принцип заполнения коробочек — материал в парных коробочках должен быть не только идентичным, но и примерно одинаковым по весу и количеству, только тогда они будут звучать одинаково.
«Ритмические рисунки»
Цель: развитие чувства ритма, слухового восприятия, внимания.
Перед началом игры ведущий объясняет детям, как можно с помощью знаков «записывать» тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками — паузы между сериями сигналов.

«Снежно-звуковой ком»
Цель: развитие внимания, памяти, фонематического слуха.
Так же, как снежинки последовательно образуют снежный ком, можно почти такой же ком «слепить» из звуков и назвать его «снежно-звуковым». Для этого после предваряющего игру договора — из каких звуков, например, только гласных, или только согласных, или любых, будет составлен снежно-звуковой ком — первый игрок называет звук. Второй игрок повторяет его и добавляет свой звук. Третий игрок повторяет два первых звука и называет свой — третий по счету ит.д. Выигрывает тот игрок, которому удастся «слепить» самый большой ком, т.е. правильно воспроизвести наиболее длинную цепочку звуков. Также можно использовать вместо звуков слоги.
«Придумываем предложение»
Цель: развитие внимания, памяти, воображения, профилактика аграмматической дисграфии.
Так же, как и в предыдущих играх, дети постепенно наращивают количество требующих точного повторения слов, но с одним условием — слова должны быть между собой связаны по смыслу, например:
Синий...
Синий автобус...
Синий автобус едет...
Синий автобус едет по ...
Синий автобус едет по улице...
Синий автобус едет по улице, которая... и т.д.
«Буквы заблудились»
Цель: развитие внимания, зоркости, профилактика оптической дисграфии.
Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место. В игре может принимать участие весь класс, она также может быть проведена в малой группе, в парах.

«Сосчитай слоги»
Цель: развитие внимания, профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов.
Распределить слова в 3 столбика в зависимости от количества слогов в слове.
Кот, молоко, самокат, лето, голубь, сказка, стол, лоб, город, стриж, море и т.д.
«Молчанка»
Цель: развитие внимания, профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов. У каждого ученика — карточки с цифрами 1, 2, 3. Перед началом игры из числа игроков выбирается помощник ведущего — «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове. (Подбор слов может быть произвольным и тематическим.) За неверные ответы «наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки, за каждую из которых по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.
«Цветочный магазин»
Цель: развитие внимания, расширение словарного запаса, профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов, аграмматической дисграфии. Игровой материал — открытки с изображением цветов, которые выставляются на наборном полотне. Это — «цветочный магазин», а цветные фишки в руках у детей — это «деньги». Педагог объясняет, что каждый может купить для себя цветы, только необходимо правильно рассчитаться с «продавцом» (его роль исполняет сам педагог или кто-то из детей), т.е. отдать за каждый столько фишек-«монет», сколько слогов в слове-названии цветка. Покупать цветы нужно только по очереди.
Выигрывает в игре тот, кому удастся «купить» без ошибок наибольшее количество цветов.
«Продолжай!»
Цель: развитие внимания, профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов, аграмматической дисграфии.
Игра проводится с небольшой подгруппой детей. У педагога игры в руках мяч. Произнеся какой-либо слог, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Продолжай». Получивший мяч называет следующий слог так, чтобы получилось целое слово. Затем уже он, называя начало слова — первый слог, бросает мяч другому игроку и т.д.
Игрок, замешкавшийся с ответом или ответивший неправильно, выбывает из игры.
Также на уроках обучения грамоте и русскому языку можно использовать всевозможные упражнения-кроссворды, ребусы, составления слов из слогов, из букв, вычленение из слов других слов, подбор однокоренных слов, игры «Большой-маленький», «Один-много», дифференциация предлогов и приставок (вставить в тексте, раскрыть скобки). Работать над связной речью с помощью опорных слов или сюжетных картинок, игры «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний». Пересказ текста. Составление рассказа по опорным словам – действиям или словам – признакам. Все эти способы, безусловно, помогут в работе с детьми, имеющими нарушения устной письменной речи, а также позволят разнообразить урок и сделать его интересным и увлекательным.