Совместная работа учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися младших классов общеобразовательных школ, имеющих речевые нарушения


Совместная работа учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися младших классов общеобразовательных школ, имеющих речевые нарушения.
Учитель – логопед Кайдорина Ольга Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Лесосибирска», 2007 год
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.
В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество учеников, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности освоения грамоты, а затем чтения и письма могут быть обусловлены комплексом причин, среди которых – как недостаточность психических предпосылок освоения данных видов речевой деятельности, так и неадекватность методик обучения возможностям ученика.
Особенно тревожная ситуация сложилась с процентом тяжелых речевых нарушений (по городу Лесосибирску эта цифра выросла с 25% до 45 %). Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они в большинстве случаев имеют полноценный слух и интеллект. Выявляются они, в основной своей массе, как правило, к концу первого — в начале второго класса, при переходе от обучения грамоте (когда происходит первоначальное становление технических навыков чтения и письма) к учебным предметам: «Русский язык» и «Чтение», для освоения которых требуются автоматизированные навыки и умение распределять внимание между технической и смысловой сторонами. Переход этот требует достаточно большого времени и усилий со стороны и педагогов и учащихся. Пробелы в формировании учебных навыков в период овладения грамотой в дальнейшем могут быть причиной неуспеваемости ребенка по многим предметам.
В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом новых федеральных государственных требований. Успех коррекционной - развивающей работы с учащими младших классов общеобразовательных школ, определяется строгой, продуманной системой. Суть ее заключается в создании творческого союза педагогов, объединенных общими целями, построенного на основе комплексной диагностики, организации коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход. Создание комплексного подхода предполагает тесное сотрудничество и партнерство всех взрослых участников педагогического процесса и предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом.
Чтобы достичь удовлетворительных результатов в процессе коррекции или совершенствования письменной формы речи, специалистам необходимо в ходе диагностики выявить характер трудностей и механизмы, препятствующие освоению программных требований. И только основываясь на подобном анализе, можно строить тактику и стратегию коррекционной работы.
Система педагогического сопровождения детей с проблемами в обучении включает следующих специалистов: психолога, логопеда, социального работника, медицинского работника, учителя.
Особую значимость в организации коррекционной работы в школе имеет совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога. Причем логопед призван оказывать диагностическую и коррекционную помощь только учащимся начальной школы, что определяется соответствующим нормативным документом. Объектом профессиональной деятельности логопеда выступает ребенок, имеющий речевую патологию первичного генеза. Однако, как правило, к логопеду идут в тех случаях, когда у ребенка возникают проблемы с освоением программного материала по чтению и письму (русскому языку).
Работа психолога - это диагностика причин школьной неуспеваемости, в частности в предметных областях «Русский язык» и «Чтение» совместно с логопедом (если таковой в школе имеется). Это организация занятий по коррекции психической деятельности ученика, его психических функций, эмоционально-волевой сферы. Это организация работы с педагогами по выбору оптимальных путей обучения каждого ребенка, нуждающегося в этом, выбор оптимальных методик преподавания.
Работа в команде предполагает реализацию комплексного подхода и при диагностике, и при коррекции недостатков письменной речи ученика, поскольку позволяет увидеть личность ребенка в целом и организовать воздействие на нее в целом. Это принципиальный подход, позволяющий повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения.
В школу приходят разные дети, но цель одна - овладение письменной речью. Письменная речь усваивается сознательно, для этого необходимо созревание мозговых структур и подготовленность психических функций и процессов, участвующих в письме.
Для овладения письмом необходима сформированность симультатных и сукцессивных способностей, межанализаторного взаимодействия, достаточный уровень сенсорного развития ребенка (слуховое, зрительное пространственное восприятие, развитие психомоторики). Важно развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления), уровень сформированности познавательной и интеллектуальной деятельности ребенка, достаточный уровень развития устной речи.
При поступлении в школу первоклассников каждый специалист (логопед, психолог, учитель) обследует ребенка на предмет готовности к школе. Известно, что на основе недостатков речи у учащихся начальных классов массовой общеобразовательной школы часто лежит церебро-органическая недостаточность или минимальная мозговая дисфункция. Дети с нарушением такого генеза страдают несформированностью не только речевых, но и когнитивных функций, поэтому коррекционная помощь таким детям должна включать работу над восприятием, памятью, вниманием, мышлением. В этом случае исключительную важность приобретает содержание диагностики, в процессе которой дается оценка всех структурных компонентов.
Формирование готовности к обучению грамоте предполагает не только речевую готовность ребенка, но его психическое развитие. В этом аспекте системное обследование узкими специалистами первоклассников очень важно. Своевременное выявление имеющихся трудностей в обучении у каждого ребенка, учет особенностей формирования его навыков чтения и письма, всей учебной деятельности составляет основу для поиска приемов и определения содержания логопедической работы. Качественная и своевременная диагностика нарушений письменной речи во многом определяет возможности коррекции. Кроме логопедических сведений о ребенке, необходимы сведения о педагогическом и психологическом статусе ребенка. Важно ориентироваться в зоне ближайшего развития ребенка, учитывать состояние моторики, восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы. Использование нейропсихологического метода исследования позволяет сблизить психолого-педагогический и клинический аспекты изучения, более дифференцированно и подробно выявить причины нарушений письменной речи учащихся. Исходя из сказанного, видна важность работы в команде для диагностики и коррекционно-развивающей работы педагога-психолога и учителя-логопеда. Большое количество учащихся отличаются «неосложненными вариантами недоразвития речи», проявлением черт общей эмоционально-волевой незрелости, слабой регуляцией произвольной деятельности, снижением устойчивости и концентрации внимании, низкой продуктивностью процессов памяти, словесно-логического мышлении. Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений в дошкольном возрасте, учащиеся этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе уже с первых дней пребывания в школе. Существенно необходима для них и работа психолога по развитию произвольности в познавательной и эмоционально-волевой сферах, в профилактике вторичных невротических и неврозоподобных расстройств. Работа с такими детьми является комплексной медико-педагогической проблемой, поэтому в коррекеции должно быть отведено место лечебно-оздоровительным мероприятиям. Понятно, что таким детям нужна помощь нескольких специалистов, так как у них наблюдаются нарушение не только речевых, но и психических процессов. Учителями с первых дней пребывания таких детей в классах отмечается быстрая утомляемость, соматическая ослабленность, ослабление иммунитета, частая заболеваемость. Чтобы у ребенка не было переутомления, важно определить, какой специалист будет работать с ребенком первоначально. Данная проблема выясняется после обследования ребенка всеми узкими специалистами и обсуждения результатов на школьном психолого-медико- педагогическом консилиуме.
Наблюдение учащихся с первых дней в школе, ранняя диагностика развития, изучение медицинских карт, получение данных родителей о предшествующем развитии ребенка, посещение уроков учителей, изучение условий воспитания в семье, обсуждение полученной информации- все это позволяет оценить важность учета индивидуальных особенностей каждого ученика и состояние его нервно-психического здоровья.
Большую помощь оказывают мониторинги обследования, анкеты для родителей.
Работа каждого специалиста должна быть взаимосвязана и прозрачна для всех, поэтому очень эффективны индивидуальные карты развития учащихся, в которых все специалисты, работающие с ребенком, делают свои заметки и рекомендации.
Очень эффективны интегрированные занятия с детьми, нуждающимия в коррекционной помощи. Можно использовать программу «Интегрированные занятия психолога и логопеда для детей с ОНР, обучающихся в общеобразовательной школе» Давидюк С.В.,КореневаС.В. ( журнал «Школьный логопед» №1(4),2005 г.).
Таким образом, проблема взаимодействия специалистов рассматривается как процесс целенаправленного взаимного влияния, способствующего более успешной реализации профессиональных возможностей. Логопед и психолог преследуют в своей работе разные цели, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими.

Литература
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. -- М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования
Давидюк С.В., Коренева С.В. «Интегрированные занятия психолога и логопеда для детей с ОНР, обучающихся в общеобразовательной школе», журнал «Школьный логопед» №1(4),2005 г.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие
. -- СПб.: МиМ, 1997. – 286
Корнев А. Н.Методика раннего выявления дислексии
Нодельман В.И. Методика исследования речи. Методическое пособие.-Изд- во Иркут.гос.пед.ун-та,2007.-40с