Логопедические пятиминутки на октябрь месяц


СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПЯТИМИНУТОК
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Тема: «ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПРИНЕСЛА? ЯГОДЫ.» Дата: 1-я неделя октября

1. Общие речевые навыки: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
Лес, поляна, чаща, мох, болото, пень, корзина, лукошко;
Ягоды, клюква, черника, голубика, земляника, брусника, морошка, ежевика, малина, рябина, вороний глаз, клубника, крыжовник, смородина (черная, красная);Ветки, кусты.

ГЛАГОЛЫ:
Расти, зреть, собирать, перебирать, заготавливать, консервировать, варить, сушить.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
Лесные, садовые, полезные, ядовитые, крупные, мелкие, сладкие, кислые, горькие, душистые, ароматные, ягодные. НАРЕЧИЯ: Рядом, близко, далеко, быстро, медленно, долго, рано, поздно.
2. Игры на развитие зрительного и слухового восприятия, пространственно временных представлений: «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что изменилось?»
3. Игры на развитие фонематических представлений, языкового анализа и синтеза: «Поймай звук»
4. Подготовка к обучению грамоте: «Узнай звук» (А, У). Нахождение места звука в слове.
5. Развитие умения изменять основной тон высказывания в зависимости от ситуации: «Скажи по – разному».
6. Развитие мелкой моторики: «Разрезанные картинки»;
Раз , два , три , четыре , пять,(Сначала загибаем или разгибаем пальчики на каждую ягодку).В лес идём мы погулять . (Идут двумя пальцами по столу).
За черникой , за малиной , (Загибают пальцы)За брусникой , за калиной .Землянику мы найдём И братишке отнесём! (Ладошки сложить лодочкой и "угостить" ягодками)
7. Координация речи с движением:
«По ягоды»
Мы шли-шли-шли,                                (Маршируют, руки на поясе.)
Землянику нашли.                                 (Наклонились, правой рукой коснулись носка                                                                 левой ноги, не сгибая колен.)
Раз, два, три, четыре, пять,                  (Маршируют.)
Мы идем искать опять.                   (Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги.)
8. Игры на развитие лексико-грамматического строя речи:  «Один - много», «Назови ласково», «Какой, какая, какие?», «Посчитаем ягоды», «Подбери признаки», «Подбери действия», «Кто больше назовет..?»9. Развитие связной речи: Составить описательный рассказ.
СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПЯТИМИНУТОК
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Тема: «ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПРИНЕСЛА? ГРИБЫ.» Дата: 2-я неделя октября
1. Общие речевые навыки: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
Лес, поляна, чаща, мох, болото, пень, корзина, лукошко, грибница, грибник;
Грибы, боровик, белый, подосиновик, подберезовик, сыроежка, моховик, мухомор, груздь, рыжик, волнушка, масленок, лисичка, опенок, чага, поганка;ГЛАГОЛЫ:
•Расти, собирать, перебирать, чистить, резать, заготавливать, консервировать,варить, жарить, солить, сушить, мариновать.ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
Лесные, съедобные, ядовитые, крупные, мелкие;
Крепкий, хрупкий, червивый, молодой, старый, древесный, грибной.
•Рядом, близко, далеко, быстро, медленно, долго, рано, поздно.
2. Игры на развитие зрительного и слухового восприятия, пространственно временных представлений: «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Зашумленные картинки».
3. Игры на развитие фонематических представлений, языкового анализа и синтеза: «Поймай звук»
4. Подготовка к обучению грамоте: «Узнай звук» (А, У, И). Нахождение места звука в слове, «Составь и запиши предложение».
5. Развитие умения изменять основной тон высказывания в зависимости от ситуации: «Скажи по – разному».
6. Развитие мелкой моторики: «Разрезанные картинки»; «Дорисуй», «Лабиринт»
Правая рука Левая рукаВылезли на кочке- мизинец Удивленье скрыть не смог. -большой
Мелкие грибочкибезымянный Выросли опята, указательный
Рыжики, волнушки,средний Скользкие маслята, средний
Грузди и горькушки.указательный Бледные поганки безымянный
Даже маленький пенек большой Встали на полянке, мизинец
Мы положим в кузовок (поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца)
Самый маленький грибок:
Подосиновик, волнушку
И забавную свинушку
Белый, рыжик, сыроежку,
Подберезовик конечно,
А красавец мухомор
Пусть украсит косогор!
7. Координация речи с движением:
Гриша шел – шел – шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок. (шагаем на месте)
(хлопки в ладоши)
(наклоны вперед)
(наклоны вперед)
(наклоны вперед)
(шагаем на месте)
8. Развитие речевого дыхания и силы голосаУвидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!»
Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»
9.  Речевая зарядкаЕсть семейные грибы,Лишь семьей живут ониНа пеньках и на корнях,И в траве на вырубках.Это дружные ребятаНазываются опята.
10. Игры на развитие лексико-грамматического строя речи:  «Один - много», «Назови ласково», «Какой, какая, какие?», «Посчитаем грибы», «Подбери признаки», «Подбери действия», «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Кто больше назовет..?»«Подобрать родственные слова». (Гриб - грибник – грибница – грибной)
11. Развитие связной речи: Составить описательный рассказ.
12. Автоматизация и дифференциация звуков речи: «Пальчики здороваются» (соединение в колечки АУ УА ИА) .СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПЯТИМИНУТОК
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Тема: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Дата: 3-я неделя октября
1. Общие речевые навыки: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
Птицы, аисты, грачи, гуси, дрозды, журавли, жаворонки, кукушки, ласточки, лебеди, стрижи, скворцы, соловьи, утки, чижи.Отлет, стая, косяк, клин, караван, водоем, пища, птенцы (названия);
Голова, клюв, шея, тело, перья, пух, хвост, крылья, лапы, перепонки.
ГЛАГОЛЫ:
•Плавать, нырять, добывать, заглатывать, ловить, клевать, курлыкать, гоготать, крякать,шипеть, кричать, готовиться, улетать, прощаться.ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
Перелетные, сильные, выносливые, водоплавающие, перепончатые (лапы);
Белоснежный, белокрылый, красноклювый (лебедь), чернокрылый (грач), белогрудая, быстрокрылая (ласточка), длинношеий, длинноносый, длинноногий, тонконогий (аист);Лебединый, лебяжий, легкий, нежный, теплый, мягкий (пух), журавлиный, грачиный, гусиный, утиный (крик).2. Игры на развитие зрительного и слухового восприятия, пространственно временных представлений: «Четвертый лишний», «Кого не стало?», «Что изменилось?», «Зашумленные картинки».
3. Игры на развитие фонематических представлений, языкового анализа и синтеза: «Поймай звук», «Звуковое лото»
4. Подготовка к обучению грамоте: «Узнай звук» (А, У, И, О). «Нахождение места звука в слове», «Раздели на слоги», «Составь и запиши предложение».
5. Развитие умения изменять основной тон высказывания в зависимости от ситуации: «Скажи по – разному».
6. Развитие мелкой моторики: «Разрезанные картинки»; «Дорисуй».
«Птички»
  Пой-ка, подпевай-ка,
  Десять птичек – стайка!
  Эта птичка  - соловей,
  Эта птичка – воробей,
  Эта птичка – совушка,
       Сонная головушка.
  Эта птичка свиристель,
  Это птичка коростель.
  Эта птичка – скворушка,
  Серенькое пёрышко,
  Это зяблик, это – стриж,
  Это развесёлый чиж.
  Ну а это -  злой орлан.
  Птички, птички по домам.  
 Загибают пальчики на обеих
  руках.
 
Машут «крыльями».
     
7. Координация речи с движением:
Аист-аист длинноногий, покажи домой дорогу.
Аист отвечает: топай правою ногой (4 раза),
топай левою ногой, снова правою ногой, снова левою ногой, вот тогда придешь домой. Выполняют движения по тексту.
«Ласточки летели».Ласточки летели, Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.Все люди глядели.Ласточки садились,Все люди дивились. Приседают, сложив руки за спиной.Сели, посидели, Делают ритмичные наклоны головой.Взвились, полетели.Полетели, полетели,Песенки запели. Опять бегут по кругу, взмахивая руками.
8. Развитие речевого дыхания и силы голосаУвидели птиц и удивились: «О-о-о-о-о!»
9. Игры на развитие лексико-грамматического строя речи:  «Один - много», «Назови ласково», «Чей чье?», «Посчитаем», «Подбери действия», «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Кто больше назовет..?»«Подобрать родственные слова». (Лебеди-лебедята-лебединный)
«Скажи, какая стая?» Клин лебедей — лебединый, караван журавлей — … , стая уток — … ,    … грачей — … ,       … соловьев — … .)
«Назови птенца, птенцов» (Грач — грачонок — грачата, аист — аистенок — аистята,стриж — стриженок — стрижата, журавль — журавленок — журавлята,кукушка — кукушонок — кукушата, ласточка – ластак -ласточаталебедь — лебеденок — лебедята, скворец — скворчонок — скворчата,
утка — утенок — утята, гусь — гусенок — гусята.
«Кто как кричит?» (Ласточка — щебечет, грач — кричит «гра»,соловей — заливается, свистит, щелкает, поет; скворец - чирикаеткукушка — кукует, журавль — курлычет, жаворонок — звенит, утка — крякает.«Скажи одним словом» (У аиста ноги длинные, поэтому его называют … (длинноногим).У соловья голос звонкий, поэтому его называют … (звонкоголосым).
У ласточки хвост длинный, поэтому её называют …(длиннохвостой).
У грача крылья чёрные, поэтому его называют …(чернокрылым).)«Кто где находится?» (употребление предлогов (по, в, на)Ласточка летит в небе.
Лебеди плавают по воде.
Утка стоит в воде.
Цапля стоит на берегу.
Скворец сидит на ветке берёзы.
Чёрные лебеди спрятались в камышах.
10. Развитие связной речи: Составить описательный рассказ.
Выучить скороговорку: Летели лебеди с лебедятами.
11. Автоматизация и дифференциация звуков речи: «Пальчики здороваются» (соединение в колечки АУ УА ИА ОО). Игра «Назови по порядку: АОУИЭ»
СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПЯТИМИНУТОК
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»
Дата: 4-я неделя октября
1. Общие речевые навыки:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
Животные, бык, корова, теленок; конь, лошадь, жеребенок; козел, коза, козленок; баран, овца, ягненок; хряк, свинья, поросенок; кролик, крольчиха, крольчонок; кот, кошка, котенок; пес, собака, щенок, кличка;Ферма, скотный двор, коровник, конюшня, свинарник, овчарня, хлев, загон, стойло, конура, лежанка, кормушка, корыто, миска;Шерсть, мех, пух, шкура, кожа, щетина, морда, пятачок, рыло, зубы, клыки, рога, когти, копыта, вымя, грива, борода, усы, хвост;Фермер, пастух, стадо, луг, пастбище, корм, сено, солома, зерно, овес, польза, продукты, вожжи, подковы, хомут, сани, телега, поводок, ошейник, намордник.ГЛАГОЛЫ:
•Заботиться, ухаживать, заготавливать, кормить, поить, выгонять, питаться, пасти, пастись,бодаться, скакать, ржать, мычать, блеять, лаять, мяукать, мурлыкать, визжать, пищать,ловить, умываться, царапаться, охранять, сторожить, защищать (ся), служить.ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
Домашние, травоядные, хищные, рогатый, безрогий, бородатый, мягкий, пушистый, толстый, теплый, бодливый, густой, редкий, кудрявый, гладкий, длинный, короткий, пятнистый, лохматый, породистый, беспородный, сторожевой, злой, верный, резвый, игривый, ласковый, озорной, забавный;Мясной, молочный, кожаный, меховой, пуховый, шерстяной, кошачий, собачий, овечий, козий, коровий, свиной, лошадиный.2. Игры на развитие зрительного и слухового восприятия, пространственно временных представлений: «Четвертый лишний», «Кого не стало?», «Что изменилось?», «Зашумленные картинки».
3. Игры на развитие фонематических представлений, языкового анализа и синтеза: «Поймай звук», «Звуковое лото»
4. Подготовка к обучению грамоте: «Узнай звук (по артикуляции)» (А, У, И, О, Э). «Нахождение места звука в слове», «Раздели на слоги», «Составь и запиши предложение».
5. Развитие умения изменять основной тон высказывания в зависимости от ситуации: «Скажи по – разному».
6. Развитие мелкой моторики: «Разрезанные картинки»; «Дорисуй».
Пальчиковая гимнастика: Большим и указательным пальцами «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После первого двустишия – смена рук.
Кусается сильно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кышь! »
7. Координация речи с движением:
КРОЛИКИ
Мы на ферме побывали,
Белых кроликов видали.
Шустренькие кролики
То ложились, То кружились
В проволочном домике.
Лапками стучали,
Весело пищали.
Мы зверькам не травки жесткой —
Клеверу достанем...
Вырастайте с нежной шерсткой,
С круглыми хвостами. Идут по кругу, взявшись за руки.
Прыгают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков.
 
Ложатся. Кружатся.
Хлопают в ладоши.
Топают ногами.
 
Идут по кругу, взявшись за руки.
 
Вновь прыгают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков.
8. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте.
Корова: «Му-у-у-у, молока кому?» (громко, низким голосом)
Теленок: «Му-у-у-у» (тихо, высоким голосом)
Кошка: «Мяу-мяу-мяу» (тихо, высоким голосом)
Котенок: «Мяу-мяу-мяу» (тихо, высоким голосом)
Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,Два щенка: “Ав-ав!”,Два жеребенка: “Иго-го!”,Два тигренка: “Р-р-р!”,Два быка: “Му!”.Смотри, какие рога.
9. Речевая зарядка
В доме на окошке,Встретились две кошки.Шерсть их дыбом, хвост трубой,Не хотят идти домой.Ссорились соседки,На яблоневой ветке.Вдруг ветки закачались,И кошки разбежались.
10. Игры на развитие лексико-грамматического строя речи:  «Один - много», «Назови ласково», «Чей чье?», «Посчитаем», «Подбери действия», «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Кто больше назовет..?» «Кто как кричит?» «Назови дитеныша - дитенышей» (Кошка – котенок - котята…)
«Кто где находится?» (употребление предлогов (под, в, на, за )11. Развитие связной речи: Составить описательный рассказ.
Выучить скороговорку: * Наш Полкан попал в капкан.*Дядя Коля дочке Поле* Три козы среди лозы
Подарил щеночка колли,Схоронились от грозы.
Но щенок породы коллиВот и кончилась гроза.
Убежал от Поли в поле.Козы здесь, а где лоза?
12. Автоматизация и дифференциация звуков речи: «Пальчики здороваются» (соединение в колечки АУ УА ИА ОА УО ОЭ).