Логопедические пятиминутки по лексической теме Космос в старшей группе для детей с ТНР


righttopЛогопедические пятиминутки
Космос
Артикуляционная гимнастика «Полет в космос»
Ребята, представьте, что мы вместе с космонавтами отправляемся в космическое путешествие. Сначала подготовим ракету к полету, почистим моторы (упр-е «Почистим зубки») и уберемся внутри корабля (упр-е «Маляры), теперь продуем турбины (упр-е «»Кто раньше загонит мяч?»). Проверяем подготовку космонавтов: как у них развито дыхание («упр-е «Фокус»), насколько они выносливы (упр-е «Язычок – силач»), как они выдерживают космическую невесомость (упр-е «Качели»). Космонавты к полету готовы! Теперь в космос! Запускаем моторы (упр-е «Барабанщик»). Выходим на орбиту (упр-е «Орешки»). Приземлились на планете Марс, вышли из корабля в открытый космос (упр-я «Лопаточка – Иголочка»). Сделали снимки планеты (упр-е «Лошадка»), возвращаемся на Землю (упр-е «Горка»).
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Космическое путешествие»
Космонавтом хочешь стать? (ритмично сжимать-разжимать руки в кулаки)Сильным быть и ловким?Надо пару подобратьИ лицом друг к другу встать. (руки поставить на локти, ладони смотрят друг на друга)Если чистые ладошки – Значит можно начинать. (Выполнять движения по тексту.)Раз, два, три, четыре, пять – (По одному загибают пальчики на обеих руках.)В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)Командир в бинокль глядит, (Пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»).Что он видит впереди? Солнце, планеты, спутники, кометы, (Загибают пальчики обеих рук)Большую желтую луну. В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.) Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.) Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост») А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук.) 
Речевая зарядка О.Высотская «Космонавт»
На Луну летать мы будем,
В небе скучно ей одной!
Непременно нужно людям
Познакомиться с Луной!
Координация речи с движением. Физкультминутка «Созвездия»
Над Землёю ночью поздней, (руки вверх, в стороны, вниз)
Только руку протяни, (потянулись за руками вверх)
Ты ухватишься за звёзды: (руки сжать в кулаки)
Рядом кажутся они. (руки перед глазами)
Можно взять перо Павлина, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Тронуть стрелки на часах, (наклон вперед, руки машут: «тик-так»)
Покататься на Дельфине, (присесть, руки вперед)
Покачаться на Весах. (ноги на ширине плеч, руки в стороны, покачаться)
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд, (руки вниз, голову поднять вверх)
Ты увидишь, словно гроздья, (потянулись вверх за руками)
Там созвездия висят. (руками «берём» созвездия)
Сформировать представления о космосе, об освоении космоса людьми.
Ввести в активный словарь:
— существительные: космос, космонавт, ракета, корабль (космический), станция (орбитальная), спутник, полет;
— прилагательные: первый, космический, орбитальный;
— глаголы: осваивать, запускать, летать.
Упражнение «НАЗОВИ ГЛАСНЫЕ». Совершенствование навыков фонематического анализа. Слова: зал, нос, суп, сыр, луна, спутник

Приложение
КОСМОС
Стихи
КОСМОНАВТ
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.
В. Степанов
НАШ СПУТНИК
Все людским рукам подвластно,
Нет для нас преград нигде —
В море синем, в небе ясном,
На земле и на воде.
Мы звезду зажгли во мгле —
Дали спутника Земле!
Хоть и маленький, а смелый,
Он с Землей летит вперед:
Ведь ответственное дело
Поручил ему народ.
Утром рано, ночью поздно
Он для нас трудиться рад,
И ему дорогу звезды
Уступают все подряд.
Е. Стюарт
РАКЕТА И Я
В парке новая ракета
Краскою побелена,
В парке новая ракета
На Луну нацелена.
Я не струшу, я рискну,
Я отправлюсь на Луну.
На Луне моря сухие,
Значит, я не утону.
A. МатутисАСТРОНОМ
Астроном наморщил лоб,
Астроном — ученый.
Он на звезды в телескоп
Смотрит ночью темной.
Далеко они от дома,
К ним лететь сто тысяч лет.
Интересно астроному:
Есть там люди или нет?
B. Степанов
Загадки
Угли пылают —
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днем не видать.
(Звезды) Л. СандлерБлин в окошко виден Тане.
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел...
Поделиться не хотел!
(Луна) Л. СандлерРаспустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд,
Наш народ построил эту
Межпланетную...
(ракету) Л. СандлерКрыльев нет,
Но это птица.
Полетит и прилунится.
(Ракета)
Поле не меряно,
Овцы не считаны,
Пастух рогатый.
(Небо, звезды, месяц)
Какая станция
Мчится быстрее любого поезда?
(Орбитальная космическая станция)
С. Кутанин"Первый в космосе"
Ракета неслась всё дальше и дальше от Земли. Юрий Гагарин полулежал в кресле, не в силах даже пошевелиться. Чем быстрее мчалась ракета, тем сильнее его прижимало к креслу.
Неожиданно Юрий почувствовал, что его приподняло над креслом и тело его ничего не весит. В космическом корабле всё стало невесомым.
Он поднял руку — она так и осталась приподнятой, поднял ногу — она не опустилась.
Захотел Гагарин записать в бортовой журнал свои наблюдения, посмотрел — а карандаша на месте нет: он плывёт по кабине. Подбросил журнал, и тот повис в воздухе.
Ни есть, ни пить Гагарину ещё не хотелось, но надо было обязательно попробовать. Ведь еда в космосе также ничего не весит, и, как знать, сможет ли он её проглотить? А что, если в горле застрянет?! На Земле пробовал есть вниз головой, стоя на руках. Получалось. А получится в космосе?
Пища у Гагарина была специальная — «космическая». Из тюбика, в каких обычно бывает зубная паста, он выдавил прямо в рот мясное пюре. Проглотил. Тогда из другого тюбика выдавил фруктовый джем, а потом смородинный сок. Всё проглотил без задержки. Вот только когда он пил сок, нечаянно пролил несколько капель, и они чёрными ягодками поплыли по воздуху. Он не спеша, поймал их — и в рот.
Вопросы по тексту:
- Где находилась ракета с космонавтом?
- Как чувствовал себя космонавт, какие ощущения были у него?
- Что неожиданно почувствовал Гагарин?
- Как он убедился, что находится в невесомости?
- Что случилось с карандашом и блокнотом Ю. Гагарина ?- Что нужно было обязательно сделать первому космонавту?
- В чем находилась пища для космонавта?
- Как Юрий Гагарин ел в ракете?
- Что произошло, когда он пил смородиновый сок?
«Космос»
с 10.04.2017 по 14.04.2017
Разделы работы Дни недели
понедельник вторник среда четверг пятница
Общие речевые навыки. Слуховое и зрительное внимание Работа над четкостью дикции, речевым дыханием. Речевая зарядка «Космонавт» Развитие слухового внимания и памяти,: «Подскажи словечко»
Утром выглянем в оконце,
Нам навстречу светит (солнце) Развитие зрительного внимания «Найди на рисунке и раскрась отгадку. Что ты еще ты видишь?» Развитие слухового внимания: «Что лишнее»
Солнце, Луна, лампа;
Звезда, планета, ракета;
Прилуниться, припоздниться, приземлиться Развитие зрительного внимания: «Найди отличия»
Общая и мелкая моторика Развитие мелкой моторики Пальчиковая игра «Космическое путешествие» Развитие общей моторики: Физкультминутка: «Созвездия» Развитие мелкой моторики
«Найди на рисунке и раскрась отгадку» Развитие мелкой моторики: Выложи из палочек отгадку.
«Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится» Развитие мелкой моторики:
«Раскрась картинку»
Развитие навыков языкового анализа и синтеза Разв. навыков фонемат анализа. упр-е «Назови гласные в словах» Звуковой анализ слов: сок, сын, суп. Закрепление умения выделять из слов звук «З», определять его позицию в словах. Упражнять в умении подбирать слова со звуком «З». Упражнять в звуковом анализе односложных слов: зуб, газ, зал.
Лексика. Связная речь. Грамматика Рассматривание картины и беседа по ней В.М.Каратай «Строительство космической станции» Упражнять в согласовании числительных с сущ-ми «Посмотри, назови, сосчитай» Развитие связной речи.
Пересказ рассказа «Первый в космосе» Упражнять в употреблении имён существительных с предлогами. Составь предложение по картинкам Упражнять в словообразовании однокоренных слов: Звезда (звездочка, звёздный, звездолёт, звездочёт)
Работа над слог. структ. слова Работа над трехсложными словами с закрытым слогом и стечением согласных (космонавт)
Звукопроизношение Автоматизация поставленных звуков по заданию логопеда
Иллюстр. материал и художеств. литература Предметные и сюжетные картинки по лексико-семантическому циклу: «Космос ».
Портреты космонавтов
Предметные картинки по теме.
B. Баруздин «Первый в космосе».
К. Булычев «Тайна третьей планеты» (главы).

Космос.
Крыльев нет,
Но это птица.
Полетит
И прилунится
О какой «птице» загадка?
Найди её на рисунке и раскрась. Назови другой предмет

centercenter