Логопедические пятиминутки по лексической теме Откуда хлеб пришел? в старшей группе для детей с ТНР


4603750-287655Логопедические пятиминутки
Откуда хлеб пришел?
Артикуляционная гимнастика «Откуда хлеб пришел?»
Язычок очень любил наблюдать как бабушка печет булочки и пирожки. Однажды, когда бабушка замесила тесто (упр-е «Месим тесто»), он попросил ее рассказать откуда хлеб пришел?. Бабушка начала свой рассказ. Сначала сказала она - нужно вскопать землю (упр-е «Кошка лакает молоко»), потом разрыхлить её (упр-е «Вкусное варенье») и посеять семена (упр-е «Часики»). Когда появятся ростки (упр-е «Качели»), их нужно поливать (упр-е «Маляр»). Поспевший урожай убирают с поля (упр-е «Часики»), поспевшие хлебные колосья превращают в муку и только затем месят тесто и пекут вкусные хлебобулочные изделия (упр-я «Месим тесто» и «Кошка сердится»).
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Хлеб»
Муку в тесто замесили (показать, как месим тесто)
А из теста мы слепили (показать, как лепим пирожки),
Пирожки и плюшки, (сгибаем пальцы)
Сдобные ватрушки.
Всё мы испечем в печи (хлопаем в ладоши)
Очень вкусные пирожки! (гладят живот)
Речевая зарядка В.И. Мирясова «Хлеб»
Лишь в землю убежит сугроб
На поле выйдет хлебороб
Ему тогда уж не до сна,
Когда начнётся сев зерна.
К столу из хлеба долгий путь,
И ты об этом не забудь.
Координация речи с движением. Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)Прорастать на солнце стало (руки над головой)Дождик землю поливал,И росточек подрастал (медленно встают)К свету и теплу тянулсяИ, красавцем обернулся. (2 раза)
5. Сформировать представления о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании, о труде хлебороба, мельника, пекаря.
Ввести в активный словарь:
— существительные: хлеб, злак, пшеница, рожь, колос, сноп, хлебороб, комбайн, мельник, мука, пекарь, тесто, булка, сдоба;— прилагательные: золотой, усатый, тяжелый, белый, свежий, ржаной, вкусный, сдобный;
— глаголы: растить, ухаживать, убирать, молоть, месить, печь.
Приложение
Откуда хлеб пришел
Стихи
ПЕКАРИ
Когда под звездным небом
Все по домам уснут,
Запахнет город хлебом,
Что в темноте везут.
Ночными переулками
Бегут машины с булками.
Внутри грузовика
Лежат, не смяв бока,
Высокие батоны,
И плюшки всех фасонов,
И халы, и ватрушки,
И калачи, и сушки.
На цыпочках машина,
Чтоб спящих не будить,
Спешит по магазинам
Поклажу развозить.
Машина за машиной —
Шуршат неслышно шины...
Заря займется алая,
И пекари усталые
Халаты снимут белые:
— Мы эти булки сделали,
Высокие батоны,
И плюшки всех фасонов,
И халы, и ватрушки,
И калачи, и сушки.
Катали мы рогалики
И маком посыпали.
Шоферы помогали нам:
Возили их — не спали.
Мы все трудились от души —
Садитесь, ешьте, малыши!
Е. Стюарт
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
В магазин везут продукты,
Но не овощи, не фрукты.
Сыр, сметану и творог,
Глазированный сырок.
Привезли издалека
Три бидона молока.
Очень любят дети наши
Йогурты и простоквашу.
Это им полезно очень,
Магазин же наш... (молочный).
У метро — стеклянный дом.
Покупаем в доме том
Помидоры и капусту,
Лук и перец очень вкусный.
(Овощной магазин)
Надо хлеба нам купить
Иль подарок подарить —
Сумку мы с тобой берем
И на улицу идем.
Мы проходим вдоль витрин
И заходим в... (магазин).
Ну а в этом магазине
Крендель, булки на витрине,
С отрубями хлеб лечебный.
Магазин зовется... (хлебный).
Пальчиковая гимнастика
«КАША»
Каша в поле росла, (Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)
К нам в тарелку пришла. («Идут» пальчиками по столу.)
Всех друзей угостим,
По тарелке дадим. (В правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки.)
Птичке-невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрешке, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Всем дадим по ложке! (Разжимают кулачки.)
Хлеб ржаной
Хлеб ржаной, батоны, булкиНе добудешь на прогулке.Люди хлеб в полях лелеют,Сил для хлеба не жалеют.
Я. Аким
«Откуда хлеб пришел»
с 03.04.2017 по 07.04.2017
Разделы работы Дни недели
понедельник вторник среда четверг пятница
Общие речевые навыки. Слуховое и зрительное внимание Работа над четкостью дикции, речевым дыханием. Речевая зарядка «Хлеб» Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления: «Подскажи словечко» Развитие зрительного внимания «Найди на рисунке и раскрась отгадку. Что ты еще ты видишь?» Развитие слухового внимания: «Что лишнее» (продукты питания и хлебобулочные изделия) Работа над четкостью дикции, речевым дыханием. Заучивание: Я.Аким «Хлеб ржаной»
Общая и мелкая моторика Развитие мелкой моторики Пальчиковая игра «Хлеб» Развитие общей моторики: Физкультминутка: «В землю зёрнышко попало» Развитие мелкой моторики
«Найди на рисунке и раскрась отгадку» Развитие мелкой моторики: Пальчиковая гимнастика «Каша» Развитие мелкой моторики:
Раскрась картинку «Хлеб всему голова»
Развитие навыков языкового анализа и синтеза Разв. навыков фонемат анализа. упр-е «Раздели забери» Звуковой анализ обратных и прямых слогов. Закрепление умения выделять из слов звук «С», определять его позицию в словах Упражнять в умении подбирать слова с заданным звуком. Упражнять в звуковом анализе односложных слов: сом, сын, сон.
Лексика. Связная речь. Грамматика Беседа по картине А.Пластова «Ужин трактористов» Упражнять в образовании относительных прилаг-х. «Какой хлеб испекли?» Развитие связной речи.
Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел?», составленного по серии сюжетных картин Упражнять в подборе однокоренных слов. Слово «Хлеб» Развитие связной речи
Составление рассказа с опорой на схему-модель «Как выращивают хлеб»
Работа над слог. структ. слова Работа над трехсложными словами с закрытым слогом и стечением согласных (комбайнёр)
Звукопроизношение Автоматизация поставленных звуков по заданию логопеда
Иллюстр. материал и художеств. литература Предметные и сюжетные картинки по лексико-семантическому циклу: «Откуда хлеб пришел? ».
А. Ремизов «Хлебный колос»
А. Пластов «Ужин трактористов».
В.Алтухов «Хлеборобы».
Т.Яблонская «Хлеб».
Г.Х.Андерсен.  «Девочка, которая наступила на хлеб»
Белорусская народная сказка. Лёгкий хлеб.

ХЛЕБ
centercenter
Маленькое сдобное
Колечко съедобное.
Я одна его не съем —
По кусочку хватит всем.
Отгадай загадку. Найди на рисунке и раскрась отгадку. Что ещё ты здесь видишь?


444500centerХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА