Методическая разработка Домашние задания для детей пяти лет с ОНР

Цель данного методического материала – максимальное привлечение родителей к коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Используя предложенный материал дома, они закрепляют полученные ребенком на логопедических занятиях знания, умения и навыки. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей ребенка может способствовать устранению речевых нарушений.
В основу данной разработки положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, наглядность при изучении материала, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника – игры.
Домашние задания, рекомендованные для детей пяти лет, имеющими общее недоразвитие речи.
Данный материал содержит различные задания, упражнения и игры, направленные на устранение спецефических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР, у детей дошкольного возраста.



Звук «А»
Мешают ли зубы, губы или язык свободно выходить воздуху изо рта, когда ты произносишь звук А? (Нет, не мешают.) Значит звук А – гласный, обозначать мы его будем красным цветом.
Упражнение «Поймай звук»
(Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «А»)
У-И-А-У-О-У-А-И-А-О-У
Взрослый произносит звуки, ребенок хлопает в ладоши на звук «А»
Назови картинки, произнося первый звук протяжно:

Какой звук слышится в начале этих слов? Обозначь (закрась красным цветом на схеме) место звука А в словах.





Запомни-повтори:
АУУ ААУ АУА УУА УАА УАУ
Звук «У»
У – это звук. Запомни: звуки мы слышим и произносим. Мешают ли зубы, губы или язык свободно выходить воздуху изо рта, когда ты произносишь звук У? (Нет, не мешают.) Значит звук У – гласный, обозначать мы его будем красным цветом.
Упражнение «Поймай звук»
(Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «У»)
У-И-А-У-О-У-А-И-А-О-У
Взрослый произносит звуки, ребенок хлопает в ладоши на звук «У»
Назови картинки, произнося первый звук протяжно: у-у-улитка

Какой звук слышится в начале этих слов? Обозначь (закрась красным цветом на схеме) место звука У в словах.






Мешают ли зубы, губы или язык свободно выходить воздуху изо рта, когда ты произносишь звук И? (Нет, не мешают.) Значит звук И – гласный, обозначать мы его будем красным цветом.
Звук «И»

Упражнение «Поймай звук»
(Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «И»)
У-И-А-У-О-У-А-И-А-О-У
Взрослый произносит звуки, ребенок хлопает в ладоши на звук «А»
Назови первый звук в слове:


(Слова: автомобиль, иголки, игрушки, уха, осы, альбом)

Придумай слова со звуком «И» (без учета позиции в слове – начало, середине, конце слова)
Звуковой анализ слога «ИП» (нарисуй схему)
Звук «О»

Звук «О» - гласный, обозначаем красным цветом.
Где стоит звук «О» в начале, середине или в конце слова?
ДОМ, КОМ, ОКУНЬ, ПАЛЬТО, ОСЫ, СТОЛ, ЯЙЦО, СОН
Звуковой анализ слога «ОП» (сколько звуков в слоге, какой первый звук, какой второй). Нарисуй схему этого слога.
Предлог «НА». Придумай предложения с предлогом «на». (Например: Кот лежит на диване.)




Звук «Ы»

Звук Ы – гласный, обозначаем красным цветом
Где стоит: ДЫМ ГУБЫ АЛЬБОМЫ ТЫКВА ДЫНЯ ЯГОДЫ БУКВЫ КОТЫ ЛИМОНЫ
Заучивание скороговорки: ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ.
Повторять 3 раза подряд , четко проговаривая все звуки
И//Ы
«Запомни-повтори»
МЫ-МИ-МЫ МИ-МЫ-МИ
МЫ-МИ-МИ МИ-МЫ-МЫ
МЫ-МЫ-МИ МИ-МИ-МЫ
Звуковой анализ слов: БЫК КИТ (нарисовать схему в этой тетради)
Какой звук в конце слова: Ы или И?
МАКИ ДЫНИ ГОДЫ НИТКИ БУКЕТЫ ВАГОНЫ СОКИ БИЛЕТЫ БЕЛКИ
Приставочные глаголы
Жила была маленькая машинка. Решила она поехать в гости к своему другу грузовичку. Давай расскажем вместе, как машинка ехала в гости. Добавь словечко!

Машинка из гаража выехала и по дороге поехала. Яму объехала и к реке подъехала. Речку по мосту переехала, с моста съехала, дальше поехала. Ехала-ехала и в гости приехала.

Курсивом выделены слова, которые ребенок самостоятельно должен сказать.
Усложненные задания (по возможности):
Теперь расскажи сам(а), как машинка ехала в гости к грузовику.
Попробуй рассказать, как машинка возвращалась к себе домой.


Звук «Э»
Мешают ли зубы, губы или язык свободно выходить воздуху изо рта, когда ты произносишь звук Э? (Нет, не мешают.) Значит звук Э – гласный, обозначать мы его будем красным цветом.
Упражнение «Поймай звук»
(Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «Э»)
Э-У-И-А-Э-У-О-У-Э-А-И-Э-А-О-У
Где стоит звук «Э»?
ЭХО ПОЭТ ЭМУ ЭСКИМО СИЛУЭТ АЛОЭ
Звуковой анализ слогов: ЭХ МЭ
Какой гласный звук стоит в середине слова? (МАК СОК ЛУК МЭР ДОМ КОТ ЛАК СУП КИТ)


Звук «М»
Звук М – согласный, обозначаем синим цветом.
Где стоит звук М? МАК СОМ КОМ КОМОК СУМКА МАСКА МОСТ МАСЛО
Звуковой анализ слогов, нарисовать схему: МА МО МУ
Тема: ОДЕЖДА – пункты 1-5, 7-8, 15
Предлог ПОД – придумать предложения с предлогом ПОД (например: Под кустом спрятался заяц. Мяч закатился под шкаф.)



Звук «Н»
Звук Н – согласный, обозначаем синим цветом.
Где стоит звук Н? ДИВАН НОСКИ САНКИ ГОНКИ СОН НОГИ НОТЫ Звуковой анализ слогов, нарисовать схему: НА НО НУ
Запомни –повтори
МА – НА – ПА НА – ПА – МА ПА – МА – НА
МА – ПА – НА НА – МА – ПА ПА – НА – МА
4. Назови первый звук в слове: ПАУК МАСКА НОСОРОГ НАТА ПАЛЬМА ПОСУДА МОСТ

Звук «П»
- согласный, обозначаем синим цветом.
1. Где стоит звук «П»: в начале или в конце слова?










Слова: павлин, папа, суп, попугай, стоп, хлоп, паук (показать соответствующую схему).
2. Дидактическое упражнение на развитие фонематического слуха «Запомни – повтори»
АП-ИП-УП ИП-УП-АП
АП-УП-ИП УП-АП-ИП
ИП-АП-УП УП-ИП-АП
3. Упражнение «Поймай звук»
(Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «П»)
М-Н-П-К-М-Т-Н-М-П
4. Звуковой анализ слогов: сколько всего звуков, какой первый звук, какой второй (нарисовать схему)
УП
АП
5.Нарисовать 2 картинки со звуком «П» в начале и в конце слова (например: павлин, суп)


Звуки Т – Ть
Т – согласный, твердый, обозначаем синим цветом
ТЬ – согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом
Какой звук в слове т или ть и где он находится (в начале, в середине или в конце слова)?
ТАНК ТИМА КАТОК УТЕНОК ХОБОТ ПЯТЬ
Звуковой анализ слогов: ТА ТО ТУ ТИ ( в слоге ТИ звук ТЬ – мягкий, зеленым цветом)
Фонематический слух
Запомни – повтори
ПА – ПА – БА БА – БА – ПА ПА – БА – ПА
БА – ПА – ПА ПА – БА – БА БА – ПА – БА

ТА – ТА – ДА ДА – ДА – ТА ТА – ДА – ТА
ДА – ТА – ТА ТА – ДА – ДА ДА – ТА – ДА


Звуки К – Кь
К – согласный, твердый, обозначаем синим цветом
КЬ – согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом
Какой звук в слове к или кь и где он находится (в начале, в середине или в конце слова)?
КОНИ КИТ МАКИ МАЙКА СОК
Звуковой анализ слогов: КА КО КУ КИ ( в слоге КИ звук КЬ – мягкий, зеленым цветом)
Фонематический слух
Запомни – повтори
КА – НА – ПА ПА – НА – КА НА – КА – ПА
КА – ПА – НА ПА – КА – НА НА – ПА – КА

КА – КА – ГА ГА – ГА – КА КА – ГА – КА
КА – ГА – ГА ГА – КА – КА ГА – КА – ГА


Звуки «Ф – ФЬ»
Звуки Ф – ФЬ
Ф – согласный, твердый, обозначаем синим цветом
ФЬ – согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом
-Какой звук в слове Ф или ФЬ и где он стоит? (устно)
МИФ КОФТА КОФЕЙНИК ТУФЛИ ДЕЛЬФИН ФАСОЛЬ ШКАФ КОНФЕТА ФИЛИН ФЕДЯ
-Запомни – повтори
ФЫ – ФЫ – ФИ ФА – ФА – ВА
ФЫ – ФИ – ФИ ФА – ВА – ВА
ФЫ – ФИ – ФЫ ФА – ВА – ФА
ФИ – ФИ – ФЫ ВА – ФА – ФА
ФИ – ФЫ – ФЫ ВА – ФА – ФА
ФИ – ФЫ – ФИ ВА – ФА – ВА
-Звуковой анализ слова: МИФ ( нарисовать схему в этой тетради)
3. Назови иначе
Образец: Лист дуба – это дубовый лист.
Куст сирени – это
Ствол березы – это
Варенье из земляники – это
Сок из черники – это
Косточка вишни – это
Сок абрикоса – это


Звуки «Д-ДЬ»

Д – согласный, твердый, обозначаем синим цветом.
ДЬ – согласный, мягкий, зеленым цветом.
Какой звук в слове Д или ДЬ, и где он стоит?


«Запомни – повтори»
ТА – ТА – ДА ДЯ – ДЯ – ДА
ТА – ДА – ДА ДЯ – ДА – ДА
ТА – ДА – ТА ДЯ – ДА – ДЯ
Звуковой анализ слов: ДОМ ДЫМ (нарисовать схему)
Послушай предложения и ответь на вопросы.
Катя старше Иры на два года. Кто младше: Катя или Ира?
Петю провожал дедушка. Кто уезжал?
После завтрака дедушка прочитал газету. Что дедушка сделал раньше: позавтракал или прочитал газету?


Звуки Б– Бь
Б – согласный, твердый, обозначаем синим цветом
БЬ – согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом
Какой звук в слове б или бь и где он находится (в начале, в середине или в конце слова)?
КУБИК БАНКА ГОЛУБИ БИЛЕТ СОБАКА
:
Фонематический слух
Запомни – повтори
МА – НА – ВА НА – МА – ВА ВА – НА – МА
МА – ВА – НА НА – ВА – МА ВА – МА – НА

ПА – ПА – БА ПА – БА – ПА БА – ПА – ПА
ПА – БА – БА БА – БА – ПА БА – ПА – БА

Предлоги

Догадайся, какой предлог пропущен в предложении. Повтори это предложение целиком.
СТОЛЕ ЛЕЖАЛИ ФРУКТЫ.
МАМА ЛЮБИТ КЛУБНИКУ МОЛОКОМ.
КОЛИН БРАТ УЧИТСЯ ШКОЛЕ.
БАБУШКА ИСПЕКЛА ПИРОГ КАПУСТОЙ.
КЛЮКВА РАСТЕТ БОЛОТЕ.
ЗАЯЦ ОСТАВИЛ СНЕГ СЛЕДУ.

Речеслуховая память, слоговая структура слова


Послушай предложения и повтори каждое из них целиком.
Медленно читайте ребенку предложения, четко проговаривая каждое слово. Добивайтесь, чтобы он повторял предложение после однократного прослушивания, не меняя форму и порядок слов.
Ночью светят яркие звезды.
Коля сделал бумажный кораблик.
Мама купила Сереже лыжи и коньки.
Белка собирает орехи и грибы.
Лена вечером ходила на прогулку.
Ребята развели большой костер.
Около дома остановился автомобиль.
У медведицы родились медвежата.
Лена причесывает куклу расческой.
Охотник поймал маленького зайца.
Коля собирает ветки для костра.
Сережа читает интересную книгу.
Бабашка сварила вкусный суп.
Дети слепили снежную бабу.
Девочки собирали малину и землянику.
Пушистый снежок укрыл всю землю.
Найди ошибку. Можно ли так говорить? Исправь, где необходимо, ошибки.
Вкусный банан; Мягкий кровать; Полосатое зебра; Сладкая морковка; Съедобный ягода; Резиновая мяч; Круглая шар; Деревянный весло; Чистая окно
На улице стоит хороший погода.
Дети смотрели интересная спектакль.
На болоте растет кислый клюква.
Лена надела зимний пальто.
Мама вымыла большая окно.
Маленький девочка прыгала через скакалку.


Существительные мужского и женского рода
ОН или ОНА?
а) Выбери слова, про которые можно сказать ОН
б) Выбери слова, про которые можно сказать ОНА




Если ребенок затрудняется в выборе слов, то необходимо разобрать каждую картинку отдельно: автобус – как про него скажешь ОН или ОНА?
И после этого вновь предложить выбрать слова (сначала те которые можно заменить словом ОН, затем ОНА)
Замени каждое слово на слово ОН или ОНА
Скрипка вагон стакан лист зонт доска вилка сосна люстра топор шкаф шуба пила стул галстук зебра лиса перец белка чашка курица шишка печка лодка лимон книга самолет рыба старик портфель дятел метла иголка плита холодильник нитка береза банан


Единственное и множественное число существительных
Назови картинки
Как изменится слово, если предметов будет больше, чем один

Назови картинки (козы книги мальчики мыши мухи маки ноги носки)
Как изменится слово, если предмет будет один




Измени слово
Груша - ? (груши)
Аналогично: яблоко, сапог, лопата, жаба, слива, машина, лампа, дыня, ракета, рыба, репа
Шарфы - ? (шарф)
Аналогично: баклажаны, помидоры, носки, торты, апельсины, рукава, мандарины, зонты, деревья, листья, перья, гнезда, колеса, мячи, ножи, лошади, желуди

«Живое – неживое»
Задай вопрос « КТО ЭТО?» или «ЧТО ЭТО?» к тому, что нарисовано на картинках



Поупражняйте ребенка в постановке этих вопросов к окружающим предметам «живого и неживого мира».
Найди лишнее слово ( по принципу «живое - неживое»)
КОФТА-ЗМЕЯ-ЛЯГУШКА-БЕЛКА
ЛОСЬ-ВОЛК-КОНФЕТА-МУХА
САМОЛЕТ-КУЗНЕЧИК-ЖИРАФ-БАБУШКА

Логическое мышление
Дополни фразу.
Если песок мокрый, то...
Мальчик моет руки, потому что...
Если переходить улицу на красный свет, то...
Автобус остановился, потому что...
Ответь на вопросы

· Сколько глаз у светофора?

· Сколько хвостов у четырех котов?

· Сколько ног у воробья

· Сколько лап у двух медвежат?

· Сколько в комнате углов?

· Сколько ушей у двух мышей?

· Сколько лап в двух ежат?

· Сколько хвостов у двух коров?
НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
 Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним" и почему.
 Храбрый, злой, смелый, отважный;
 Яблоко, апельсин, огурец, груша;
 Молоко, творог, сметана, хлеб;
 Час, минута, лето, секунда;
 Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
 Платье, свитер, шапка, рубашка;
 Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
 Береза, дуб, сосна, земляника;
 Книга, телевизор, радио, магнитофон.

КТО КЕМ БУДЕТ?
 Взрослый называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут.
Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ УМА И СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.
 Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. - назови слова, относящиеся к спорту. - назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.


Игра «Придумай слово»
Взрослый начинает слово, а ребенок - его заканчивает. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.
 Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
Отгадывание небылиц
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
Что внутри?
Взрослый называет предмет или место, а игроки в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
дом - стол, (ребенок должен назвать «ДОМ»)
шкаф - свитер,
холодильник - кефир,
тумбочка - книжка,
пузырек - лекарство,
кастрюля - суп,
дупло - белка,
улей - пчелы,
нора - лиса,
автобус - пассажиры,
корабль - матросы,
больница - врачи,
магазин – покупатели
Если самостоятельно не называет, то разбираете каждую пару (что внутри, что снаружи)

Выполни задание в тонкой тетради
Нарисуй геометрический рисунок по образцу
Нарисуй схему слов: ДОМ НОС






Развитие фонематического восприятия
Взрослый предлагает ребенку, подобрав подходящее рифмующееся слово, закончить каждое двустишие.
Не дрожи, Сережка, Как-то вечером две мышки
Это наша (КОШКА) Унесли у Пети (КНИЖКИ)

Здесь в лесу есть злые звери, Не полезет Влад на ель,
Запирайте на ночь (ДВЕРИ) У него в руках (ПОРТФЕЛЬ)

Пес козе принес букет, И назад, и вперед
Сытный будет ей (ОБЕД) Может плыть (ПАРОХОД)

Портфель я выронил из рук, «Грузы я возить привык!» -
Такой большой на ветке (ЖУК) Говорит нам (ГРУЗОВИК)
Упражнение «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
покупать –
открывать –
помнить –
встречать –
толстый –
мелкий –
полный –
знаменитый –
голодный –
брать -
Развитие фонематического восприятия
Взрослый предлагает ребенку, подобрав подходящее рифмующееся слово, закончить каждое двустишие.
Не дрожи, Сережка, Как-то вечером две мышки
Это наша (КОШКА) Унесли у Пети (КНИЖКИ)

Здесь в лесу есть злые звери, Не полезет Влад на ель,
Запирайте на ночь (ДВЕРИ) У него в руках (ПОРТФЕЛЬ)

Пес козе принес букет, И назад, и вперед
Сытный будет ей (ОБЕД) Может плыть (ПАРОХОД)

Портфель я выронил из рук, «Грузы я возить привык!» -
Такой большой на ветке (ЖУК) Говорит нам (ГРУЗОВИК)
Упражнение «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
покупать –
открывать –
помнить –
встречать –
толстый –
мелкий –
полный –
знаменитый –
голодный –
брать -





автомобиль легковойавтомобиль легковой