Рабочая программа по окружающему миру УМК Система развивающего обучения Л.В. занкова



Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир».
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация насодержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха вучебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи, напонимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к самооценке на основе критериевуспешности учебной деятельности;
– осознание своей гражданской идентичности:«Я» как гражданин России, своей этническойпринадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
– осознание смысла и нравственного содержаниясобственных поступков и поступков других людей;
– основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
– этические чувства – стыда, вины, совести какрегуляторы морального поведения;
– понимание чувств одноклассников, учителей,других людей и сопереживание им;
– принятие установки на здоровый образ жизни;
– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормамприродоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного на основе знакомства смиром природы и лучшими образцами мировой иотечественной культуры
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Окружающий мир»
Человек и природа
Обучающийся научится
– устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
– осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп)
– использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и (при возможности) на электронных носителях, в том числе в Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; оформлять результаты исследовательской работы;
– использовать для поиска необходимой информации различные доступные справочные издания по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе (при возможности) и медиаресурсы;
– использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
– сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);
– сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем, болото) как единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные);
– различать полезные ископаемые (не менее трех), понимать их значение в хозяйстве;
– узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края.
Обучающийся получит возможность научиться
– использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото, видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам предложенных исследований, наблюдений и опытов;
– моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и подручных средств;
– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится
– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город.
– узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России;
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
– используя дополнительные источники информации (на бумажных и при возможности электронных носителях, в том числе и контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
– проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии;
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая при возможности компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
– осознавать связь между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством (на уровне представления).
-использовать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов)
Обучающийся получит возможность научиться
– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны иличности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
– определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- называть выдающиеся памятники истории и культуры России (Кремль, памятники А. С. Пушкину, Петру 1).
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
- адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Тематический план
№ п/п Разделы, темы Количество часов всего
1 Человек и окружающий мир 21
1.1 Человек и природа 5
1.2 Человек и общество 16
2 Преобразования в России 11
2.1 Человек и общество 5
2.2 Человек и природа 6
3 Мир человека в Новое время 28
3.1 Человек и природа 10
3.2 Человек и общество 18
4 Современная Россия 10
4.1 Краеведение 10
5 Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) (в течение года)
Итого: 70
Раздел «Человек и окружающий мир»
Составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; работа с гербарными экземплярами лекарственных растений;
работа с картами: контурной, физической, природных зон.Исследовательская работа: Транспортные средства. Транспорт будущего. Открытие Америки, её природа, население.
Экскурсии: в краеведческий музей.
Раздел «Преобразования в России»
Определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов;
работа с физической картой России (полезные ископаемые);работа с исторической картой;составление плана комнаты, школьного или садового участка.
Исследовательская работа. Петербург – один из самых прекраснейших городов мира.
Раздел «Мир человека в Новое время»
Сбор материала о судьбе края в обозначенный период;
оказание первой помощи при лёгких травмах; подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту;составление меню с учётом содержания необходимых для организма веществ;работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.
Раздел «Современная Россия»
Человек и общество. Устройство государственной власти. Символы и праздники России. Человек в современных условиях. Нравственные нормы жизни.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п Тема урока Кол-во
часов Планируемые результаты
Человек и мир, созданный им.
Условия современной жизни 1 Установить связи между человеком, миром, созданным им, и природой
Техника и человек 1 Установить, какое влияние оказывают на современного человека достижения науки и техники. Рассмотреть экологические проблемы современного мира
Человек познает самого себя 1 Установить взаимосвязи и взаимообусловленности форм и функций органов. Познакомить со строением клетки – основой строения и роста живых организмов – и видами клеток
Режим дня в жизни человека 1 Формировать представление о здоровом образе жизни. Показать важность и пользу соблюдения режима дня
Достижения медицины в древние времена. Лекарственные растения 1 Познакомить с историей развития медицины; лечебными свойствами лекарственных растений
Наши соседи на западе
Где и как жили рыцари 1 В ходе совместной работы выявить природные условия в средневековой Европе, выделить особенности средневекового общества
Почему осанка выделяла рыцаря 1 Продолжить формирование представлений о жизни в Средние века в Западной Европе. Формировать убеждение в необходимости правильной осанки
Опора и защита тела. Скелет. Состав и свойства костей 1 Познакомить с функциями и строением костной системы человека (скелета). Познакомить с правилами и мерами сохранения скелета, позвоночника
Части скелета. Позвоночник 1 Познакомить со строением и функциями позвоночника. Выработать потребность детей бережно относиться к своему организму, в частности к позвоночнику
Части скелета. Череп. Грудная клетка 1 Познакомить со строением и функциями черепа и грудной клетки, костями, образующими грудную клетку. Формировать убеждение в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья
Части скелета. Живые рычаги 1 Познакомить со строением верхних
и нижних конечностей. Формировать убеждение о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья
Мышцы и движение 1 Познакомить обучающихся со строением и функциями мышц; формировать представление о работе мышц, познакомить с видами мышц; рассказать о причинах усталости, способах предотвращения утомляемости мышц
Мышцы и движение. Проверочная работа 1 Продолжить формирование представлений о значении мышц. Провести проверку знаний о скелете и мышцах
«Черная смерть» 1 Расширить знания детей об особенностях жизни в средневековой Европе: образ жизни людей, здоровье, эпидемии Средневековья
Начало Нового времени 1 Познакомить с изменениями, которые стали происходить с ХIV в. в Западной Европе. Показать значение открытий
в различных областях жизни для человечества
Расширение знаний о Земле 1 Продолжить формирование представлений детей о развитии знаний о Земле,
познакомить обучающихся с новыми понятиями, новыми именами
Расширение знаний о Земле. Природа Нового Света 1 Расширить представления детей о географических открытиях, о природе Нового Света
Развитие науки.
Устройство Вселенной. 1 Формировать представление детей о развитии науки и ее значении в развитии человечества
Почему предметы падают вниз? 1 Формировать представление детей о развитии науки и ее значении в развитии человечества
Открытие невиди-мого мира 1 Познакомить со значением в науке изобретения микроскопа и открытием «невидимого» мира микроорганизмов
Победа над эпиде-миями. Проверочная работа 1 Показать учащимся неоценимый вклад ученых в дело по борьбе с микробами. Проверить знания детей по теме «Начало Нового времени. Развитие науки»
Зачем нужна гигиена 1 Воспитывать в детях потребность соблюдать правила гигиены, способствовать формированию потребности вести здоровый образ жизни
Кожа и её значение 1 Познакомить со строением и функциями покровного органа – кожей. Формировать потребность беречь своё здоровье
Особые образования кожи (загар, волосы, ногти). Проверочная работа 1 Расширить знания детей о функциях кожи, познакомить с особыми образованиями: волосы, ногти. Формировать потребность беречь своё здоровье, беречь кожу от повреждений. Проверить степень усвоения материала по теме «Кожа»
Преобразование в России.
Царь – плотник. Выход к морю 1 Формировать представление о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра I. Выявить значение этих преобразований
Петр I, царь и человек 1 Продолжать знакомить учащихся с личностью Петра I, реформами, проводимыми Петром I, и его вкладом в развитие России
Становление Российской науки.
1 Показать неоценимый вклад Ломоносова в российскую науку
Горные породы. Полезные ископаемые. НРК полезные ископаемые родного края. 1 Сформировать представление о горных породах и полезных ископаемых, выявить свойства гранита и известняка
Каменное царство 1 Расширить представления обучаю-щихся о горных породах (различных камнях), сформировать представление об использовании различных камней
Руды металлов 1 Познакомить с месторождениями железных руд и использованием их человеком
Горючие полезные ископаемые.
Кто открывает и добывает полезные ископаемые 1 Изучить свойства нефти и каменного угля, торфа. Познакомить со способами добычи полезных ископаемых и трудом геологов
Проверочная работа по теме «Полезные ископаемые».
Русское военное искусство. Ни разу не побеждённый А. В. Суворов 1 Проверить степень усвоения материала по теме «Полезные ископаемые».
Формировать историческое миро-воззрение. Познакомить с личностьюА. В. Суворова, значением его деятельности в жизни России
Отечественная война 1812 года 1 Познакомить обучающихся с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения. Способствовать формированию чувства гордости за свою страну
и благодарность великим людям, служившим России
План местности. НРК план местности твоей школы 1 Сформировать представление о плане местности и его значении, показать отличие плана от карты; учить составлять план местности, используя условные знаки и масштаб
Разнообразие природы Земли.
Северные земли России 1 Познакомить учащихся с развитием географических исследований просторов России
Самый маленький материк 1 Расширить представление обучающихся об освоении мира и открытии новых земель
Поиски неведомой земли. Растительный и животный мир Австралии 1 Расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растений и животного мира Австралии
Русские на шестом континенте 1 Познакомить учащихся с историей открытия Антарктиды, сформировать представление о природных и климатических особенностях Антарктиды
Дальний Восток России 1 Расширить представление о разнообразии природы лесной зоны, показать необычность природы Дальнего Востока (Уссурийской тайги)
Особенности природы гор 1 Расширить представление о разнообразии природы горной местности, показать особенности природы гор, смены ярусов
Человеческие расы. Проверочная работа по теме «Разнообразие природы Земли» 1 Познакомить с тремя основными человеческими расами и их особенностями в зависимости от природных условий. Проверить степень усвоения знаний по теме «Разнообразие природы Земли»
События XIX – XXвеков. 
Развитие науки и техники 1 Познакомить обучающихся с развитием науки и техники в XIX в. и причинами развития мира. Выяснить их значение для современного человека
Развитие науки и техники.
Урок-семинар 1 Продолжать знакомить обучающихся с развитием науки и техники в XIX в. Выявить значение изобретений для современного человека
Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы 1 Продолжить формирование представлений о развитии науки и техники в XIX в. Продолжить изучение достижений науки в познании человека
Строение и работа нервной системы 1 Продолжать знакомить обучающихсяс особенностями нервной системы, ее ролью и значением
Значение кровеносной системы. Кровь 1 Познакомить обучающихся со значением, составом и свойствами крови
Значение кровеносной системы. Путь крови 1 Продолжать знакомить обучающихсясо значением, составом и свойствами крови
События начала века 1 Продолжить формирование исторических представлений о России начала XX в. и проходивших в это время преобразованиях
Великая Отечественная война (1941–1945 гг.) НРК герои ВОВ г. Ялуторовска. 1 Углубить знания детей о событиях 1941–45 гг. провести сравнительный анализ отечественных войн 1812
и 1941–1945 гг.
Человек и природа
Век научных открытий 1 Расширить знания учащихся о научных открытиях и изобретения второй половины XX века
Охрана природы
НРК охрана природы в твоем городе 1 Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон и природных парков на территории России. Способствовать формированию экологического сознания
Охрана природы. Заповедники
(урок-семинар) 1 Продолжатьзнакомить учащихся с заповедными зонами России. Способствовать формированию экологического сознания
Дыхание человека 1 Раскрыть значение дыхания как важнейшей системы жизнеобеспечения человека. Познакомить с органами дыхания
Органы дыхания.
Гигиена дыхания 1 Продолжать знакомить с органами дыхания. Учить заботиться о своём здоровье
Сельское хозяйство.
Животноводство
НРК сельское хозяйство в твоем районе 1 Познакомить учащихся с отраслями животноводства и значением сельского хозяйства в жизни человека
Растениеводство НРК растениеводство твоего района 1 Формировать представление об отраслях растениеводства и его зависимости от природных условий
Животноводство и растениеводство. Практическая работа 1 Обобщить представления детей
об отраслях сельского хозяйства
Зачем человек ест. Состав пищи 1 Сформировать представление о значении питания в жизни человека. Продолжить работу по формированию представлений о значении питания для человека. Дать понятие о витаминах и их значении в жизни человека
Состав пищи 1 Продолжатьформировать представление о значении питания в жизни человека. Продолжить работу по формированию представлений о значении питания для человека. Продолжить изучение свойств витаминов и их значения в жизни человека
Органы пищеварения. Зубы и уход за ними 1 Познакомить с органами пищеварения и определить их основные функции. Познакомить с типами зубов, строением зубов, способствовать формированию потребности следить за здоровьем своих зубов
Длинная дорога бутерброда 1 Систематизировать знания детей о пищеварительной системе и значении питания в жизни человека
Система пищеварения. Проверочная работа 1 Обобщить представления детей о системе пищеварения. Проверить уровень усвоения изученного материала
Современная Россия
Человек и общество 1 Формировать представление о современном устройстве общества, зависимости устройства общества от уровня знаний человека об окружающем мире
Устройство государственной власти 1 Формировать представление обучающихся об устройстве государственной власти в России, разъяснить функциональные обязанности каждой ветвивласти
Символы и праздники России 1 Расширить знания детей о символах государственной власти: флаге, гербе, гимне. Способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности
Человек в современных условиях 1 Продолжить работу над проблемой развития человеческого общества в современных условиях и о развитии цивилизации
Нравственные нормы жизни 1 Формировать нравственные нормы жизни
Проверочная работа 1 Выявить уровень знаний обучающихся
«Есть порох в пороховницах!» 1 Обобщить знания и представления детей об окружающем мире. Способствовать развитию познавательного интереса обучающихся
НРК Экскурсия в краеведческий музей 1 Расширить представления обучающихся об историческом прошлом родного края, изучить особенности природных условий области