План проведения урока литературы на тему Любовь или сумасшествие с использование стратегии Шесть шляп мышления


«Поразмыслим в шести шляпах»
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
БЕЛАЯ мыслим фактами, Без эмоций, без субъек- -Какие события произо-
цифрами. тивных оценок. Только шли? Даты. Количество
ШЛЯПА факты! предметов...
ЖЕЛТАЯ положительное, Выделение позитивных Что положительного,
ШЛЯПА позитивное мыш- сторон и аргументирова- полезного...
ление. ние.
ЧЕРНАЯ критическая. Выявление противоречий, Что было трудно, неясно,
ШЛЯПА критическое мышле- недостатков, их причин. проблематично...
ние.
КРАСНАЯ эмоциональная Связь изменения эмоц. С какими явлениями свя-
ШЛЯПА состояния с рассматри- заны эмоции:грусть, оби-
ваемыми явлениями. да, радость...
ЗЕЛЕНАЯ творческая Поиск новых граней в Что можно сделать иначе?ШЛЯПА изученном материале. Усовершенствовать?
СИНЯЯ философская, Поиск обобщающих парал-ШЛЯПА обобщающая. лелей, общие выводы.
Урок литературы 10 класс с использованием стратегии
«поразмыслим в шести шляпах»
Тема урока Любовь или сумасшествие? ( по повести Куприна «Гранатовый браслет»)
Цель урока 1.Формирование ключевых компетенций школьников. Готовность к решению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию. Знание особенностей повести Куприна «Гранатовый браслет».
2.Развитие навыков упорядоченного структурированного мышления.
3.Нравственное воспитание школьников.
Оборудование: 6 шляп, электронная презентация.
Тип урока: изучение новой темы.
Ход урока
1.Организация урока.
2.Новая тема
А) Вступительное слово учителя.
Звучит музыка Бетховен «Вторая соната».какое чувство вызвала у вас музыка.
Рассказ «Гранатовый браслет», написанный Куприным в 1910 году, посвящен одной из главных тем его творчества- любви.
Мне припомнилось стихотворение австрийского поэта первой половины XIX в. Николая Ленау, которое имеет связь с содержанием повести «Гранатовый браслет»:
Молчать и гибнуть… Но милей,
Чем жизнь, волшебные оковы!
Свой лучший сон в очах у ней
Искать, не проронив не слова! –
Как свет застенчивых лампад
Трепещет пред лицом Мадонны
И, умирая, ловит взгляд,
Небесный взгляд ее бездонный!..
«Молчать и гибнуть» - вот духовный обет влюбленного телеграфиста. И все таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызывала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое».
Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» - чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?
Писатель старался находить в реальном мире сюжеты и образы для своих произведений. В основу повести положены факты из семенной хроники князей Туган-Барановских. В октябре 1910 года Куприн сообщал об этом своему другу, критику и историку литературы Ф. Д. Батюшкову: «Это – помнишь? – печальная история маленького телеграфного чиновника К. П. Желтикова, который был так безнадежно, трогательно влюблен в жену Любимова (Д. Н. теперь губернатор в Вильне)».
Зачитывание отрывка из воспоминаний Л.Любимова«В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось- Желтый ( в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе, в одном письме он сообщил, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…
Вначале эти письма всех забавляли, но потом моя мать перестала их даже читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая очередное послание влюбленного телеграфиста.
И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец , тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желткову. Но Желтый, как и Желтков, жил на шестом этаже. Он ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Отец больше молчаливо время объяснения. Он рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его ничего не известно».
- Что же такое любовь? Что значит любить?
- Послушайте сонет И.Л. Сельвинского «Венок сонетов».
Бывал влюблённым я, но не любил.
Любовь? Не знаю имени такого.
Я мог бы описать её толково,
Как это мне Тургенев объяснил.
Или блеснуть цитатой из Толстого,
Или занять у Пушкина чернил…
Но отчего – шепну лишь это слово,
И за плечами очертанья крыл?
Но крылья веяли, как опахала.
Душа моя томилась и вздыхала,
Но паруса не мчали сквозь туман.
Ничто, ничто меня не чаровало.
И хоть любовь – безбрежный океан,
Ещё мой брег не трогался с причала.
В повести герои тоже дают разное понимание любви
Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».
Вера Николаевна: « И что это было: любовь или сумасшествие?»
Желтков: « …это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой богу было угодно за что-то меня вознаградить… «Да святится имя твое…» ».
Шеин: «…разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкования».
Подберите синонимы к слову «Любовь»
- Любовь, страсть, чувственность, жалость, сострадание, сумасшествие…( На ваш взгляд, являются ли эти слова синонимами?)
И так я объявляю тему урока
Любовь или сумасшествие?
Я еще раз напоминаю правила работы в шляпах.
Учащиеся, поделенные на группы, выбирают шляпу.
Белая шляпа: факты, информация. История любви Желткова к Вере Николаевне.
Желтая шляпа: чувство Желткова – это любовь.
Черная шляпа: чувство Желткова- сумасшествие
Красная шляпа чувства, эмоции которые вызвало чувство ЖелтковаЗеленая шляпа Что можно было бы измерить в повести?
Синяя шляпа за мной или гостями: выводы, оценки работы групп.
3.Рефлексия
Выслушав разные точки зрения, сделайте вывод, ответьте на вопрос
Чувство Желткова – это любовь или сумасшествие? Напишите короткое эссе.
4.Заключительное слово учителя:
Желтков умирает, но пробуждается Вера, ей открывается любовь. В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веру, через музыку ее душа соединяется с душой Желткова.

Автор рассказывает о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивает это. Куприн писал: «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!».
Это гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству. Повесть поднимает проблемы, которые будут вечно волновать человечество. Никто о женщине не сказал лучше Желткова: «Да святится имя твое!».

Звучит мелодия Второй сонаты Бетховена