Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо


Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо как средство повышения качества знаний на уроках русского языка и литературного чтения
учитель русского языка и литературы Соловьева С.В. МБОУ «СОЩ №3»

Как повысить качество знаний? Это один из главных вопросов в сфере образования. Этим вопросом задаётся каждый учитель. Нет единого определения, что такое «качество знаний».
Качество знаний складывается из нескольких компонентов:
Прочность - сохранение в памяти главного, существенного.
Осознанность - умение понять, умение доказать свою точку зрения.
Обобщённость - умение выразить конкретные знания в обобщённой форме.
Конкретность - умение раскрыть обобщённые знания на конкретных примерах.
Оперативность - использование знаний в однотипной ситуации.
Полнота - соответствие образовательной программе в полном объёме.
Глубина - осознанные знания учащихся и связи между этими знаниями.
Системность - знания расположены в последовательности и иерархии.
Каждый учитель ищет свои методы, приёмы, технологии, которые помогли бы ему повысить качество знаний учащихся. Остановимся на одном из путей повышения качества знаний через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Использование данной технологии позволяет достичь высокой эффективности образовательного процесса; это достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения. Именно к эффективным технологиям развивающего обучения относится и технология РКМЧП.
Считается, что применение технологии РКМЧП повышает качество знаний учащихся.
Мы живем в информационно насыщенное время и должны уметь с этой информацией работать. Однако практика показывает, что зачастую наиболее важные для работы с информацией процессычтение и письмо, с которыми приходится работать на каждом уроке, малоэффективны и не дают ожидаемого результата. Поэтому для повышения информативной грамотности в учебной деятельности необходимо менять подход к основным инструментам обучения-чтению и письму, и развивать эти навыки целенаправленно и последовательно. Именно в этом и поможет технология РКМЧП.
Самостоятельность – есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал», - писал К.Д. Ушинский.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. «Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает», - считал Д. Дьюи. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознаёт, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранный путь логичнее и рациональнее прочих.

В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своими возможностям критического мыслителя, важно, чтобы он развивал в себе ряд важных качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, решить, в какой последовательности их изложить. Упорядоченность мысли - признак уверенности.
Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда сам не сможет стать генератором идей, мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока учащийся не будет обладать разнообразной информацией.
Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы решаем отложить её решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьётся гораздо лучших результатов в обучении.
Готовность исправлять ошибки. Критически мыслящий человек будет стараться не оправдать свои неправильные решения, а сделать правильные для себя выводы, воспользоваться этой ошибкой для продолжения обучения.
Осознание. Д. Халперн считает, что это очень важное качество, которое предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения могли воспринять другие люди, иначе эти решения так и останутся на уровне высказываний.

Цель: Изучив литературу по ТРКМЧП, разработать необходимый дидактический материал для внедрения технологии на уроках русского языка и литературы, осуществить апробацию, выявить эффективность данной технологии.
Основные задачи:
изучить теоретический материал по технологии РКМЧП;
овладеть способами проведения уроков в рамках технологии;
спланировать работу по внедрению технологии развития критического мышления;
провести отбор дидактического материала для занятий по данной технологии;
разработать модели уроков в соответствии со структурой данной технологии;
провести апробацию данной технологии применительно к урокам литературы и русского языка в 5, 7,8, 10 классах;
выявить преимущества данной технологии;
проанализировать результаты деятельности учащихся.

Представим структуру урока в виде схемы с соответствующими пояснениями:



1 стадия
ВЫЗОВ
2 стадия
ОСМЫСЛЕНИЯ
3 стадия
РЕФЛЕКСИЯ

актуализация имеющих знаний;
пробуждение интереса к получению информации;
постановка учеником собственных целей обучения.
получение новой информации;
корректировка учеником поставленных целей обучения.
размышление, рождение нового знания;
постановка учеником новых целей обучения.


Стадии и приемы технологии
Стадия (фаза)
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Возможные приемы и методы

1. Вызов
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.
Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Составляет списки известной информации, рассказ- предположение по ключевым словам, систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки
«Мозговая атака»

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами.
2. Осмыс-
ления
Сохранения интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижения от знаний «старого» к «новому».
Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
Методы активного чтения:
маркировка с использованием значка «V», «+», «-», «?» (по мере чтения становятся на полях справки)
введение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
поиск ответов на поставленный в первой части урока вопросы.
Стратегия РАФТ
Стратегия ИДЕАЛ
Стратегия ФИШБОУН
Стратегии: «Мозаика проблем», «Уголки»,
Денотатный граф
Стратегии постановки вопросов: «Ромашка Блума», «Тонкие» и «толстые» вопросы

Непосредственный контакт с информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально – парами – группами.

3. Рефлек-
сии
Вернуть учащихся к первоначальным записям – предположением, внести изменения, дополнение, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Учащиеся соотносят «новою» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Заполнение кластеров, таблиц,
установление причинно- следственных связей между блоками информации;
Возврат ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
Ответы на поставленные вопросы.
Организация устных и письменных круглых столов;
Оформление презентаций (портфолио);
«бортовых журналов»
Синквейн
Диаманта, эссе,
Органайзер
Стратегия «Шесть шляп»



Можно представить функцию трех стадий ТРКМЧП следующим образом:

Стадия
Функция

Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме).
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление
содержание
Информационная (получение новой информацией по теме).
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний).
Мотивационная (сохранение интереса к изученной теме).

Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
Информационная (приобретение нового знания).
Мотивационная (пробуждения к дальнейшему расширению информационного поля).
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка соответственной позиции, оценка процесса).



Рассмотрим некоторые приемы, которые можно эффективно использовать при обучении русскому языку и литературе.
Познакомившись глубже с теоретической основой технологии, я выработала несколько моделей работы с текстом, скомбинировав известные приемы.
На уроках русского языка при подготовке к изложению с творческим заданием по сюжетному тексту целесообразно применять такую модель.

Модельное занятие 1.
Этапы урока
Цели этапа
Приемы и методы

Вызов
Активизация каждого ученика. Актуализация знаний. Развитие связной речи. Развитие логического мышления.
Анализ заголовка по особым вопросам заголовку.
Рассказ – предположение по ключевым словам.


Осмысление
Организация активного восприятия текста. Направление усилий на степень понимания текста.
Чтение с остановками.
Заполнение двухчастного дневника
(трехчастного дневника)
Постановка вопросов разного типа.
Открытый финал.


Рефлексия
Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта. Обобщение на уровне личностных впечатлений.
Написание синквейна.
Написание изложения с творческим заданием


Приемы, используемые на первой стадии, позволяют задействовать каждого ученика, при составлении рассказа-предположения, во-первых, пробуждается познавательный интерес к теме, во-вторых, каждый, работая индивидуально, создает собственное творение, которое на протяжении последующей работы сопоставляется с оригиналом, таким образом, все находятся в активной позиции.
Чтение с остановками и заполнение двухчастного дневника – это основополагающие приемы стадии осмысления, они позволяют сделать процесс чтения интерактивным, учащиеся сравнивают свои версии с оригиналом, прогнозируют, выделяют важные для понимания слова и выражения, дают им толкование.















Литература.
Цель: формирование умения работать с информацией: работа с текстами разных видов. Формирование коммуникативной компетенции: владение диалогической и монологической речью.

Существует несколько моделей работы с текстом; скомбинировав известные приемы целесообразно применять такую модель.
Модельное занятие 1.
Этапы урока
Цели этапа
Приемы и методы

Вызов
Активизация каждого ученика. Актуализация знаний. Развитие связной речи. Развитие логического мышления.
Анализ заголовка по особым вопросам заголовку.
Рассказ – предположение по ключевым словам.


Осмысление
Организация активного восприятия текста. Направление усилий на степень понимания текста.
Чтение с остановками.
Заполнение двухчастного дневника
(трехчастного дневника)
Постановка вопросов разного типа.
Открытый финал.

Рефлексия
Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта. Обобщение на уровне личностных впечатлений.
Написание синквейна.
Написание изложения с творческим заданием


Приемы, используемые на первой стадии, позволяют задействовать каждого ученика, при составлении рассказа-предположения, во-первых, пробуждается познавательный интерес к теме, во-вторых, каждый, работая индивидуально, создает собственное творение, которое на протяжении последующей работы сопоставляется с оригиналом, таким образом, все находятся в активной позиции.
Чтение с остановками и заполнение двухчастного дневника – это основополагающие приемы стадии осмысления, они позволяют сделать процесс чтения интерактивным, учащиеся сравнивают свои версии с оригиналом, прогнозируют, выделяют важные для понимания слова и выражения, дают им толкование.
При обобщении и систематизации и своего впечатления, и своего отношения к поставленным проблемам учащиеся на стадии рефлексии создают синквейны.

На стадии Вызова учащиеся заполняют «Дерево предсказаний» записывается тема, которая содержит вопрос, адресованный в будущее. «Листочки» - это прогнозы, а «веточки» - аргументы, обоснование прогнозов-листочков.
Учеником всех возрастов нравится составлять «Дерево предсказаний». В любом прогнозе присутствует элемент игры, неопределенности. Использую этот прием только в начале для развития мышления.
На стадии Осмысления также используется прием чтение с остановками, но между паузами учащиеся вырабатывают умения формулировать вопросы к тексту.
Систематизировать и обобщить приобретенный опыт помогает кластер, который ученики заполняют на стадии Рефлексии.
Кластеры можно считать одним из ведущих приемов данной технологии. Такая работа помогает развивать логическое мышление, отбирать главное, выстраивать свои ответы по данной схеме. Учащиеся с большим удовольствием выполняют эту работу, а после защиты у некоторых появляется желание переделать, дополнить свою схему. В следующий раз более ответственно подходят к выполнению заданий, так как не очень хочется показывать работу неаккуратной, некачественно оформленной. После урока по повести А.С. Пушкина «Метель», которую анализировали на уроках внеклассного чтения в 6 класс, ребята в качестве домашнего задания редактировали кластеры (см. приложение 10).


В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.
Рассмотрим те приемы, которые эффективно используются при обучении русскому языку.
Прием “Корзина идей”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Прием “Составление кластера”
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, соединяя это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Данный прием можно применять на самых разных этапах урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования нового учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
При использовании данного приёма материал усваивается лучше, так как, создавая кластер, учащиеся часто обращаются к тексту. Детям проще запомнить, а затем пересказать правило, видя перед собой графическое изображение.

Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”.
Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.

Прием “Верные и неверные утверждения”
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей.
При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.Знаю
(вызов) Хочу узнать
(вызов) Узнал
(реализация смысла или рефлексия)
Работа в паре: что я знаю о теме урока? Формулирование целей Соотношение старой и новой информации

Прием “Написание синквейна”
Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.
В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны.

Прием “ Толстые и тонкие вопросы”
Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие?

Толстые?

Кто...? Что...?
Когда...? Может...?
Будет...? Могли...?
Как звать...?
Было ли...?
Согласны ли вы...?
Верно ли...?
Дайте три объяснения: почему?
Объясните: почему...?
Почему вы думаете...?
Почему вы считаете...?
В чем различие...?
Предположите: что будет, если...?
Что, если...?


«Толстые и тонкие вопросы» является достаточно эффективным на уроках литературы. Он позволяет приобщить учеников к осознанному чтению. Они стали читать более вдумчиво, хорошо ориентироваться в прочитанном тексте. Так же этот приём позволяет уяснить, что любой ответ, предположение надо подкреплять доказательствами. Приём «толстых вопросов» ориентирует учеников на полный, развёрнутый аргументированный ответ.
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Например: Какие производные предлоги пишутся в одно слово?)
В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. (Например: Какие трудности существуют в правописании предлогов?)
Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.


Прием “Ключевые слова”

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Прием “Лови ошибку”

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Прием “Нарисуйте счастье”

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.


Прием “Письмо по кругу”

Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Прием “Пометки на полях”
Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.
Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Маркировочные пометки:
Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
Может быть несколько вариантов пометок:
2 значка - “+” и “V”, 3 значка - “+”, “V”, “?” или 4 значка - “+”, “V”, “?”, “-” (думал иначе).

После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:“V” - знаю “+” - новое “?” - есть вопросы
Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Прием “Написание эссе”
Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.
Модель написания эссе.
Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.
Работа над черновиком.
Правка. Может осуществляться в паре.
Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.
Возможный алгоритм написания эссе.
Обсуждаемая тема (проблема).
Собственная позиция.
Краткое обоснование.
Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
Заключение.

Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии - довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной рефлексии:
Регулярная возможность писать.
Выбор интересной темы для письма.
Наличие образцов.
Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
Привычка править - значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.
Помощь друзей. Возможность делиться написанным.

Это лишь небольшая часть методических приемов, связанных с формированием критического мышления. Подробную информацию по данной теме можно найти в Интернете на сайте международного журнала о критическом мышлении “Перемена” http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru

Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.





Этапы деятельности учителя:
1 этап
Прохождение курсов


2 этап
Проведение в школе на уроках литературы и русского языка занятий на основе модельных, которые были даны на курсах.


3 этап
Диагностика учащихся


4 этап
Внедрение известных стратегий и приемов технологии.


5 этап
Самостоятельное изучение литературы, связанной с применением технологии.


6 этап
Отбор дидактического материала для проведения уроков развития речи и уроков внеклассного чтения с применением стратегий технологии


7 этап
Разработка и проведение уроков в рамках технологии, отбор приемов.


8 этап
Проведение открытых уроков с применением технологии.


9 этап
Вторичная диагностика. Защита портфолио.


10 этап
Входная диагностика


11 этап
Открытые уроки для РМО, семинар


12 этап
Выступление на районной научно-практической конференции


15 этап
Проведение семинаров


14 этап
Диагностика на конец учебного года


15 этап
Работа над проектом в рамках ТРКМЧП


16 этап
Результативность опыта.
Мониторинг качества знаний обучающихся




Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, развивает его ум, индивидуальность, повышает качество знаний. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся в условиях введения ФГОС.
Технологические этапы



Заголовок 3 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 915