Консультация для родителей «Психологические особенности умственно отсталых детей».


Консультация для родителей

«Психологические особенности умственно отсталых детей».

Консультацию подготовила: учитель – дефектолог, учитель-логопед Суханова Н. Е.


Умственно отсталые (слабоумные) дети – наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют примерно 1 – 3 % от общей детской популяции. Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнообразную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга, имеющего диффузный, т. е. широко распространенный, как бы «разлитый» характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга, нарушая их строение и функции. Конечно, не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными более выраженными локальными (ограниченными, местными) нарушениями, иногда захватывающими и подкорковые системы. Все это обуславливает возникновение у ребенка различных, разной отчетливостью выраженных отклонений во всех видах психической деятельности.
Преобладающее большинство всех умственно отсталых детей составляют дети - олигофрены (от греческого «малоумный»). Поражение мозговых систем, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур, обуславливающих недоразвитие и нарушения их психики, возникает на ранних этапах развития – во внутриутробном периоде, при рождении или в первые годы жизни, т.е. до полного становления речи.
При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный), непрогредиентный (не усугубляющий) характер, что дает основания для оптимистического прогноза. Олигофрены – основной контингент вспомогательной школы.
Умственная отсталость, возникшая после указанных сроков, встречается относительно редко. Она не входит в понятие олигофрения. Не относятся этому понятию разнообразные случаи отставания в психическом развитии, возникающие вследствие локальных дефектов мозга, в частности, проявляющиеся в общем недоразвитии речи. Не относятся к числу олигофренов дети, страдающие прогредиентно текущими заболеваниями, заболеваниями, обусловленными наследственными нарушениями обмена веществ и страдающие слабоумием. Эти дети постепенно деградируют. Их умственная отсталость с возрастом становится все более выраженной.
Уже в дошкольный период жизни болезненные процессы, имевшие место в мозгу ребенка – олигофрена, прекращаются. Ребенок становится практически здоровым, способным к психическому развитию. Однако развитие это развивается аномально, поскольку биологическая его основа патологична.
Дети – олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Таим образом , умственно отсталые ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по многим своим проявлениям.
Дети – олигофрены способны к развитию, что по существу отличает их от слабоумных детей всех прогридиентных форм умственной отсталости, и хотя развитие олигофренов осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личную сферу.
Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка – олигофрена отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.
Развитие олигофренов определяется биологическими и социальными факторами. К числу биологических факторов относятся тяжесть дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Учитывать их необходимо при организации специального педагогического воздействия.
Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время и, конечно, детский сад, школа. Отечественная психология утверждает положения о ведущей роли в развитии всех детей, в том числе и умственно отсталых, сотрудничества ребенка со взрослыми и детьми, находящимися рядом с ним, обучения широком понимании этого термина. Особенно большое значение правильно организованное обучение и воспитание, адекватное возможностям ребенка, опирающееся на зону его ближайшего развития. Именно оно стимулирует продвижение детей в общем развитии.
Для продвижения ребенка – олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, существенно важным является не всякое, а специально организованное обучение и воспитание. Специальное обучение, направленное на развитие умственно отсталых детей, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно – мышления. Это важное направление коррекционной работы теоретически обоснованно тем, что хотя ребенок – олигофрен своеобразен во всех своих проявлениях, именно дефектность мышления обнаруживается у него особенно резко и, в свою очередь, затормаживает и затрудняет познание окружающего мира. Вместе с тем доказано, что мышление олигофрена несомненно развивается. Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению умственно отсталого ребенка в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально – трудовой адаптации.
Другое, тоже очень важное направление коррекционной работы предусматривает совершенствование эмоционально- волевой сферы детей , которая играет большую роль и в усвоении знаний, умений и навыков, и в установлении контактов с окружающими, и в социальной адаптации детей в садике и вне его. Действительно, мышление и эмоционально – волевая сфера представляют собой части единого человеческого сознания, а весь ход развития ребенка, по утверждению Л. С. Выготского, основан на изменениях, происходящих в соотношении интеллекта и аффекта.


Используемая литература:
1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед.. ин-тов/ под ред. В. В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994.
2. Катаева А. А., Стребелева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – М.: Просвещение, 1988.
15