Сообщение Особенности внимания умственно-отсталых детей


(Слайд 1)
Особенности внимания умственно отсталых детей
Вследствие недоразвития всей познавательной сферы внимание умственно отсталых детей нарушено.
(Слайд 1)
Важная особенность внимания заключается в невозможности его активной длительной концентрации. Эти дети быстро и легко отвлекаются и не в состоянии в течение длительного времени концентрироваться на каком-либо объекте. Через некоторое время после включения в работу их внимание ослабевает или исчезает полностью.
Учащимся коррекционной школы VIII вида свойственно такое явление как имитация внимания, когда учащийся внешне сосредоточен, совершенно не реагирует на происходящее вокруг, но производительность его деятельности остается крайне низкой. Наиболее нарушено произвольное целенаправленное внимание. Это связано с тем, что при возникновении трудностей ребенок не пытается их преодолевать. Однако, если работа интересна и посильна, она способна некоторое время поддержать его внимание.
Для данной категории детей характерен низкий объем и трудности привлечения внимания. Причем, даже будучи привлеченным к объекту ребенок слабо сосредоточивается.
Таким образом, все свойства процесса внимания умственно отсталых нарушены. Преобладающим является непроизвольное.
Для того чтобы управлять вниманием учащихся на уроке, необходимо проводить коррекционную работу по его развитию и уметь правильно подобрать специальные упражнения, тренирующие основные свойства как, объем, распределение, концентрация, устойчивость и переключение. Некоторые из таких упражнений я хочу предложить вашему вниманию.
(Слайд 3)
Упражнение на развитие объема внимания.
Ребенку предлагается карточка с таблицами, в которых определенным образом расположены точки (от 2 до 7). После запоминания, ребенок должен в пустых таблицах расставить точки также как в карточке.
Упражнения на развитие концентрации внимания.
(Слайд 4). Сравни картинки и найди 10 отличий.
(Слайд 5). Найди несоответствия и дорисуй картинки.
(Слайд 6). Раскрась вторую половину картинки.
(Слайд 7)
Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости.
В этом упражнении надо найти слова между случайных букв и выделить их.
(Слайд 8)
Упражнение на развитие произвольного внимания.
В этом упражнении надо нарисовать 10 треугольников, а затем заштриховать или выделить определенным цветом треугольники, которые называет учитель.
(Слайд 9)
Упражнение на развитие распределения внимания.
На рисунке представлена таблица с 25-ю цифрами от 1 до 35, из них пропущены 10 цифр.  Учащимся необходимо найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать или просто сообщить их учителю. Если это задание оказалось трудным то, можно предложить более простую таблицу, например, из 9 клеточек.
(Слайд 10)
Упражнение на развитие внимательности, быстроты распределения и переключения внимания.
Учитель называет различные слова. Учащиеся должны, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Учащиеся внимательно слушают и хлопают в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, швейный инструмент.
(Слайд 11)
Упражнение «Подбери нужную заплатку» способствует развитию внимания, дифференцированного восприятия, наглядно-образного мышления.
В процессе коррекционного обучения внимание умственно отсталых учащихся может достигнуть более высокого уровня развития. Показателем прогресса в развитии является появление элементов произвольного внимания.
Сейчас давайте остановимся на особенностях памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) у умственно отсталых детей также имеют свои специфические особенности.
(Слайд 12)
Для процессов памяти такой категории детей характерны:
Недостаточная полнота и точность, замедленность запоминания;
Неосмысленность и непрочность сохранения;
Низкий объем воспроизведения, искажение материала, привнесения.
Произвольное запоминание у умственно отсталых детей формируется позже, чем у их сверстников. Они лучше всего запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Причем наиболее полно, точно и прочно запоминают реальные объекты, менее успешно их изображения и еще с более низким результатом слова, их обозначающие. Опосредованная смысловая память тоже развита слабо. При этом умственно отсталые дети могут запомнить определенный, довольно ограниченный объем материала. При запоминании и осмыслении материала не могут пользоваться логическими приемами. Над логической памятью у них преобладает механическая. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит к ошибкам при воспроизведении. Существует такая особенность, как привнесение в воспроизводимый материал.
Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Воспроизводимые тексты сжаты, непоследовательны, фрагментарны, содержат неточности, пропуски, замены. Следует также отметить недостаточный объем воспроизводимого материала. При организации процесса обучения детей коррекционной школы большое значение имеет повторение материала. Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за ее общей слабости.
Для повышения продуктивности процессов памяти на уроках применяю:
(Слайд 13)
Коррекционные упражнения на развитие зрительной памяти такие как:
«Запомни и ответь на вопросы». Выполняя это упражнение, необходимо запомнить, что изображено на картинке, перевернуть картинку или накрыть чистым листом бумаги и ответить на вопросы.
(Слайд 14)
Упражнение «Запомни предметы». Учащимся нужно запомнить разложенные на столе швейные инструменты, приспособления. После изменения определить, что изменилось.
(Слайд 15)
Коррекционное упражнение на развитие объема слуховой памяти «Каскад слов».
Учащийся повторяет слова за учителем. Начинать надо с одного слова, затем называть два слова, учащийся повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д.
(Слайд 16)
Упражнение на развитие сохранения и воспроизведения.
Учащимся требуется запомнить расположение пуговиц (узор из пуговиц) и составить по памяти такой же узор.
Большое внимание в коррекционной школе уделяется подготовке к экзамену по профессионально-трудовому обучению. Для успешного запоминания экзаменационного материала необходимо учить детей использовать своё воображение, находить ассоциации, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надёжно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.
(Слайд 17)
При подготовке к экзаменам использую специально разработанные упражнения с целью коррекции запоминания и воспроизведения, которые содержат следующие задания: прочти, вставь пропущенные слова, заучи и перескажи формулировки ответа.
(Слайд 18,19)
Приведенные выше коррекционно-развивающие упражнения рекомендуется проводить регулярно с детьми любого возраста, т. к. совершенствование восприятия, мышления, внимания, памяти является важным условием успешной учебной, трудовой деятельности.
Перед учителем коррекционной школы VIII вида стоит непростая задача – не только обучить умственно отсталых детей, но и развить их познавательные способности, осуществить коррекцию интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы.