Доклад на тему Особенности коррекционной работы в классе для детей со сложной структурой дефекта

Особенности коррекционной работы в классе для детей со сложной структурой дефекта

Согласно государственному стандарту общего образования лиц с ОВЗ, дети со сложными нарушениями развития учатся в образовательных учреждениях, соответствующих ведущему дефекту, но по индивидуальным программам.
В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении в коррекционном учреждении могут открываться специальные классы, группы, группы продленного дня.
В настоящее время Институтом коррекционной педагогики РАО (Москва) разработано примерное содержание специального образовательного стандарта, в котором представлены дифференцированные варианты коррекционной помощи детям с ОВЗ с учетом их возможностей и потребностей.
Для детей с тяжелыми комплексными нарушениями планируется создать максимально развернутую систему специальных условий обучения и воспитания. Целью, которых является обеспечение максимально возможной социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни. В содержании специального стандарта предусмотрено постепенное поэтапное развитие социального опыта каждого ребенка.
Для того чтобы осуществлять эффективную коррекционную помощь, необходимо иметь четкое представление о структуре нарушения.
В настоящее время существует ограниченное количество программных и методических разработок для обучения детей со сложными нарушениями. Имеются также программно-методические разработки, основанные на опыте работы и рекомендованные для разных категорий детей с комплексными и множественными нарушениями
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.]; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы] / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007.
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с. 75
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 181 с. – (Коррекционная педагогика)
Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-X классы). – Екатеринбург, центр «Учебная книга», 2004, 136с.
В содержании программно-методических материалов отражены основные принципы, направления и этапы работы с детьми, имеющими сложные (комплексные) нарушения развития.
Анализ имеющихся программно-методических материалов позволил определить общие принципы, условия организации среды, направления, формы организации и обучения детей со сложными нарушениями развития.
Так основополагающими принципами коррекционной работы с детьми данной категории являются:
Принцип социально-практической направленности обучения. Предусматривает преодоление зависимости ребенка от ближайшего окружения, подготовку к самостоятельной жизни в обществе на максимально доступном уровне. Содержание коррекционной работы должно способствовать овладению социальными навыками в различных сферах (самообслуживание, социальные контакты, трудовая и профессиональная подготовка и другие).
Принцип воспитывающего характера обучения. Предполагает целостное воздействие на ребенка одновременно в двух направлениях: обучение знаниям, умениям и навыкам и воспитание личности с целью подготовки к деятельности и жизни в обществе.
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Предусматривает учет в коррекционной работе вариативности и специфичности структуры нарушения, а также уровня развития детей.
Деятельностный принцип коррекционного обучения. Обучение осуществляется в процессе различных видов деятельности с опорой на ведущий для каждого возраста и доступный для овладения данного ребенка с учетом его психофизических особенностей и структуры нарушения. Основным признается овладение ребенком не знаниями, а определенными доступными и необходимыми для самостоятельной жизни в обществе практическими действиями.
Принцип полисенсорной основы обучения. Предполагает опору на все сохранные анализаторы и развитие компенсаторных возможностей ребенка. Осуществляется максимальное обогащение сенсорного опыта ребенка.
Принцип единства диагностики и коррекции нарушений. Предполагает осуществление комплексной и систематической поэтапной диагностики каждого ребенка, на основании которой составляется ИПО, отслеживается динамика развития и уровень овладения программным материалом. Это позволяет корригировать содержание программы на всех этапах обучения.
Принцип коммуникативной направленности. Предусматривает развитие коммуникативных навыков в различных ситуациях взаимодействия со взрослым. Однако развитие речевого общения определяется как необходимое условие расширения коммуникативных связей.
Авторы программно-методических материалов, рекомендованных для детей со сложными (комплексными) нарушениями определяют сходные условия организации образовательной среды на уровне учреждения.
Нормативно определена предельная наполняемость класса для детей со сложными нарушениями развития – 5 человек.
Введение дополнительных ставок специалистов (психолога, дефектолога, логопеда) для оказания комплексной психолого-медико-педагогической помощи.
Организация щадящего режима предусматривает оптимальное чередование режима занятий и отдыха, определение доступной нагрузки индивидуально для каждого ребенка с учетом рекомендаций специалистов. Включение в структуру занятий физпауз. Рациональное чередование разных видов заданий: практических, игровых, речевых, познавательных с преобладанием практических. Непрерывное психологическое сопровождение обучения.
Особая организация максимально насыщенной сенсорной среды для развития компенсаторных функций ребенка с опорой на все сохранные анализаторы.
Введение дополнительных подготовительных (пропедевтических) этапов в программы предметного и беспредметного обучения и использование в обучении стратегии «маленьких шагов», т.е. разделение сложного алгоритма действий на составляющие, отработка каждого компонента с последующим объединением в единое действие.
Параллельное использование материалов из различных разделов на всех занятиях, взаимосвязь и взаимодополнение программных тем.
Составление индивидуальной программы на каждого ребенка с учетом уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
Включение в учебный план специальных коррекционных занятий с учетом вида и структуры нарушений. Например, занятия ЛФК, логопедические занятия, СБО, ритмика и т.д.
Ведение мониторинга за динамикой развития ребенка и усвоением программы на основе качественной оценки показателей.
Оказание своевременной и доступной помощи на всех этапах обучения в ситуациях затруднения (дифференцируемой по виду и степени).
Необходимость обновления и пополнения методической базы за счет использования современных технологий обучения с учетом структуры нарушения.
Использование комплекса методов обучения с преобладанием наглядно-практических и игровых.
Дифференциация форм обучения с учетом степени и структуры нарушений, уровня интеллектуального развития, потребностей ребенка в посторонней помощи (предметное, беспредметное обучение).
Беспредметное обучение предусматривает планирование содержания работы по следующим направлениям:
формирование представлений ребенка о себе и окружающем,
развитие навыков коммуникации,
формирование навыков самообслуживания и безопасной жизнедеятельности,
подготовка к овладению простейшими видами учебной деятельности,
социальная интеграция и преодоление бытовой зависимости от ближайшего окружения.
Предметное обучение предполагает овладение содержанием по основным учебным дисциплинам. В учебный план входят предметы с учетом вида и структуры нарушения. Так, например, для детей с тяжелой умственной отсталостью в учебных план включаются следующие предметы:
1. Родной язык (развитие речи, чтение, письмо)
2. Математика (элементарный счет)
3. Мир животных, мир растений
4. Изобразительное искусство
5. Музыка, пение
6. Физическая культура
7. Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд
8. Ремесло (ручной труд)
Ряд проведенных исследований и практика доказывает, что результативность обучения и воспитания ребенка с особыми возможностями здоровья во многом зависит от качества взаимодействия образовательных структур и семьи.
Рекомендации к организации работы.
1. Планирование щадящего режима дня и режима организации занятий осуществляется с учетом рекомендаций врачей-специалистов, педагога-психолога. Определяется время проведения занятий (первая или вторая половина дня), продолжительность и количество занятий. Предусматривается постепенное увеличение длительности занятия и усложнения содержания. Щадящий режим предполагает соблюдение особых требований к объему нагрузки и сенсорной организации пространства.
2. Всеми участниками коррекционно-образовательного процесса соблюдаются единые требования к организации процесса обучения и воспитания ребенка.
3. В процессе планирования коррекционной работы необходимо продумать способы передачи общественного опыта, а также виды и степень помощи ребенку.
Основные требования к методике обучения:
Использование игровой формы как доминирующей, как средство обучения и коррекции.
Использование эмоций, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.
Использование подражательности.
Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.
Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения.
Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.
Частая смена видов деятельности.
Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке и обязательная эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка.
Процесс учебно-воспитательной работы:
Большую роль в формировании общепринятых норм поведения играет приучение. Выполнение систематически повторяющих требований приводит к образованию положительных привычек, что требует продолжения на протяжении всего обучения.
При обучении аутичных детей требуется нестандартный подход. Учителю необходимо учитывать их особый темп работы, трудности организации внимания. Само содержание обучения в случае аутичного ребенка должно отличаться от обычного. Для детей с аутизмом необходимо использовать разнообразные организационные формы обучения.
Начиная рабочий день, ежедневно повторяем название времени года, месяца, дня недели, какая погода сегодня.
Первостепенное значение в обучении придается развитию общей и мелкой моторики, эта работа ведется на всех уроках. Используются массажеры, видеогимнастика, аудиозаписи.
1.Родной язык (развитие речи, чтение, письмо)
На уроках развития речи – учатся понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции, обучаются вопросно-ответной речи. Главное требование – максимально возможная наглядность.
Должное место отводится коррекционным мероприятиям, направленным на сглаживание всех имеющихся у этих детей недостатков.
На уроках чтения, письма, развития речи систематически проводятся артикуляционная гимнастика, простые дыхательные и голосовые упражнения. Используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, разрезная азбука в сочетании с элементами игры. На каждом уроке при закреплении знаний и навыков используется большое количество разнообразных упражнений. Письмо букв (обводка) сопровождается их одновременным чтением.
2. Математика (элементарный счет)
На уроках математики используется достаточное количество дидактического материала: счеты, касса цифр, знакомимся с монетами, шаблоны, трафареты для обводки, счетный раздаточный материал, счетные палочки, начали изучать калькулятор. Проводятся физминутки на счет, применяются электронные физминутки. Заучиваем прямой числовой ряд, с помощью наглядного материала пробуем и обратный счет (пока в пределах 5), учимся соотносить количество предметов с цифрой. Овладеваем написанию цифр (пока на доске), что дается с трудом, решаем простые устные задачи с опорой на наглядность. Знакомимся с элементарным геометрическим материалом (круг, квадрат, треугольник) – называние, узнавание, определение формы знакомых предметов, составление по образцу.
4. Изобразительное искусство и ручной труд
На уроках рисования и ручного труда предусматривается развитие и коррекция сенсорной и умственной деятельности, формирование у них пространственных представлений. Большое внимание уделяется правилам техники безопасности на уроках, готовим к уроку рабочее место и наводим порядок по окончании.
5.Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд – большая работа проводится по обучению детей самообслуживанию и санитарно-гигиеническим навыкам, очень любят мыть посуду, играть с водой;
учащиеся стараются выполнять обязанности дежурного: вытирают пыль, моют доску, поливаем и опрыскиваем цветы,.
На переменах очень нравится слушать музыку, играть с воздушными шарами, мыльными пузырями, в конце рабочего дня нравится слушать сказки и рассматривать к ним картинки в книгах.
Таким образом, специально коррекционно-развивающее обучение положительно влияет на их общее развитие, способствует коррекции недостатков их психического и физического развития, формированию адекватного функционирования ребенка в социальной среде.

Используемый в своей работе дидактический и методический материал я представила в виде небольшой выставки.

Спасибо за внимание!
Используемая литература:
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методический материал / под ред. И.М. Бгажноковой. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.- 181с.
Ершова О.А., Стангрит Е.С. Методические рекомендации по обучению и сопровождению детей со сложными (комплексными) нарушениями развития.
Маллер А.Р. Цикото Г.В. Воспиание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Академия, 2003г.
Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: изд.центр «Академия», 2008. – 320с.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Ауичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2007. – 288с.
Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-X классы). – Екатеринбург, центр «Учебная книга», 2004, 136с.
Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. Разраб. – М.: Теревинф, 2006. – 112с.
Морозова С.С. Аутизм коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя дефектолога. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 176 с.











Заголовок 30ђ Заголовок 615