Календарно-тематическое планирование — 8кл — ОБЖ -2015-16г_А.Т.Смирнов,Б.О.Хренников.


МБОУ « Ерзовская средняя общеобразовательная школа »
Городищенского района Волгоградской области
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей технологии, физической культуры, ОБЖ, музыки, ИЗО.
Руководитель МО ___________ Л.В.Качурина.
Протокол № ____ от «____»__________2015 г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР МБОУ
«Ерзовская СОШ» Городищенского района
Волгоградской области
______________________ В.Д. Тармакулина.
«_____»____________________2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ« Ерзовская СОШ »
Городищенского района Волгоградской области
________________________ Д.В. Монастырёв.
Приказ № _______________ от«_____» _____________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу « Основы Безопасности Жизнедеятельности»
для учащихся 8-х классов.
Составитель: Монастырев Анатолий Викторович
учитель ОБЖ.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
• Комплексной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под редакцией А.Т.Смирнова; изд-во «Просвещение».- 6-е изд. – М.: Просвещение, 2012. - 224л.
• Федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования (№1089 от 05 марта 2004 г.).
В данной рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «Об обороне»;
– «О воинской обязанности и военной службе»;
– «О безопасности дорожного движения».
Структурно программа состоит из трёх логически взаимосвязанных разделов:
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения;
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
В содержание рабочей программы включен материал по изучению с обучающимися Правил дорожного движения.
Промежуточный (после каждого раздела) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Ц е л и:
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
 развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
 воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
 овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся 8 класса должны
знать/понимать:
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Оценка практических работ:
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Критерии выставления оценок за промежуточный тест, состоящий из 20 вопросов:
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов,
«4» - 14-17,
«3» - 10-13,
«2» - менее 10 правильных ответов.
Промежуточный (после каждого раздела) контроль знаний учащихся осуществляется в виде тестирования.
Перечень проверочных работ:


урока Название вида работы
1 9 Практическая работа № 1
Оказание помощи терпящим бедствие
2 11 Промежуточный тест по 1 разделу.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
3 14 Практическая работа № 2
Личная безопасность при ЧС природного характера
4 16 Практическая работа № 3
Обеспечение химической защиты населения.
5 18 Практическая работа №4
Личная безопасность при ЧС техногенного характера
6 23 Промежуточный тест по 2разделу.
ЧС техногенного характера и безопасность населения.
7 31 Практическая работа № 5
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим
8 32 Практическая работа № 6
Оказание ПМП при отравлениях АХОВ.
9 33 Практическая работа № 7
Оказание ПМП при травмах и при утоплении.
10 34 Промежуточный тест по 3 разделу.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся.
Практические работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ
Класс: 8 класс
Количество часов за год всего 34 часа, в неделю 1 час.
Плановых контрольных работ 3, практических 7.
Планирование составлено на основе программы:
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под редакцией А.Т.Смирнова; изд-во «Просвещение».- 6-е изд. – М.: Просвещение, 2012. - 224л.
№ Тема урока Тип
урока Элементы
содержания урока Требования к уровню
подготовки
обучающихся
Вид контроля (формы) Домашнее
задание Дата
план факт
Раздел I . ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (11 часов)
Тема 1. Пожарная безопасность (3 ч.)
1 Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия УОНМ Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня. Правила безопасного поведения при пожаре в доме. Способы эвакуации из горящего здания
Знать причины и последствия пожаров.Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности
  ФО,
Решение ситуационных задач,

№ 1.1, задание на стр. 12.
Привести примеры возникновения пожара в районе проживания. 1-5
сентяб ря8А


______
2 Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения КУ  
Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте
Знать основные мероприятия ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций. ФО.
 
  № 1.2, задание на стр. 19.
Письменное задание. 7-12
сентября  8А


______
3 Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.
КУ  
Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте Знать и уметь рассказать о профилактике пожаров в повседневной жизни ИК, работа по карточкам № 1.3, задание на стр. 26.
План поведения на случай пожара в школе. 14-19
сентября 8А


______
Тема 2. Безопасность на дорогах (3 ч.)
4 Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. УОНМ Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины ДТП. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дорогах Характеризовать причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей ФО,
ИК № 2.1, задание на стр. 34-35.
Вопросы.
Письменное задание. 21-26
сентября  8А


______
5 Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров КУ   Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины ДТП. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дорогах Знать обязанности пешеходов и пассажиров ФО,
ИК № 2.2, задание на стр. 44.
Перечислить дорожные знаки, которые регулируют движение пешехода. 28-3
октяб ря8А


______
6 Велосипедист – водитель транспортного средства ОУСЗ   Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасности поведения пассажиров на транспорте знать правила безопасного поведения велосипедиста.
Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности
ФО,
ИК № 2.3, задание на стр.50.
Вопросы. 5-10
октяб ря 
______
Тема 3. Безопасность на водоемах (3 ч.)
7 Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях УОНМ  Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи, терпящим бедствие на воде
Знать, как себя вести на водоёмах в различных местах.
Уметь использовать приобретённые знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности ИК,
решение ситуационн ых задач № 3.1, задание на стр. 60.
Подготовить сообщение. 12-17
октяб ря 



______
8 Безопасный отдых на водоёмах КУ   Правила безопасного отдыха на водоемах Знать правила безопасного поведения ИК,
решение ситуационных задач
№ 3.2, задание на стр. 71.
Вопросы.
Сформулировать основные правила личной безопасности на воде. 19-24
октяб ря 



______
9 Оказание помощи терпящим бедствие на воде
УПЗУ   Правила безопасного поведения на водоемах. Знать, как оказывать помощь терпящим бедствие на воде ИК,
ПР (15 мин.)
№ 3.3, задание на стр. 77.
Практикум.
5-7
ноября  8А


______
Тема 4.Экология и безопасность (2 ч.)
10 Загрязнение окружающей среды и здоровье человека КУ   Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания Знать негативные факторы загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
Уметь назвать причины загрязнения окружающей среды. ФО,
Решение ситуационных задач № 4.1, задание на стр. 83. Составить перечень промышленных объектов, расположенных в районе проживания.
9-14
ноября  8А


______
11 Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
Контрольная работа №1: «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни». КЗУ   Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах. Знать правила безопасного поведения. Уметь применять полученные знания, разъяснять при необходимость окружающим.
ИК,
КР № 4.2, задание на стр. 90.
Составить перечень продуктов, в которых содержатся витамины
А, В, С. 16-21
ноября  
 8А


______
Раздел II. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ (12ч.)
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия (9 ч.)
12 Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера УОНМ   Понятие о промышленных товарах и катастрофах. Потенциально опасные объекты Уметь приводить примеры промышленных аварий и катастроф, потенциально опасных объектов.
Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности
ФО,
Решение ситуационных задач № 5.1, задание на стр. 97. Ответить на вопросы. 23-28
ноября  8А


______
13 Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия КУ   Аварии на РОО, причины и возможные последствия. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Основные виды радиационно опасных объектов. Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС.
Знать правила безопасного поведения при радиационных авариях. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления ИК,
 Решение ситуационных задач № 5.2, задание на стр. 105. Перечислить причины лучевой болезни. 30-5
декаб ря 



______
14 Обеспечение радиационной безопасности населения КЗУ   Аварии на РОО. Правила безопасного поведения при радиационных авариях Иметь представление о радиационной защите населения.
Использовать полученные знания для личной безопасности.
ПР (15 мин.) № 5.3, задание на стр. 112. Письменное задание. 7-12
декаб ря 



______
15 Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия КУ   Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. ХОО производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы Знать правила безопасного поведения при химических авариях. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления ФО,
Решение ситуационных задач
  № 5.4, задание на стр. 119. Составить перечень ХОО, расположенных в районе проживания.
14-19
декаб ря 8А


______
16 Обеспечение химической защиты населения
УПЗУ Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества Знать об организации защиты населения. Иметь представление о химической защите населения.
Использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности. ИК,
ПР (15 мин.)  № 5.5, задание на стр. 127. Правила безопасного поведения при химической аварии. 21-26
декаб ря  8А


______
17 Пожары и взрывы на взрывопожаро-опасных объектах экономики и их возможные последствия КУ   Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро - и взрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах Знать правила безопасного поведения при пожарах и взрывах на взрывопожаро-опасных объектах экономики и их возможные последствия ФО,
Решение ситуационных задач
  № 5.6, задание на стр. 130. Подготовить сообщение. 11-16
января  
______
18 Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожаро-опасных объектах УПЗУ Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Знать, как предупредить природные пожары. Уметь рассказать о правилах безопасного поведения при возникновении природных пожаров ИК,
ПР (15 мин.) № 5.7, задание на стр. 135. Ситуация 18-23
января   
19 Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия КУ   Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии Знать правила безопасного поведения при химических авариях. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
ФО,
Решение ситуационных задач
  № 5.8, задание на стр. 140. Подготовить сообщение. 25-30
января  
20 Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях КУ   Понятие о промышленных товарах и катастрофах. Потенциально опасные объекты. Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, вовремя и после наводнений Знать правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. ФО,
ИК
  № 5.9, задание на стр. 145. Правила поведения во время наводнения. 1-6
февра ля 8А


______
Тема 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч.)
21 Организация опове-щения населения о чрезвычайных ситуа-циях техногенного характера.  УОНМ   Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Оповещение населения о ЧС. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о ЧС
Знать способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в городах, населённых пунктах и на промышленных предприятиях ИК,
Решение ситуационных задач
  № 6.1, задание на стр. 149. Составить план действий при получении сигнала о возникновении ЧС.
8-13
февра ля 8А


______
22 Эвакуация населения КУ   Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации Знать об обязанностях и правилах поведения людей при эвакуации.
Уметь комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
ФО,
ИК
  № 6.2, задание на стр.156. Составить перечень необходимых документов и вещей. 15-20
февра ля 



______
23 Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Контрольная работа №1: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность». КЗУ   Инженерная, радиационная и химическая защита населения Иметь представление об инженерной защите населения.
Использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности. КР
№ 6.3, задание на стр. 162. Ответить письменно на вопросы. 22-27
февра ля 



______
Раздел III ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (11часов)
Тема 7. Основы здорового образа жизни (7 часов).
24 Общие понятия о здоровье как основной ценности человека  УОНМ Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления. Движение — естественная потребность организма. Физическая культура и закаливание. Личная гигиена Знать об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье. Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни ФО,
ИК
  № 7.1, задание на стр. 167. 29-5
февра ля-марта 8А


______
25 Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность КУ   Здоровый образ жизни. Физическая, духовная и социальная сущность Знать определения что такое: Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
ФО,
ИК
  № 7.2, задание на стр. 172. Сформулировать своё понимание индивидуального здоровья. 7-12
марта  8А


______
26 Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества КУ   Репродуктивное здоровье. Знать о репродуктивном здоровье.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
ФО,
Решение ситуационных задач № 7.3, задание на стр. 174. Ответить на вопрос. 14-19
марта    
27 Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества КУ   Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Знать основы здорового образа жизни.
Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
ФО,
ИК № 7.4, задание на стр. 178. 28-2
апреля   
  
28 Здоровый образ жизни и профилактика основных не инфекционных заболеваний КУ   Изучить основные неинфекционные заболевания; причины их возникновения и профилактика. Знать основы здорового образа жизни и о профилактике основных не инфекционных заболеваний. Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
ФО,
ИК № 7.5, задание на стр. 183. Практика.
4-9
апреля  



______
29 Вредные привычки и их влияние на здоровье
Профилактика вредных привычек КУ   Табакокурение и его последствия для организма, курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки Приводить примеры вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье. Знать о профилактике вредных привычек. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.
ФО,
ИК,
решение ситуационных задач
  № 7.6, задание на стр. 189. Составить памятку.
№ 7.7, задание на стр. 195. Письменно. 11-16
апреля  8А


______
 
30 Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
УОСЗ   Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления. Движение — естественная потребность организма. Физическая культура и закаливание. Личная гигиена
Знать основы физического и духовного здоровья. Уметь проводить профилактику переутомления. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни. ФО,
Решение ситуационных задач № 7.8, задание на стр. 199. 18-23
апреля  



______
Тема 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 ч.).
31 Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение
(практическое занятие) УПЗН Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование  Знать состав медицинской аптечки. Навыки медицинской помощи. Уметь применять полученные знания для оказания первой мед.помощь пострадавшим ФО,
ПР (15 мин.) № 8.1, задание на стр. 209. Практика. 25-30
апреля  8А


______
32 Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами УПЗУ Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами  Основные правила оказания ПМП, признаки жизни, признаки смерти. Делать искусственную вентиляцию легких, непрямой массаж сердца
ФО,
ПР (15 мин.) № 8.2, задание на стр. 212. Ответить письменно на вопросы. 5-14
мая  8А


______
33 Первая медицинская помощь при травмах.
Первая медицинская помощь при утоплении. УПЗУ Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений. Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки. Первая медицинская помощь при утоплении и удушении. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожении
 Знать понятия: Обморожение, обморок, ожог. Степени ожога, симптомы обморочного состояния. Эпидермис. Навыки медицинской помощи при травмах.
Признаки появления отека легких, признаки синего утопления. Причины смерти в первые минуты после спасения утопающего ФО,
ПР (15 мин.) № 8.3, задание на стр. 215.
№ 8.4, задание на стр. 218. Письменно. 16-21
мая 8А


______
34
Контрольная работа №1: «Основы медицынских знаний и здорового образа жизни. ». КЗУ   КР
23-28
мая     
Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УПЗУ – урок применения знаний и умений
КЗУ – контроль умений и знаний
ФО – фронтальный опрос
КУ – комбинированный урок
ИК – индивидуальный контроль
КР – контрольная работа
ПР – практическая работа