Программа дополнительного образования изостудия «Юный художник»

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 407
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Отделение дополнительного образования детей «Радуга»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИЗОСТУДИЯ «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»






Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации: 4 года









Автор-составитель: Белова Елена Викторовна,
Педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 407 ОДОД «РАДУГА»












Санкт-Петербург
2010г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная образовательная программа «Изостудия «Юный художник» имеет художественную направленность. Уровень освоения программы общекультурный.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, овладение культурным национальным наследием. Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и форме самого искусства, а занятия в объединении «ИЗО – студия» дают возможность детям изучить предмет глубже, раскрыть свои творческие способности, овладеть различными способами и видами изобразительного искусства, развить мышление и фантазию.
Программа рассчитана на 4 года обучения детей 7-10 лет, с учетом возрастных особенностей учащихся, особенностей времен года и интересов школьников.

В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
Обучающие:
( познакомить с элементарными знаниями основ реалистического рисунка;
( формировать навыки рисования с натуры, по памяти и представлению;
( познакомить с особенностями работы в области декоративно–прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
Развивающие:
( развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетическое чутьё и понимание прекрасного;
( прививать интерес к процессу творчества;
( способствовать развитию эстетического восприятия;
( способствовать развитию мелкой моторики рук;
( способствовать адаптации учащихся к условиям современного мира;
Воспитательные:
( воспитывать интерес и любовь к искусству;
( воспитывать уважение к народным традициям;
( воспитывать коммуникативные навыки;
( воспитывать аккуратность, прилежание, терпение, усидчивость, умение доводить начатое до конца;
( воспитывать самостоятельность;
( воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам.


Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок и живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

В основу программы положены:
( тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
( единство воспитания и образования школьников, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
( яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
( система творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;
( система межпредметных связей (изобразительное искусство, чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность занятий объединения, их связь с жизнью;
( соблюдение преемственности в изобразительном искусстве младших школьников и дошкольников;
( направленность содержания программы объединения на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др..

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что рисование полезно детям. Изучая приемы и элементы изобразительного искусства, учащиеся знакомятся с основами декоративно-прикладного искусства, а также традиционной народной культурой. Школьники совершенствуют свои графические навыки, развивают вкус, воображение, мелкую моторику рук. Дети становятся более самостоятельными. Они учатся анализировать и оценивать свою работу, реализуют свое право на выбор. Программа также способствует формированию социальных навыков, расширяет возможности общения.

Новизна программы состоит в использовании разноуровневого подхода в обучении.
В практической части содержания изучаемого курса вводятся три уровня заданий. Каждому учащемуся предлагается выполнить практическую работу в соответствии с уровнем развития мелкой моторики рук, темпом рисования, способностями к репродуктивному и творческому выполнению работ, личностными качествами учащихся. Выделены три уровня выполнения практических работ:
( повтор (копирование, овладение навыками, приемами изображения);
( вариации (составление своей композиции, рисунка, орнамента);
( импровизация (создание творческой работы, проявление фантазии и мышления).

Деление на уровни не является постоянным до конца обучения. В зависимости от сформированных умений и навыков учащихся педагог корректирует эту работу.

Цель программы:

создание условий для развития творческих способностей учащихся в процессе овладения различными приемами и способами изобразительного искусства.


Отличительные особенности данной программы от уже существующих:
( Дети не только учатся приемам и элементам изобразительного искусства, но и знакомятся с традиционными особенностями русской художественной культуры, декоративно-прикладного творчества, изучают скульптуру, живопись, раскрывая их красоту, многообразие и самобытность.
( В процессе работы у ребёнка всегда есть выбор вариантов заданий в меру своих возможностей, способностей и желаний, что способствует творческому подходу к процессу создания работ.
( Любой работе ребенка необходимо находить практическое применение. Даже образец может стать законченной работой. Это позволяет сохранить дух творчества в процессе работы и интерес учащихся к процессу обучения.

Возраст детей участвующих в реализации программы –7-10 лет

Программа объединения «ИЗО - студия» рассчитана на 4 года обучения:
1-й год обучения – 144 часа,
2-й год обучения – 144 часа;
3-й год обучения – 144 часа,
4-й год обучения – 144 часа.


В изобразительном искусстве для художественного облика работы техника исполнения имеет главенствующее значение. Овладев основами изображения за 1-й год обучения, учащиеся продолжат совершенствовать свои умения и навыки на 2-м, 3-м и 4-м годах обучения.
Освоив базовый курс, ребенок может и в дальнейшем посещать объединение, углубляя свои познания в различных видах изобразительного искусства, раскрывая творческие возможности, воспитывая эстетический вкус, создавая творческие работы.





Формы организации занятий:
Используются различные формы организации занятий:
( фронтальная;
( групповая;
( коллективная.
Особое внимание уделяется индивидуальной форме как наилучшей возможности сохранения и поддержки индивидуальности ребенка.

Режим занятий:
В 1-й, 2-й, 3-й и 4-й год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:
К концу первого года обучения дети должны
знать:
( названия главных цветов (радуга);
( элементарные правила смешения цветов;
уметь:
( передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
( работать акварельными красками;
( выполнять простейшие узоры в полосе;
( пользоваться простейшими приёмами лепки.


К концу второго года обучения дети должны
получить знания:
( о деятельности художника;
( о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
( о художественной росписи по дереву;
( об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками;
( об основных цветах солнечного спектра; о главных красках;
уметь:
( передавать форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
( разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски;
( определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
( лепить простейшие объекты действительности, животных, фигурки народных игрушек;
( составлять простейшие аппликационные композиции.

К концу третьего года обучения дети должны
усвоить:
( понятия «живописец», «график», «графика», «архитектор», «архитектура», «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет»;


( простейшие правила смешения холодного и тёплого оттенков;

уметь:
( выражать своё отношение к произведениям искусства;
( чувствовать сочетание цветов;
( использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
( правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
( выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
( соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
( чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
( выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
( использовать особенности силуэта, ритма элементов, в полосе, прямоугольнике, круге;
( творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;
( использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
( расписывать готовые изделия согласно эскизу;
( применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках труда.


К концу четвёртого года обучения дети должны
усвоить:
( начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
( термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
( начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;
( начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
( основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
( простейшие сведения о наглядной перспективе, о линии горизонта, точке схода и т. д.;
( начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
( деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
( изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

уметь:
( рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
( чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
( выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т.д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
( передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
( использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
( анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
( использовать цветовой контраст и гармоничных оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;
( использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликациях и мозаичных коллективных панно;
( передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.


К концу изучения данного курса у учащихся сформируются коммуникативные навыки. При выполнении работ дети проявят аккуратность, прилежание, терпение, усидчивость, умение доводить начатое до конца, бережное отношение к материалам и инструментам. При создании творческих работ учащиеся выразят свое уважение к народным традициям, проявят самостоятельность.
Результативность освоения данной программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки:
( текущий контроль знаний в процессе устного опроса (индивидуального и группового);
( текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
( тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
( итоговый контроль умений и навыков при анализе итоговой работы;
( самоконтроль.


Основными критериями оценки работ учащихся являются: правильное использование цвета, композиции; точные пропорции, применение перспективы, фантазии. У творческих работ оценивается основная тема, оригинальность композиционного и цветового решения.

Формы подведения итогов реализации программы

Работы детей, соответствующие основным требованиям, представляются на выставках декоративно-прикладного искусства, используются в оформлении кабинетов, участвуют в конкурсах, фестивалях различных уровней.
На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу, их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы:
( оценка педагога;
( совместная оценка учащегося и педагога;
( самооценка;
выставки рисунков.















·
·
·
·
·
·
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
(144часа)







Наименование разделов и тем
Общее
кол-во
часов
Тео-рия
(час.)

Прак-тика
(час.)

1
Введение в предмет
1
1
-

2
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
36
5
31

3
Тематическое рисование
24
4
20

4
Декоративно-прикладное рисование
42
6
36

5
Лепка
22
2
20

6
Аппликация
17
2
15

7
Итоговое занятие
2
2
-



ИТОГО:
144
22
122




















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-й год обучения
(144часа)







Наименование разделов и тем
Общее
кол-во
часов
Тео-рия
(час.)
Прак-тика
(час.)

1
Введение в предмет
2
2
-

2
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
40
6
34

3
Тематическое рисование
24
4
20

4
Декоративно-прикладное рисование
36
5
31

5
Лепка
18
2
16

6
Аппликация
18
3
15

7
Беседы об изобразительном искусстве
4
4
-

8
Итоговое занятие
2
2
-



ИТОГО:
144
28
116





















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-й год обучения
(144часа)







Наименование разделов и тем
Общее
кол-во
часов
Тео-рия
(час.)
Прак-
Тика
(час.)

1
Введение в предмет
3
3
-

2
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
46
8
38

3
Тематическое рисование
22
4
18

4
Декоративно-прикладное рисование
23
4
19

5
Лепка
18
2
16

6
Аппликация
20
3
17

7
Беседы об изобразительном искусстве
10
10
-

8
Итоговое занятие
2
2
-



ИТОГО:
144
36
108






















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4-й год обучения
(144часа)






Наименование разделов и тем
Общее
кол-во
часов
Тео-рия
(час.)
Прак-тика
(час.)

1
Введение в предмет
4
4
-

2
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
48
8
40

3
Тематическое рисование
26
5
21

4
Декоративно-прикладное рисование
26
5
21

5
Лепка
12
2
10

6
Аппликация
16
2
14

7
Беседы об изобразительном искусстве
10
10
-

8
Итоговое занятие
2
2
-



ИТОГО:
144
16
128














СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Первый год обучения
(144 часа)

Введение в предмет – 1 час
Беседа «Что мы будем делать на занятиях?»- ознакомление с акварельными красками.
Кто такой художник, чем он занимается?
Организация рабочего места учащегося.

Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 36 часов
Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов доступными средствами. Выполнение набросков по памяти и представлению различных объектов действительности.

Примерные задания:
Рисование с натуры:
( флажка, детского мяча, воздушных шаров, яблока, помидора, комнатного растения;
( простых по форме листьев деревьев (липы, тополя, березы, яблони) и цветов (тюльпана, ромашки и др.)
( елочных игрушек (шаров, бус, рыбок),
( детских игрушек (грузовика, троллейбуса, автобуса).

Практическая работа:
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень

Рисование простых по форме предметов
Рисование простых по форме предметов
Рисование сложных по форме предметов

Рисование по образцу
Рисование по памяти и представлению
Рисование по памяти и представлению


Тематическое рисование – 24 часа
Рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предметами.

Примерные задания:
( рисунки на темы «Дождик идет», «Красавица – зима», «Новогодняя елка», «Весенний день», «Праздничный салют», «Сказочный дворец», «Солнечный день», «Звери выступают в цирке», «Я помогаю маме», «Первый снег», «Пейзаж с радугой», «Золотая осень», «Поздняя осень», «Наши друзья - животные», «Путешествие на воздушном шаре»;
( иллюстрирование русских народных сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух», «Теремок».

Практическая работа:
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень

Рисование по образцу
Рисование по памяти и представлению
Рисование по памяти и представлению


Декоративно- прикладное рисование - 42 часа
Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.

Примерные задания:
( рисование в полосе, круге узоров из форм растительного мира, а также из геометрических форм на белой или цветной бумаге, а также по образцам и самостоятельно;
( упражнения в приемах рисования кистью простейших элементов растительного и геометрического узоров на примерах народной росписи (ягоды, листья, круги, полосы);
( самостоятельное составление декоративной росписи «Красивые цепочки», «Чудо-платье», «Сказочный букет» (в холодных тонах), «Золотые рыбки» (в теплых тонах), «Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками» и др.

Практическая работа:
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень

Рисование узоров и декоративных элементов по образцу
Рисование узоров и декоративных элементов по памяти и представлению
Рисование узоров и декоративных элементов по памяти и представлению

Рисование простых по форме элементов орнамента
Рисование сложных по форме элементов орнамента
Самостоятельное составление орнамента из сложных по форме элементов


Лепка – 22 часа.
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и представлению. Первое знакомство с природными особенностями глины и пластилина, правилами лепки.



( лепка птиц и животных (курицы, вороны, собаки, кошки и др.) по памяти и представлению.

Практическая работа:
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень

Лепка по образцу
Лепка по памяти и представлению
Лепка по памяти и представлению

Лепка простых по форме предметов
Лепка сложных по форме предметов, лепка птиц и животных.
Самостоятельное составление композиции из сложных по форме предметов, лепка птиц и животных.


Аппликация – 17 часов.
Наклеивание на картоне и цветной бумаге различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаге. Знакомство учащихся с материалами для выполнения аппликаций, инструментами порядком выполнения аппликации.

Примерные задания:
( рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги;
( составление сюжетной аппликации на темы: «Узор из кругов и треугольников», «Мой любимый цветок», «Коврик».

Практическая работа:
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень

Аппликация из простых по форме предметов
Аппликация из сложных по форме предметов
Составление сюжетной тематической аппликации

Работа по образцу
Работа по образцу
Творческая работа


7.Итоговое занятие – 2 часа
Опрос учащихся (мониторинг умений и навыков учащихся объединения).
Выставка работ учащихся в школе и музее русского быта (декоративно-прикладное искусство). Анализ работ учащихся.
Подведение итогов работы объединения за год. Праздник.





Второй год обучения
(144 часа)

1.Введение в предмет – 2 часа
Основы цветоведения.
Повторение правил изображения с натуры, работы акварельными и гуашевыми красками. Повторение названий красок, возможностей цвета.

2.Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 40 часов.
Рисование с натуры по памяти и представлению несложных по строению предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, пытаться передавать в рисунках пропорции, цвета изображаемых предметов.

Примерные задания:
Рисование с натуры:
( бабочек;
( простых по форме листьев деревьев и кустарников (липа, яблоня, сирень); цветов (тюльпан, ромашка, фиалка и т.д.);
( книги, дорожного знака, воздушного шара, мяча, овощей, фруктов;
( елочных игрушек (хлопушки, гирлянды);
( игрушечных машин.
Выполнение графических и живописных упражнений.

Практическая работа:
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень

Рисование с натуры простых по форме предметов
Рисование с натуры сложных по форме предметов
Составление натюрморта из простых предметов

Работа по образцу
Работа по образцу
Творческая работа


3.Тематическое рисование – 24 часа.
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции.

Примерные задания:
( рисунки на темы: «Мы рисуем осень», «Мы рисуем любимую сказку», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;
( иллюстрирование рус
·ских народных сказок «Гуси – лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений А. Пушкина, А. Плещеева, С. Есенина, С. Маршака; рассказов Е. Чарушина и т.п.


Практическая работа:
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень

Правильное размещение изображения на плоскости бумаги
Правильное размещение изображения на плоскости бумаги
Передача смысловой связи между объектами композиции

Работа по образцу
Работа по образцу
Творческая работа


4.Декоративно-прикладное рисование – 36 часов.
Знакомство с художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), народной вышивкой, глиняной игрушкой. Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, приемы кистевой росписи.

Примерные задания:
( выполнение простейших узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;
( выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные»;
( выполнение коллективной работы «Весна-красна»;
( выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев;
( раскрашивание изделий, выполненных на уроках труда.

Практическая работа:
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень

Выполнение простейших узоров в полосе
Выполнение простейших узоров в круге, квадрате
Выполнение сложных узоров, составление своего орнамента

Работа по образцу
Работа по образцу
Творческая работа


5.Лепка – 18 часов.
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.

Примерные задания:
( лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти и по представлению;
(лепка птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению;
( лепка по мотивам народных игрушек несложной формы.

Практическая работа:
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень

Лепка листьев, фруктов, овощей
Лепка предметов быта, животных и птиц
Лепка простейших тематических композиций

Работа по образцу
Работа по образцу
Творческая работа


6.Аппликация – 18 часов.
Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т.п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).
Использование в узоре аппликации трех основных цветов и их смешение.

Примерные задания:
( рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги; составление сюжетной аппликации на темы: «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».

Практическая работа:
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень

Аппликация из простых геометрических и растительных форм
Составление декоративных композиций и приклеивание на картон
Составление сюжетной тематической аппликации

Работа по образцу
Работа по образцу
Творческая работа


7. Беседы об изобразительном искусстве – 4 часа.
А. Саврасов «Грачи прилетели»
И. Левитан «Золотая осень»
И. Шишкин «Рожь»
В. Васнецов «Аленушка»

8.Итоговое занятие – 2 часа
Опрос учащихся (мониторинг умений и навыков учащихся объединения).
Выставка работ учащихся в школе и музее русского быта (декоративно-прикладное искусство). Анализ работ учащихся.
Подведение итогов работы объединения за год. Праздник.

Третий год обучения
1. Введение в предмет – 3 часа.
Цветоведение. Вливание цвета в цвет. Растяжка тона.
Повторение знаний о рисовании с натуры, пропорциях, композиции.
Анализ формы, строения, цветовой раскраски предметов. Сравнение холодных и тёплых цветовых оттенков.

2. Рисование с натуры (рисунок и живопись) – 46 часов.
Рисование с натуры различных объектов действительности, простых по очертанию и строению. Рисование домашних и диких животных, птиц, рыб, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет».

Примерные задания:
Рисование с натуры, а также по памяти и представлению (включая наброски):
листьев деревьев, кустарников с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина);
веточек деревьев с почками (верба, тополь);
цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет);
фруктов, овощей (огурец, помидор, сладкий перец, кабачок, зеленый лук, яблоко, груша, слива);
насекомых (майский жук, стрекоза, кузнечик, шмель);
птиц (скворец, утка, снегирь, голубь);
животных (заяц, кролик);
предметов быта (лейка, расписная глиняная кружка, миска, ведерко, детская лопатка);
игрушек (самосвал, пожарная машина, трактор с прицепом и т.п.);
народных игрушек (глиняные свистульки – Филимоново, Дымково, деревянные свистульки, грибки – Полхов-Майдан);
выполнение графических и живописных упражнений.

Практическая работа:
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень

Рисование с натуры
Рисование по памяти и представлению
Рисование по памяти и представлению, выполнение графических и живописных упражнений

Работа по образцу
Работа по образцу
Творческая работа


3.Тематическое рисование – 22 часа.
Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.


Примерные задания:
рисунки на темы: «Осень в саду», «На качелях», «Мы сажаем деревья», «В сказочном подводном мире», «Полет на другую планету», «Пусть всегда будет солнце», «Старый замок», «Лето на реке», «Веселый поезд», «Дом в котором ты живешь», «Буря на море», «Весеннее солнце», «Летят журавли»;
иллюстрирование литературных произведений: русских народных сказок «Сивка-бурка», «Репка», «Петушок-золотой гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; сказок «Красная шапочка», «Сказка о царе Салтане», «Дедушка Мазай и зайцы», «Серая Шейка», «Федорино горе», «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; басни «Стрекоза и муравей».

Практическая работа:
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень

Выполнение рисунков на темы, предложенные учителем
Рисование по памяти и представлению тематических композиций
Рисование по памяти и представлению, составление тематических композиций

Работа по образцу
Творческая работа
Творческая работа


4.Декоративно-прикладное рисование - 23 часа.
Знакомство с новыми видами народного декоративно-прикладного искусства; художественной росписи по дереву, народной вышивкой.
Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известнейших центров художественных народных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).

Примерные задания:
выполнение эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольнике, круге на основе декоративного изображения цветов, листьев, ягод, птиц, рыб и животных; эскизов узора для коврика, закладки для книг; декоративной тарелочки, очечника, сумочки, салфетки и т.п.;
выполнение эскизов росписи игрушки-матрешки, игрушек – украшений для елки (расписные шарики, гирлянды, флажки, хлопушки, любимые сказочные герои и т.п.);
выполнение эскизов карнавальных принадлежностей (маски и детали украшений костюмов героев народных сказок и т.п.);
выполнение эскизов предметов быта, украшенных узором (варежка, косынка, фартук, чайник, ложка и т.п.);
раскрашивание изделий, выполненных на уроках труда;
выполнение эскизов сувениров, сконструированных из пустых коробочек (веселые игрушки, игольница-цветок, игольница-грибок и т.п.);
упражнение на выполнение простейших приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.





Практическая работа:
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень

Выполнение эскизов предметов с применением росписи
Раскрашивание изделий декоративной росписью по образцу
Раскрашивание изделий росписью, составленной самостоятельно

Работа по образцу
Работа по образцу
Творческая работа


5. Лепка – 18 часов.
Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных и птиц с натуры, по памяти или представлению. Лепка тематических композиций.

Примерные задания:
лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта с натуры и по представлению;
лепка птиц и животных с натуры, по памяти или представлению;
лепка фигурок по мотивам народных игрушек;
лепка тематических композиций.

Практическая работа:
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень

Лепка предметов по образцу
Лепка предметов по памяти и представлению
Лепка тематических композиций по памяти и представлению

Работа по образцу
Творческая работа
Творческая работа



6. Аппликация – 20 часов.
Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.

Примерные задания:
составление мозаичного панно на темы: «Осеннее кружево листьев», «В царстве прекрасных снежинок», «Весенняя сказка цветов»;
составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно на сюжеты русских народных сказок – «Гуси-лебеди», «Репка», басни И.А.Крылова.

Практическая работа:
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень

Составление простейших мозаичных панно по образцу
Составление аппликаций на темы по памяти и представлению
Составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно по памяти и представлению

Работа по образцу
Творческая работа
Творческая работа


7. Беседы об изобразительном искусстве – 10 часов.
С.Герасимов. Лед прошел.
В.Васнецов. Ковер-самолет.
М.Врубель. Царевна-лебедь.
В.Серов. Рисунки животных.
Русская матрешка. Народные игрушки. Жостовские подносы. Хохломская роспись.
Русская вышивка и кружево.

8.Итоговое занятие – 2 часа
Опрос учащихся (мониторинг умений и навыков учащихся объединения).
Выставка работ учащихся в школе и музее русского быта (декоративно-прикладное искусство). Анализ работ учащихся.
Подведение итогов работы объединения за год. Праздник.


Четвёртый год обучения (4 класс)

Введение в предмет – 4 часа.
Основы объёмного изображения предметов (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень).
Понятие перспективы. Воздушная и линейная перспектива.
Начальные сведения о средствах выразительности рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит).

2.Рисование с натуры (рисунок, живопись)-48 часов.
Рисование с натуры отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) призматической, цилиндрической, шаровой, комбинированной формы; с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе); с проведением доступных детям объяснений к заданиям:
круг в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта),
фронтальная перспектива,
угловая перспектива.
Рисование с натуры, по памяти и представлению фигуры человека, животных, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой
гармонии.
Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.



Примерные задания:
рисование с натуры и по памяти (в том числе наброски) отдельных предметов (коробок, бидон, шар, ваза, кувшин, чайник простой формы, барабан), цветка в вазе, двух-трех листьев на ветке дерева или кустарника, бабочки, стрекозы, жука (по коллекциям), овощей, фруктов;
рисование с натуры натюрмортов из овощей, фруктов, предметов быта (из двух предметов разной окраски);
рисование с натуры (в том числе и наброски) фигуры человека;
рисование с натуры и по памяти птиц и животных;
рисование с натуры и по памяти грузовых и легковых машин;
выполнение графических и живописных упражнений.

Практическая работа:
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень

Рисование с натуры отдельных предметов
Рисование с натуры и по памяти групп предметов
Рисование с натуры и по памяти групп предметов, рисование с натуры фигуры человека

Работа по образцу
Творческая работа
Творческая работа


3.Тематическое рисование (композиция)-26 часов.
Совершенствование умений отражать в тематически рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Обобщение знаний, полученных об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).
Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.
Развитие воображения, творческой фантазии детей. Умение образно представлять задуманную композицию.

Примерные задания:
рисунки на темы: «Летний пейзаж», «Восход солнца на море», «Портрет дерева», «Осень в саду», «Осень в городе», «На уборке урожая», «Ребята на экскурсии», «Катание с гор», «Детская железная дорога», «Лесные тропинки»;
иллюстрирование литературных произведений: русских народных сказок «По щучьему веленью»; «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, «Растрепанный воробей» К. Паустовского, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Золушка» Ш.Перро, «Маленький мук» В. Гауфа, «Путешествие Гулливера» Д. Свифта, «Удалой портняжка» и «Бременские музыканты» бр. Гримм, «Пеппи Длинный чулок» А. Линдгрен, и др.



Практическая работа:
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень

Рисование на темы и иллюстрирование художественных произведений, предложенных учителем
Рисование на темы и иллюстрирование художественных произведений по памяти и представлению
Рисование на темы и иллюстрирование художественных произведений по памяти и представлению

Работа по образцу
Творческая работа
Творческая работа


4.Декоративно-прикладное рисование-26 часов.
Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства:
художественная народная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта);
русский пряник;
произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок;
примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.).
Выполнение эскизов простейших объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.

Примерные задания:
выполнение эскизов памятного кубка;
выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия;
выполнение эскиза сюжетной росписи кухонной разделочной доски, роспись готового изделия.
Примерные сюжеты: «Сказочные птицы», «Веселые звери», «Богатырские кони», «Любимый сказочный герой» и т. д.;
выполнение эскиза игрушки «Веселая карусель»;
моделирование игрушки из бумаги с последующим ее выполнением на уроках труда;
выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочных птицы или зверя и роспись готового изделия.

Практическая работа:
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень

Выполнение эскизов предметов и роспись готового изделия.
Раскрашивание изделий декоративной росписью по образцу.
Выполнение эскиза сюжетной росписи по образцу.
Раскрашивание изделий росписью, составленной самостоятельно. Выполнение эскиза сюжетной росписи.

Работа по образцу
Работа по образцу
Творческая работа



5.Лепка-12 часов.
лепка птиц и домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролики т. д.);
лепка фигурок по мотивам народных игрушек;
лепка героев русских народных сказок;
лепка тематических композиций;
лепка декоративных композиций.
Практическая работа:
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень

Лепка предметов по образцу
Лепка предметов по памяти и представлению
Лепка тематических и декоративных композиций по памяти и представлению

Работа по образцу
Творческая работа
Творческая работа


6.Аппликация-16 часов.
Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной, бумаги, засушенных листьев на темы: «Солнце над морем», «Утро в горах», «Парусные лодки на реке», «Закат солнца над городом», «Осенняя симфония в лесу».
Составление сюжетных аппликаций по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью», «Золушка» Ш. Перро, «Бременские музыканты» бр. Гримм, «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.

Практическая работа:
1-й уровень
2-й уровень
3-й уровень

Составление простейших мозаичных панно по образцу
Составление аппликаций на темы по памяти и представлению
Составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно по памяти и представлению

Работа по образцу
Творческая работа
Творческая работа


7.Беседы об изобразительном искусстве –10 часов.
Основными темами бесед являются:
люди труда в изобразительном искусстве;
прославленные центры народных художественных промыслов;
искусство России;
общее представление о видах и жанрах изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, портрет, натюрморт, пейзаж и др.)

8.Итоговое занятие – 2 часа
Опрос учащихся (мониторинг умений и навыков учащихся объединения).
Выставка работ учащихся в школе и музее русского быта (декоративно-прикладное искусство). Анализ работ учащихся.
Подведение итогов работы объединения за год.
Праздник.
Вручение дипломов об окончании четырёхгодичного курса занятий в объединении «ИЗО-студия».



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ

Формы занятий

Чаще всего используется комбинированная форма занятия, которая включает в себя теоретическую часть (беседа, просмотр книг и образцов изделий, учебная игра) и практическую часть – освоение приёмов работы, изготовление образцов и изделий на их основе.
Все изготовленные учащимися образцы фиксируются на индивидуальных картах. Это даёт возможность педагогу визуально наблюдать за ростом мастерства каждого учащегося, а ребенку – самому анализировать свою работу.
Программа включает в себя и мастер-классы, конкурсы мастерства, экскурсии.
Освоение программы сопровождается созданием выставок детских работ как тематических (например, «Рождество», «Пасхальные подарки»), так и итоговых. Итоговое занятие в конце учебного года включает в себя праздник, на котором учащимся вручаются грамоты, благодарности, подарки. Организуется чаепитие.
Необходимые формы занятий – посещение Государственного музея «Эрмитаж», Государственного этнографического музея, Русского музея, выставок изобразительного искусства в ЛенЭкспо и других выставок.

Приемы и методы организации
учебно-воспитательного процесса
Для успешного освоения учащимися программы используются различные методы обучения. Основной метод, используемый на 1 году обучения – репродуктивный. Кроме того, применяются объяснительно-иллюстративный метод (в начале занятия), частично-поисковые методы (для активизации творческого подхода к выполнению заданий). На втором году обучения большое внимание уделяется самостоятельной и творческой работе детей. Научившись основным приемам изобразительного искусства, учащиеся пытаются самостоятельно их выполнять.
Рисование – работа трудоёмкая, кропотливая, требующая аккуратности и внимания. Освоение различных приемов идет от простого к сложному на основе изучения теоретических основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства, ознакомления с народными традициями, правилами лепки и аппликации, знакомства с произведениями известных художников.
Учитывая различный начальный уровень умений и творческих способностей учащихся, - главное в обучении – индивидуальный подход к каждому ребёнку, его эмоциональному состоянию, психологическим особенностям и всяческое поощрение желания учиться. Не зря народная мудрость приравнивала желание трудиться к умению.
Обучая изобразительному искусству, в группе следует поддерживать соревновательный дух, сочетая его с взаимовыручкой, доброжелательным и дружелюбным отношением друг к другу.
Педагогический подход ориентирован на сотрудничество с учащимися, создание ситуаций успеха, поддержки, взаимопомощи, достижения конкретных результатов, преодоление трудностей на пути творческого самовыражения и самореализации личности ребёнка.

Дидактический материал

Поэтапное построение по различным темам занятий.
Наброски птиц и животных.
Фонд детских рисунков.
Репродукции, иллюстрации, фотографии, альбомы, книги как наглядные пособия.
Творческие проекты детей.
6. Индивидуальные карты динамики развития мастерства учащихся:
( образцы основных приёмов рисования;
( образцы получения различных оттенков при помощи смешивания основных цветов;
( образцы выполнения аппликации;
( образцы орнаментов;
7. Фотоальбомы:
( «Жизнь объединения «ИЗО-студия»
( «Наши лучшие работы»
( «Материалы, собранные в экспедициях и творческих командировках»
«Наши экскурсии по музеям города»
8. Видеоматериалы:
Видеофильм «10 уроков рисования»;
Видеофильм «Акварельные краски»;
Видеофильм «Работа гуашью»


Техническое оснащение занятий

Занятия проводятся в специально оборудованном, хорошо освещённом помещении. У каждого учащегося – своё место.
Для занятий необходимо:

Оборудование:
( столы;
( стулья;
учебная доска;
мольберт (для учителя);
стаканчики для воды (по количеству учащихся);
клеёнка на столы (15 шт.);
пластиковые доски для работы с пластилином (15 шт.);
муляжи фруктов и овощей для натюрмортов;
подставка для натюрмортов;
чучела птиц и животных для рисования с натуры;
объёмные геометрические тела;
наборы предметов посуды, расписанных под «Гжель», «Хохлому», «Городец», «Полхов-Майдан», «Жостово»;
образцы «Дымковской игрушки»;
таблицы по цветоведению, перспективе, светотени;

Инструменты:
( кисти (№ 1-9);
( ножницы;
( стеки для пластилина;
карандаши (Т, ТМ, М);
цветные карандаши и фломастеры;
( ластики;
( кисть для клея;

Материалы:
акварельные и гуашевые краски;
пастель, сангина, цветные мелки, уголь;
калька белая и цветная;
бумага для акварели;
бумага для набросков и гуаши;
копировальная бумага;
цветная бумага и картон;
бумага (тетради в клетку);
пластилин;
клей ПВА;
мел (белый и цветной).












СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Энциклопедия рисования. Перевод с англ. Т. Покидаевой. Москва «РОСМЭН», 2003.
Виноградова Г. Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980.-144 с., ил.
Александров В. Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2004.-736 с.
Ю. Г. Дорожин. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Москва «Мозаика-синтез», 2004.
Необыкновенное рисование. Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства. Художник О. Соловьёва. Издательство Мозаика-Синтез, 2005.
Подборка журналов «Художественная галерея» и «Искусство рисования и живописи», 2006-2007 г.г.








13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 7 Заголовок 915