Урок физики на тему Электрический ток. Источники электрического тока. Постоянный и переменный электрический ток (8 класс)


Тема урока: Электрический ток. Источники электрического тока. Постоянный и переменный электрический ток.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
Обучающие: выяснить физическую природу электрического тока, условия возникновения и существования электрического тока. Познакомить обучающихся с основными видами источников электрического тока, показать их практическое значение, развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
Развивающие: развивать способности обучающихся анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы. Развивать абстрактное и логическое мышление обучающихся. Развитие практических умений;
Воспитывающие: воспитывать умение доказывать, отстаивать свою точку зрения. Воспитывать инициативу, творческий подход к изучению предмета, исследовательские качества личности. Формировать познавательный интерес к физике и учебе в целом.
Задачи урока:
а) использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; формирование представлений о превращении энергии электрического тока в другие виды энергии при изучении действий тока, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).
б)развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
в) Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основеразвития познавательных интересов, учебных мотивов;формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений,формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: проблемный, репродуктивный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, сборник задач по физике, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, рейтинговая таблица, компьютер, проектор, Интернет.Ход урока.
Актуализация знаний.
На прошлых уроках мы изучали явление электризации тел.
Для того, чтобы систематизировать вам уже имеющиеся знания и проверить д/з, мы прочитаем ключевые слова к уроку и составим кластер.
Ключевые слова: электризация, заряды ( положительный и отрицательный), взаимодействие, электроскоп, электрометр, проводники, диэлектрики, заряд, электрическое поле, электрическая сила, электрон, ион, протон, нейтрон.
Составьте кластер к слову «Заряд». При выполнении данной работы учащиеся делятся на группы по 2 человека. Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Ребята предлагают свои варианты и объясняют взаимосвязь вариантов со словом «заряд».
Общее обсуждение результатов и выстраивание кластера на доске с помощью заготовок и магнитных держателей. Выделяю ребят, которые наиболее активно принимали участие и давали правильные ответы. Главный по группе, выставляет в оценочный лист оценки тем ребятам, которых отметили из его группы.Молодцы отлично справились с заданием. А теперь перейдём к теме сегодняшнего урока.
Исследование «Мозговой штурм»
Вместе со мной сегодня вы будете физиками – экспериментаторами, исследователями. Нам ведь известно, что учёные сначала выдвигают теоретические гипотезы, а затем проверяют их путём проведения многочисленных опытов. Наблюдая, сравнивая, анализируя, они либо подтверждают, либо опровергают выдвинутую гипотезу. Итак, поговорим мы с вами об электрическом токе. Это, наверное, самое гениальное открытие человечество. На сегодняшний день, включая тот или иной прибор в электрическую цепь, никто не задумывается о его происхождении. А ведь недалёком прошлом всё было иначе: темно, радио и телевизоров нет, не говоря о наших любимых смартфонов-телефонов. Теперь наша жизнь тесно привязана к наличию электрического тока.
Мы с вами уже знаем что такое электрический ток. Это упорядоченное движение заряженных частиц под действием поля называют электрическим током.
Что нужно для поддержания электрического тока в проводниках? ( Наличие электрического поля)
Для существования электрического тока необходимы следующие условия:
а) наличие свободных электронов в проводнике;
б) наличие внешнего электрического поля для проводника.
Электрический ток прекращается, если электрическое поле, создающее движение зарядов, исчезает.
Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.
Источник тока - это устройство, в котором происходит преобразование какого-либо вида энергии в электрическую энергию.
Какие виды источников тока вы знаете? (батарея, аккумуляторы…)
Из истории создания источников тока.
Лейденская банка - первый источник тока. К середине XVIII в. в Голландии, в Лейденском университете, ученые под руководством Питера ван Мушенбрука нашли способ накопления электрических зарядов. Таким накопителем электричества была лейденская банка - стеклянный сосуд, стенки которого снаружи и изнутри оклеены свинцовой фольгой. Лейденская банка могла накапливать и долго сохранять значительное количество электричества. Разряд лейденской банки имел достаточную мощность. Если ее обкладки соединяли отрезком толстой проволоки, то в месте замыкания проскакивала сильная искра, и накопленный электрический заряд мгновенно исчезал. Так стало возможным получить кратковременный электрический ток. Затем банку надо было снова заряжать. Сейчас подобные приборы мы называем электрическими конденсаторами.
В 1800 году итальянский физик Алессандро Вольта создает первый гальванический элемент.
Его первый источник тока – «вольтов столб» был построен в точном соответствии с его теорией «металлического» электричества. Вольта положил друг на друга попеременно несколько десятков небольших цинковых и серебряных кружочков, проложив меж ними бумагу, смоченную подсоленной водой.
В принципе сегодня каждый из вас может сделать гальванический элемент из подручных средств. Например возьмём лимон.
Эксперимент с лимоном.
Взяв две пластины медную и цинковую, втыкаем их в лимон, далее соединяем на амперметр, чтобы зафиксировать количество тока. Как видите мы получили электрический ток, который можно использовать, например, в походе для подзарядки телефона. Лимонная кислота выступает в роли окислителя и положительные заряды с медной пластинки переходя на цинковую пластину, а отрицательные заряды наоборот переходят в медную. А это есть упорядоченное движение зарядов, то есть ток!
А что если нет лимона, то можно использовать картофель.
Вывод из серии экспериментов: Мы изготовили источники тока, гальванические элементы. В них внутренняя энергия, которая образуется в результате химической реакций преобразуется в электрическую. Возникает электрический ток.
Хотя гальванический элемент давал электрический ток, его было недостаточно для распространения в быту и в промышленности.
1821 году Майкл Фарадей решил получить ток из магнита. И через 10 лет он сумел это сделать.
Опыт с магнитом.
Этот опыт показывает возникновение переменного тока, который в наше время используется практически везде. Двигателем магнита является механическая сила, например воды в ГЭСах, или ветра.
Мини лабораторная работа
А теперь вы сами попробуйте поэкспериментировать. Но вначале озвучим цель, которую нужно доказать или опровергнуть: сила тока во всех участках последовательно соединенных участках цепи одинаково.
Для проведения эксперимента в ваших столах есть все необходимые приборы: источник тока, амперметр, ключ, лампа и соединительные провода. А вот те три схемы, которые нужно собрать и измерить силу тока. Условные обозначения приборов вспоминаем. Итак, прежде чем приступить к нашему эксперименту хочу напомнить правила безопасности.
1. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.2. Перед выполнением работы внимательно изучите схему и ход выполнения.
3. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях
4. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов.
5. Источник тока и электрической цепи подключайте в последнюю очередь. 
6. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
Итак, приступим.
Подводя итоги можем сказать, что действительно сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинаково.
Д/З § 32; Приготовить примеры действий электрического тока, встречающиеся в жизни.
Рефлексия
Составление синквейнов.
Ребята, сегодня мы все вмести узнали много нового. Для изучения материала мы использовали научные методы изучения физических явлений, обобщали жизненный опыт, сделали гальванический элемент, создавали переменный ток, проводили эксперимент. Это всего лишь небольшая часть всех тех опытов, которых можно сделать электрическим током. ВЫ все справились поставленной задачей. МОЛОДЦЫ!
А сейчас давайте подведём итог урока. Выскажите свои мнения с помощью синквейнов.
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.