Выступление-отчет по методической теме Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся на уроках русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красноясыльская средняя общеобразовательная школа»








«Тестирование
как одна из форм контроля знаний учащихся»

Бабушкина Светлана Борисовна,
учитель русского языка и
литературы МОУ «Красноясыльская
средняя общеобразовательная
школа»









Выступление-отчёт по методической теме:
«Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся»

Педагогические технологии должны идти в ногу со временем. Темп современной жизни предъявляет новые требования к процессу обучения.. Поэтому выбор мной методической темы: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся на уроках русского языка и литературы» не случаен.
Тесты дают возможность заметно улучшить образовательный процесс, потому что обладают рядом преимуществ перед другими методами контроля знаний; являясь обязательной частью многих педагогических новаций, они снижают затраты времени на проверку знаний; дают развернутую, объективную и достоверную информацию о реальном уровне подготовки учащихся – тем самым помогают выявить индивидуальный темп обучения, а также пробелы в текущей и итоговой подготовке. Тесты позволяют наладить самоконтроль – самую полезную для обучения и гуманную форму контроля знаний, а также организовать рейтинг – эффективное средство повышения учебной мотивации.
Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех критериям. Это позволяет определить, кто и на каком уровне усвоил программный материал.
Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи.
Успех в обучении русскому языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок. Как подтверждает опыт многих учителей и мой, большую пользу может принести проверка знаний сразу всех
учеников в форме небольших по объему контрольных заданий, условно названных тестами. Результаты проверки тестов необходимо анализировать, это позволяет внести необходимые коррективы в процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок школьников. Например, с целью профилактики после выполнения тестовых заданий и проверки их ученики записывают типичные ошибки в контрольные тетради, дополняют записи правилами, разъясняющими ту или иную орфограмму, приводят примеры.
Выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом уроке, на различных этапах урока: после изучения темы отдельного урока, после изучения всей темы, в конце четверти, полугодия, года. В учебном процессе тесты отчетливо выполняют две различные функции: обучающую и контролирующую. В зависимости от предписываемой им функции к ним предъявляются различные требования, и составляются они по-разному, хотя внешне очень схожи.
Цель обучающих тестов – обеспечить усвоение, овладение учащимся тем или иным материалом. К тестам, выполняющим контролирующую функцию, относятся два основных вида: тесты, проверяющие наличие у школьников определенного уровня коммуникативной компетенции, и тесты, проверяющие овладение учащимися конкретным языковым материалом и отдельными умениями за определенный период обучения. Первый вид теста соотносится с итоговым контролем, проводимым в конце курса обучения, второй вид – с промежуточным итоговым контролем, осуществляемым по окончании определенного цикла занятий. Такая форма проверки должна носить регулярный характер, что приучает школьников к ответственности за весь материал цикла и способствует успешности их обучения. По своей форме тесты могут быть различными. Одни из них требуют вставить слово или сочетание слов в истинное утверждение.
Другие тесты – альтернативные, когда надо из двух – трех (часто противоположных) вариантов ответов выбрать один – тот, который кажется
ученику верным.
Или выборочные тесты, когда ученику предлагается несколько вариантов ответа, не содержащих прямой ошибки, и нужно выбрать из них лишь один безукоризненно правильный.
Ещё одна группа тестов направлена на выяснение умения применять знания при решении той или иной задачи. Например: «Буква б обозначает звук [п] в словах: а) балка, б) грибы, в) гриб, г) робкий, д) робок» (правильный ответ – в, г).
Именно сочетание всех форм тестов на одну и ту же тему дает наиболее полную картину подготовленности класса и каждого ученика. При проверке знаний учащихся всего класса необходимо, чтобы наборами тестов были обеспечены все учащиеся. Работа выполняется индивидуально. Ученики записывают ответы в виде цифр и букв .
Для себя заранее составляю карточку правильных ответов, что позволяет быстро, не вникая в содержание заданий, проверить тесты. Если количество неправильных ответов составляет 50 и более процентов, то работа ученика не может считаться удовлетворительной.
Так, с целью промежуточного контроля после изучения ряда тем провожу: а)тесты на выявление понимания теоретического материала (тесты с пробелами или пропусками слов); б) на применение теоретических сведений на практике (тесты с несколькими вариантами ответов; в) тесты, в которых предлагается или подтвердить, или опровергнуть какое-либо предположение («Да-Нет»).
Для активизации деятельности учащихся предлагаю им самим составить тесты по определённой теме и дать ответы. Работу оцениваю. По возможности проводим коллективный анализ составленных ими тестов.
Иногда предлагаю детям после ответов на тесты открыть учебную литературу (любую, не обязательно учебники) и самим проверить свои
работы.
Целесообразно время от времени предлагать отвечать на тесты с использованием учебников, тетрадей, справочников.
Можно использовать копировальную бумагу при ответах на тесты. И тут же на уроке, (но иногда и дома), детям предлагается открыть учебники, проверить и исправить ошибки на копиях, самим оценить свои работы.
Таким образом, использование разных видов тестов на уроках русского языка позволяет мне выявить пробелы в знаниях учащихся и в соответствии с полученными результатами корректировать свою работу.
Вся работа учителя направлена на получения учащимися качественного образования и подготовки к сдаче ЕГЭ.
Введение ЕГЭ – это попытка создания нового независимого контроля.
Сегодня ЕГЭ представляет собой дидактический тест, выполнение которого может вызвать существенные затруднения даже у очень хорошо подготовленного учащегося. Это связано с тем, что тестовая культура развита весьма слабо, нет необходимых навыков, которые дают возможность получать высокие результаты при проведении тестовых форм контроля. Таким образом, проблемы, с которыми могут столкнуться учащиеся, сдающие ЕГЭ, можно условно разделить на 3 основные группы:
отсутствие необходимого уровня предметной подготовки;
отсутствие необходимого уровня тестовой культуры;
эмоциональные проблемы, не позволяющие демонстрировать умения в непривычных условиях.
Только комплексное решение всех этих проблем может служить залогом получения учащимися высоких результатов в ходе выявления их уровня подготовки на основе использования тестовых форм контроля, поскольку тестирование получает все большее распространение.
Подготовку к ЕГЭ нужно начинать не после окончания изучения курса, а непосредственно в процессе обучения.
Такой подход позволяет выявить еще в процессе обучения наиболее

проблемные разделы. Это дает возможность своевременно скорректировать программу обучения, сделать её более индивидуализированной, не допускать серьезных пробелов в подготовке учащихся.
Использование тестовых форм контроля на протяжении всего курса в свою очередь дает возможность сформировать высокий уровень тестовой культуры у всех учащихся. Форма заданий в тестах должна быть максимально приближена к форме заданий, используемых при проведении ЕГЭ. Это позволит учащимся еще в процессе обучения адаптироваться к процедуре проведения итоговой аттестации, осуществляемой на ЕГЭ, овладеть на практике необходимой тестовой культурой. Тестовая культура включает: умение правильно распределять свое время при проведении тестирования; понимать условие тестовых заданий; правильно и быстро заполнять бланки ответов и лист регистрации.
Многократное повторение условий контроля, близких по своей форме к ЕГЭ, способствует снижению стресса у учащихся на экзамене.
Результаты ЕГЭ являются источником информации для общества об уровне подготовки учащихся, основанием для их аттестации, а также используются для приема в высшие учебные заведения. Другими словами, от результатов, которые продемонстрируют учащиеся на ЕГЭ, слишком много зависит. Каждый учитель заинтересован в первую очередь подготовить учащегося на самом высоком уровне.
Когда мы говорим о уроках литературы, то важно понимать специфику этого предмета. Литература вводит учащихся в мир прекрасного, воспитывает потребность в чтении, учит понимать художественное слово, а вслед за эти – понимать жизнь.
Мы преподаем искусство слова, наша главная задача – воспитание
читателя, внимательного к слову, думающего, чувствующего, эмоционально
переживающего встречу с литературным произведением, умеющего вести «диалог» с автором. Цель контроля по литературе – проверить знание теории


литературы, знание содержания литературных произведений, умение
анализировать художественные тексты, умение создавать собственный текст о тексте. Контроль по литературе включает в себе разного рода тесты, проверяющие и знание содержания текста, и знание теории литературы, а также сочинения разных жанров.
Наряду с проверочными заданиями, предполагающими наличие одного единственного правильного ответа, включаю в тест и задания проблемного, творческого характера. Заранее предупреждаю учащихся, что сразу после изучения нового произведения, им будут предложены тесты на оценку.
Тесты не отменяют и не заменяют другие формы, методы, способы получения, закрепления и проверки знаний, умений, навыков учащихся, стимулирования активности, внимания на уроке и вне урока. Они прочно заняли свое место в учебном процессе, экономят время учителя и ученика. В комплексе с другими формами работы, в тщательно продуманной системе они являются важным звеном учебной деятельности и вносят свой вклад в учебный процесс. Но необходима систематическая работа с тестами и грамотный подбор тестов, тогда будет и результат.














15