Публикация по теме «Тестирование, как форма контроля знаний по информатике и ИКТ в средней школе»

Публикация по теме «Тестирование как форма контроля знаний по информатике и ИКТ в средней школе»

Введение
Переход всего человечества от постиндустриального к информационному обществу ставит перед образовательной средой глобальную проблему - увеличение количества и повышение качества учебной информации при оставшемся прежнем учебном времени, за которое должна быть усвоена эта информация.
Одним из путей, обеспечивающих разрешение этого противоречия, является применение тестирования, как части многих педагогических инноваций. Стало очевидным фактом то, что тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке.
Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения позволяет совершенствовать методику изложения материала на основе анализа результатов периодического тестирования обучающихся по каждой теме.
Цель публикации: разработка методического обеспечения для тестового контроля знаний при изучении информатики и ИКТ, в средней школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать вопрос контроля знаний по информатике и ИКТ в современных условиях обучения.
Исследовать вопрос тестирования знаний.
Разработать базу данных тестовых заданий.


Глава 1 .Контроль знаний по информатике и икт

Контроль является одной из основных составляющих учебного процесса:
проверка результатов обучения (правильно или неправильно) и их измерение (в соответствии с принятыми в выбранной системе индикаторами);
оценивание как процесс, во время которого производится наблюдение за действиями учащегося и сравнение с образцом (эталоном) или установленными показателями, и как результат выставление оценки (отметки).
1.1Функции контроля

управляет процессом усвоения знаний. Контроль дает возможность увидеть ошибки, оценить результаты обучения, осуществить коррекцию знаний, умений и навыков;
воспитывает познавательную мотивацию и стимулирует творческую деятельность. Правильно организованная система контроля позволяет пробудить чувство ответственности за результаты обучения (получение более высокой оценки), способствует стремлению к целенаправленной работе по исправлению ошибок;
является средством обучения развития. Большая часть контролирующих мероприятий носит обучающий и развивающий характер, так как учитель объясняет каждому ребенку, в чем заключаются его ошибки, что нужно сделать, чтобы понять учебный материал, помогает найти правильный ответ. Кроме того, происходит развитие личностных качеств ребенка: доли, здорового честолюбий, стремления к успеху.


1.2 Принципы построения системы контроля
Объективность, Открытая ,Системность
Глава 2.Компьютерное Тестирование как основная форма контроля
Важным звеном процесса обучения является контроль знаний и умений обучающихся. Постепенный переход от традиционных форм контроля и оценивания знаний к компьютерному тестированию отвечает духу времени и общей концепции модернизации и компьютеризации российской системы образования.
Тест (test (англ.) – испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт) – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс.
Преимуществом тестирования является возможность охвата материала по всем разделам информатики. Оценивание результатов носит более объективный характер и не зависит от профессиональных и личностный качеств учителя. Наряду с известными достоинствами у данного метода существуют и недостатки, которые, в основном, связаны с необходимостью подготовки тестов высокого качества. Вторая проблема касается сложности проверки аналитико-синтетических навыков учащихся.
Для устранения этих и некоторых других недостатков необходимо разработать систему заданий, которая включит в себя как тесты с вариантами выбора, так и тесты открытого типа со свободным изложением ответа. Проверка таких тестовых заданий должна осуществляться по наличию ключевых слов в письменном ответе учащегося. Существует еще несколько типов заданий, которые также можно отнести к тестовым, например, в приведенном тексте выделить структуру, ключевые слова, ответить на вопросы.

2.1Функции тестирования.
Тестирование в курсе информатике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Оно позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.
Основными достоинствами данной формы контроля знаний является:
- возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы курса;
- осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым учеником;
- обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку;
- правильно оформленный тест повышает интерес к предмету;
- позволяет индивидуализировать работу с учениками;
- экономия учебного времени при контроле знаний и оценке результатов обученности; 
- применение тестов позволяет решать проблему саморазвития.
Но, наряду с положительными, есть и отрицательные стороны в применении тестов:
- тестовый контроль не способствует развитию устной и письменной речи учащихся;
- выбор ответа может происходить наугад, учителю невозможно проследить логику рассуждений учащихся.

2.2 Основные формы тестовых заданий
  
1. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов.                           
 Среди этих заданий выделяются такие разновидности, как:
1.1. Выбор одного правильного ответа по принципу: один - правильный, все остальные (один, два, три и т.д.) - неправильные.
1.2. Выбор нескольких правильных ответов.
1.3. Выбор одного, наиболее правильного ответа.

2. Задания открытой формы.  
3. Задания на установление соответствия, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества.  
4. Задания на установление правильной последовательности (вычислений, действий, шагов, операций, терминов в определениях).
Главные требования к  системе компьютерного контроля заключаются в том, что:
тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;
компьютерный тест должен быть простым в использовании;
в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;
тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить;
вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;
вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения для того, чтобы исключить запоминание вопроса по порядку его следования или символу, его обозначающему;
варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке;
необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время. 
2.3 Технология составления теста
Предварительный контроль Текущий контроль Тематический контроль. Итоговый контроль

Глава 3. Экспериментальная работа по апробации комплекса тестовых заданий, выполненного средствами программы Mytest
3.1 Mytest, как способ контроля знаний учащихся

Программа MyTest разрабатывается Башлаковым Александром Сергеевичем с 2003 года. За это время вышло немало совершенно разных версий. Каждая новая версия включала в себя предыдущей версии и предлагала новые возможности.
С помощью программы MyTest возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями. Предприятия и организации могут осуществлять аттестацию и сертификацию своих сотрудников.
MyTest это - система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.
Программа легка и удобна в использовании. Все учителя и учащиеся быстро и легко осваивают ее. Вот слова одного из пользователей программы: «На мой взгляд, MyTest достигла совершенного состояния: имеет все мыслимые функции, очень компактная, ее возможности и простота использования находятся в золотом балансе».
Программа MyTest работает с девятью типами заданий:
одиночный выбор,
множественный выбор,
установление порядка следования,
установление соответствия,
указание истинности или ложности утверждений,
ручной ввод числа,
ручной ввод текста,
выбор места на изображении,
перестановка букв.
В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.
Программа состоит из трех модулей:
Модуль тестирования (MyTestStudent),
Редактор тестов (MyTestEditor)
Журнал тестирования (MyTestServer).
3.2 Критерии оценки

При выставлении оценки можно руководствоваться следующими показателями:
Тест с альтернативными ответами:
оценка “5” 80% и более правильных ответов;
оценка “4” от 71% до 79% правильных ответов;
оценка “3” от 61% до 70% правильных ответов;
оценка “2” ниже 60% правильных ответов
при выполнении тестовых заданий учитываются:
объем задания;
правильность выполнения;
при выполнении практического задания следует обращать внимание на:
объем задания;
правильность выполнения;
использование эффективных методов и приемов.

Заключение

Использование тестирования для контроля знаний интересно и актуально. Несмотря на ограничения тестовой технологии, есть основное достоинство, которое привлекает многих учителей и методистов это оперативность получения обратной связи с обучаемыми, и возможность быстрого оценивания результатов. Что же касается ограничений, то любые средства для проверки уровня достижений имеют свои границы применимости. Основная задача учителя заключается в том, чтобы использовать разные методы контроля, в том числе и тесты.
Разработка тестов далеко не простое дело, требует не только большого практического опыта, но и специальных знаний и навыков. Тесты отличаются от других инструментов контроля, во-первых, стандартизированной процедурой организации выполнения, во-вторых, однозначностью интерпретации ответов и, наконец, наличием заранее продуманной системы оценивания результатов. Тестовые задания должны быть краткими, лаконичными, не допускать двусмысленного толкования. Любой тест должен, как минимум, содержать инструкции по заполнению, само задание и ответы.
Основными результатами публикации являются:
Исследован вопрос использования тестирования как формы аттестации специалистов.
Разработана методическая программа тестирования знаний учащихся, которая может быть использована в средней школе для проведения текущего и итогового контроля знаний учащихся по информатике и ИКТ.


15