Урок-игра по математике по теме «Площади плоскости фигур»

Игра «Строитель»


Тема: « Площади плоских фигур».

Цель урока: Усвоение учащимися формул для вычисления площадей параллелограмма, трапеции и применение получаемых знаний к решению практических задач.

Воспитательная цель: Ориентация на профессию строителя.

Оборудование: оформленная доска, картинки по профессии строитель, «паркетные плитки из бумаги.

Ход урока:

В начале урока учитель знакомит учащихся со строительным производством и одной из наиболее распространённых строительных профессий – столяра.

1 этап. Строительное производство сегодня – это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Столяр работает в строительно-монтажных организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских. Он выполняет различные операции на станках: на круглопильных – раскрой пиломатериалов, на фуговальных – строгание, на долбёжных и шипорезных – выдалбливание гнёзд и вырезание шипов у заготовок.
Непосредственно на строительном объекте, столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель т. д.. Выполнение такой работы невозможно без знания усиройства и правил эксплуатации даравообрабатывающих станков, знания технологий и организации строительного производства, умения читать чертежи. Профессия требует объёмного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения.

Постановка задачи:
Учитель объявляет, что все ученики будут выступать в роли строителей. Треюуется выполнить работу по настилке полов строящегося детского сада. Предлагается произвести настилку паркетного пола в игровом зале размером 5,75 х 8 м.. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобедренных трапеций.













Правила игры: Учащиеся разбиваются на три бригады. Избираются бригады.

Первая бригада – столяры. Им нужно изготовить паркетные плитки указанных размеров в таком количестве, чтобы после настилки пола не оказалось лишних плиток, и число треугольных плиток было минимальным, а плиток в форме параллелограммов и трапеций – одинаковое количество.

Вторая бригада – поставщики. Им нужно доставить необходимое количество плиток на строительную площадку. Они рассчитывают это количество.

Третья бригада – паркетчики. Чтобы проконтролировать доставку, надо наперёд знать, сколько и каких паркетных плиток понадобится для покрытия пола.

Побеждает в игре та команда, которая первой выполнит правильный расчёт. Для этого надо знать формулу для вычисления площадей вышеуказанных фигур. Учитель записывает на доске, какой материал следует изучить. Учащиеся приступают к работе с учебником. Внутри каждой команды разрешаются взаимоконсультации. При необходимости консультации даёт учитель.
После того как теоретический материал изучен, а формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции записаны в тетрадях, учитель проецирует на доску рисунки и формулы по проработанному материалу. Проводится проверка готовности бригад. С этой целью каждая команда предлагается по два –три вопроса. Ответы учащихся оцениваются очками. Счёт записывается на доске.

2 этап. Каждая команда приступает к практическим вычислениям. Паркет укладывается в ряд так, что параллелограммы и трапеции чередуются, а треугольников в одном ряду всего два. Подсчёты подсказывают, что в одном ряду по ширине укладывается по два треугольника и по восемь параллелограммов и трапеций.
Действительно, площадь одной полосы шириной 20 см. и длиной 575 см. будет 11500смІ. Если площадь двух треугольников 300 смІ ,а площадь параллелограмма или трапеции 700 смІ , то в одной полосе по ширине игрового зала поместится по 8 параллелограммов и трапеций: (11500-300):700=16. Таких полос в длине комнаты поместится 800:20=40.
Следовательно, для настилки пола понадобится 80 треугольников и по320 параллелограммов.
Площадь игрового зала: 575х80=460000 смІ .
Площадь одной полосы: 575х20=11500 смІ .
Таких полос 40, поэтому 11500х40=460000 смІ – площадь паркетного пола.
Это самый ответственный этап игры. Вычисляются площади плоских фигур, производятся расчёты.
В конце второго этапа учащиеся из каждой бригады дают объяснение около стола учителя, как он вычислил нужное количество паркетных плиток.
Идёт разговор об экономии материала. На первый план выступает математическое содержание работы происходит процесс применения знаний на практике. На этом этапе игры команды получают определённое число очков, а правильно ответившие ученики – оценки в журнал. На заключительном этапе учитель проверяет, насколько глубоко усвоили ученики материал. Для этого им предлагаются контрольные вопросы, которые могут быть, например, такими:
Дайте определение площади простых фигур.
Докажите, что площадь параллелограмма равна произведению его стороны на высоту, проведённую к этой стороне.
Докажите, что площадь треугольника равна половине произведения его стороны на высоту, проведённую к этой стороне.
Докажите, что площадь трапеции равна произведению полусуммы оснований на высоту.
По какому принципу укладывали паркетные плитки в один ряд ?
Как проводились вычисления площади одного ряда плиток?
Дайте краткую характеристику профессии столяра.

В заключении проводятся результаты игры.
Заметим, что в менее подготовленных классах такую игру следует проводить с целью обобщения и применения знаний, после того, как изучен материал о площади плоских фигур. Число вопросов на заключительном этапе можно уменьшить.

Распределение времени при этом может быть таким:
---рассказ учителя о профессии строителя – 5 минут,
---постановка задачи с помощью ТСО – 3 минуты,
---работа с учебником (повторение формул площадей плоских фигур) – 8-10
--минут.
---вычисление количества плиток – 10-18 минут,
---проверка глубины знаний учащихся – 8 минут.
---сообщение домашнего задания – 3 минут.