Конспект урока на тему «Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»


Муниципальное образовательное учреждение «Лицей»
Смысл противопоставления Остапа и Андрия
в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
(урок литературы в 7 классе)


Учитель русского языка
и литературы:
Бородина С. Н.
Калачинск-2010
Урок литературы в 7 классе
Тема урока: Смысл противопоставления Остапа и Андрия
в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Цель урока: Сравнить образы Остапа и Андрия
Задачи:
1. Раскрыть образы Остапа и Андрия; обучить сопоставительной характеристике; формировать навык анализа эпизода.
2. Развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев; прививать интерес к поисковой работе.
3. Прививать любовь к Родине, к общечеловеческим, культурно-нравственным ценностям

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала
Технология: технология критического мышления
Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедиа, памятки, лист самооценки, шесть шляп разных цветовХод урока
Стадия вызова
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение великого произведения XIX века – повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Продолжая начатый разговор о семье Тараса Бульбы, о времени, в котором разворачивается действие, сегодня мы с вами будем говорить о сыновьях Тараса – Остапе и Андрии. Тема нашего урока – «Смысл противопоставления Остапа и Андрия».
(слайд №1)
Какая цель нашего урока? Чему мы должны сегодня научиться?
(Ребята высказывают свои предположения)
- Мы будем учиться сопоставительной характеристике героев, выясним, с какой целью Гоголь создаёт противоречивые образы Остапа и Андрия.
2. Осмысление
Эпиграфом урока мы возьмём слова Н.В.Гоголя «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу»!
(слайд № 2)
- Как вы понимаете смысл данного высказывания? Как эпиграф связан с темой урока?
(Мнение детей)
- Какие события описывает Гоголь в своей повести?
- Повесть «Тарас Бульба была написана в 1835 году, но она детально описывает события 15 -начала 16 веков, ещё до присоединения Украины к России, когда отдельные княжества остались против многочисленных врагов.
- В чём своеобразие повести?
- В повести рассказывается о мужественной борьбе казаков против польской шляхты и католической веры? Раскрывается тема патриотизма.
- Какую ещё проблему рассматривает автор в своей повести? Каким образом?
- Проблему подвига и предательства через образы Остапа и Андрия.
- Каковы истоки героизма Остапа и предательства Андрия? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока. А сейчас я предлагаю вам вернуться к началу повести и проследить основные этапы жизни Остапа и Андрия. Для этого вы должны вести двухчастный дневник на протяжении всего урока. Сравним этих героев, так как именно сравнительная характеристика поможет нам найти ответ на наш вопрос.
(слайд № 3)
- С чего начинается повесть?
- С приезда сыновей Тараса в отчий дом из духовного училища
(слайд № 4)
- Как выглядят Остап и Андрий, опишите их внешний облик
- Крепкие, повзрослевшие. Остап более мужественный и суровый, а Андрий более красивый и милый
- Как Тарас встречает сыновей. Какую оценку он даёт в первые минуты Остапу? Андрию? Как сыновья отвечают на насмешки отца.
(слайд № 5)
Чтение с пометками
- Прочитайте отрывок из повести «Учёба в бурсе». Подчеркните карандашом информацию, которая доказывает отношение героев к учёбе, заполните таблицу.
- Каким мы видим Остапа в Киевской академии? Почему он считался одним из лучших товарищей? Чем отличался Андрий от Остапа по участию в проказах?
( Ответы учащихся)
- А сейчас поработайте в своих группах и составьте синквейн – описание Остапа и Андрия. Опишите черты характера.
(Групповая работа)
- Назовите черты характера Остапа, Андрия Остап
Мужественный, цельный
Сражается, мучается, погибает
Достойный сын своего отца
Патриот
Андрий
Красивый и слабый
Храбрится, влюбляется, предает
Нельзя уважать таких людей
Предатель
Андрий
Красивый и сильный
Влюбляется, сражается, погибает
Жил по своим законам
Герой
- Это ваше личное мнение и я не стану с вами спорить.
А теперь назовите черты характера, которые отличали братьев
(слайд № 7)
(перечисляют)
(слайд № 8)
- Как ведут себя в бою Остап и Андрий? Прочитайте первый бой братьев.
(чтение)
- Как братья проявили себя?
(заполнение дневника)
- Что было смыслом жизни для Остапа? Для Андрия?
- Для Остапа – война, а для Андрия – любовь
(слайд № 9, 10)
- Мы знаем, что первым погиб Андрий, но мы сначала проанализируем гибель Остапа. Я прочитаю сцену гибели Остапа, а вы приготовьтесь ответить на вопросы.
(слайд № 11)
- Какие качества Остапа сказались в его последний час?
- Как ведёт себя Тарас, видя мучения сына? Что он говорит? Как его характеризуют эти слова?
- Каковы последние слова Остапа?
- Почему он не проявил слабость?
- Можем ли мы понять его чувства?
Посмотрите сцену смерти Андрия и приготовьтесь ответить на вопросы
(слайд № 12)
- Как умирает Андрий? Я предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Смерть Андрия».
(просмотр фильма)
Гибель Андрия – это спорный вопрос, который я предлагаю вам обсудить немного позже.
Сопоставление  Остапа   и   Андрия  имеет в повести глубокий социально-философский  и  художественный смысл.  Гоголь  переосмысливает библейский мотив.
- С каким библейским персонажем можно сравнить смерть Андрия? А Остапа?
(слайд № 13)
- Смерть Андрия можно сравнить с библейской притчей «Жертвоприношения Авраама», Тарас Бульба приносит сына в жертву православию: «Как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой  и  повалился на траву, не сказавши ни одного слова».
- Остап  распят мучителями на эшафоте за веру, подобно Христу («Остап выносил терзания  и  пытки, как исполин»). Остапа и его крик, подобный воплю Христа на кресте: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» («Боже Мой, Боже Мой, для чего ты Меня оставил?»- Остап умер как национальный герой, а вот смерть Андрия вызывает споры.
- Поразмышлять и выразить ваше отношение к гибели Андрия, помогут шесть шляп.
Почему именно шесть шляп?
- Потому что мы воспринимаем мир и мыслим по-разному. Мыслить можно шестью разными способами, обозначенными цветными шляпами.
(слайд № 14)
Задание группам:
1 группа «Красная шляпа эмоционального наблюдателя»
Какие чувства вызывает смерть героя? Почему? Как вы думаете, как автор относится к Андрию?
(слайд № 15)
2 группа «Белая шляпа объективного наблюдателя»
Изложение факта гибели героя с включением цитат.
(слайд № 16)
3 группа «Чёрная шляпа пессимиста»
Негативное, критичное отношение к поступку героя. Как относится к смерти Андрия Тарас Бульба? Выскажите свою точку зрения о смерти героя.
(слайд №17)
4 группа «Жёлтая шляпа оптимиста»
Какие качества героя можно назвать положительными? Попытайтесь выступить в роли его защитника.
(слайд №18)
Почему Андрий не оказывает сопротивления отцу и не оправдывается перед ним в момент их последней встречи?
5группа «Синяя шляпа философа»
Можете ли вы оправдать измену героя? Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры? Как вы относитесь к фразе Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью»
(слайд №19)
6 группа «Зелёная шляпа творческая»
Написать свой конец повести
(слайд № 20)
(Учащиеся выполняют работу группой, но отвечать будет один от каждой группы)
Учитель корректирует ответы, направляет в нужное русло, активизируя мыслительную деятельность
Рефлексия
- Вернёмся к нашему эпиграфу. Изменилось ли ваше отношение к сказанному в начале урока.
(слайд № 21)
- Итак, какую проблему рассматривает автор в своей повести?
Через образы Остапа и Андрия автор поднимает проблему подвига и предательства
- Какой смысл противопоставления Остапа и Андрия?
- В образе Остапа Гоголь представил типический характер молодого казака - сурового воина, исполненного мужества, хладнокровия, несгибаемой стойкости. Путь Остапа - путь верного служения Родине, выполнение священного долга перед нею. Образ Андрия создан Гоголем как контрастный образу Остапа. Сценой казни сына, убитого рукой собственного отца, Гоголь утверждает мысль о Божьей каре за предательство, за измену
-     Таким образом, эпическое единство образа Тараса Бульбы раздваивается в образах его сыновей.  Образ   Остапа  воплощает идею неразрывной связи с родовым телом, верность рыцарской чести  и  Отечеству,  образ   Андрия  — идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого: коллектива, народа, Бога.
Раскрывая нам характеры двух братьев, Гоголь ни в коем случае не хочет показать одного хорошим, а другого плохим. Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один — от рук врагов, прочий — от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого — плохим. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным историческим эпохам. Остап перенял черты героической, но несколько примитивной эпохи. А Андрей, младший брат, уже близок к более утонченной и развитой цивилизации. Поэтому так и отличаются их взгляды, суждения о вечных человеческих ценностях, будь то любовь, честь, долг перед Родиной.
(Ребята заполняют лист самооценки)
Ребята, сдайте лист самооценки. Я проверю, как вы себя оценили, и объявлю ваши оценки в начале следующего урока.
Домашнее задание
Подготовиться к классному сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»:
1. «Авторская оценка образа Тараса Бульбы».
2. «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба».
(слайд № 22)