Урок первый по повести Н.В.Гоголя Тарас Бульба. Историческая основа повести



Евтеева Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Кондровская средняя общеобразовательная школа №1».
Уроки по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
УМК Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература в 2 частях, 7 класс, «Просвещение»,М.: 1990
Методическое обоснование системы уроков изучения повести Гоголя «Тарас Бульба»
Воспитательный идеал человека – всесторонне и гармонично развитая личность. В центре всестороннего развития стоит высокая нравственность.
Русская литература – неиссякаемый источник произведений воспитательного содержания. Читая шедевры русской классики, школьники получают представление о важнейших этапах духовной жизни человека. Литература учит жить, так как восприятие художественного образа пробуждает эстетические и нравственные чувства в их тесном единстве. Будем помнить, что ребёнок познает мир, удивляясь и поражаясь, подросток – увлекаясь и негодуя, юноша – утверждаясь и одухотворяясь. Нам нужны книги, которые волновали, потрясали бы благородством и доблестью, ведь только в том случае, если идея влечёт и захватывает, она становится идеалом. Настоящая духовная жизнь – это влечение к идеалу. Высший уровень - самовоспитание. Воспитывать самого себя – значит переживать угрызения совести. Самый тяжёлый труд души – труд любви, сострадания, понимания и приятия другого человека.
С этих позиций повесть Гоголя «Тарас Бульба» - кладезь нравственных проблем, над которыми интересно подумать ученику 7 класса:
1. Любовь к Родине, родной природе.
2. Красота подвига во славу Отчизны, во имя спасения товарищей.
3. Соотношение в человеке личностного, индивидуального и коллективного.
4. Отношение к женщине.
5. Составляющие гармонично развитого человека.
6. Умение видеть перспективы своего развития и помощь другим в их духовном становлении.
7. Выбор наиболее оптимальных с точки зрения гуманизма и свободы выбора законов общества.
Для того, чтобы суждения учащихся были глубокими и непредвзятыми, в основу размышлений должно быть положено внимательное вчитывание в текст, творческое переосмысление прочитанного.
Программа отводит на изучение повести 7 часов.
Я сохранила количество часов, изменив их тематику.
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая основа повести.
«Бранное, трудное время…» Степь как образ родины в повести.
3-4 Андрий и Остап.
5. Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н. В. Гоголя.
6-7 Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица их участника.
Умения и навыки, которые будут актуализированы в ходе изучения романа:
Характеристика героя.
Анализ эпизода.
Работа с критической литературой.
Написание сочинения на литературную, свободную тему разных жанров.
Совершенствование устной речи в монологе, диалоге и полилоге.
Определение позиции автора, его идеи.
Лексическая работа.
Терминологическая работа.
Работа с цитатами
Формы уроков:
Наряду с традиционными уроками используются элементы проблемного обучения и интерактивные формы обучения: интеграция с другими предметами, диспут, в который введён элемент ТРИЗ – развитие диалектического мышления, ролевая игра, литературная мозаика.
Используемые формы работ разнообразны: выразительное чтение текста, лингвистический анализ текста, работа с иллюстрациями, музыкальными произведениями, литературный диктант, анкетирование, поиски аргументов и контраргументов, составление таблиц. Это, несомненно, поддерживало неослабевающий интерес к изучаемому материалу.
Использованная литература.
Зверс Т.В. Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении: Пособи е для учителя. Л. :Просвещение, 1980.
И.Е Репин «Запорожцы»
Т.Г.Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями».
П. П. Соколов «Возвращение из бурсы См. Гоголь Н.В. Миргород Л. Государственный русский музей, 1953
Кибрик Е.А. Иллюстрации к повести Тарас Бульба. М. 1961
Д.А. Шмаринов Иллюстрации к повести Тарас Бульба М. 197
Урок первый
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая основа повести.
Цель: установка на восприятие и понимание текста повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», создание ориентированного восприятия, мотивирование последующего анализа произведения.
Задачи:
знакомство с исторической основой повести;
выявление мотивов, побудивших Н.В.Гоголя к созданию повести;
формирование навыка создания речевой ситуации, связанной с гипотетическим изменением социальной функции ученика (литературовед, историк);
развитие интереса к отечественной истории, литературе.
Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, презентация «Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», компьютер с проектором и экраном для демонстрации презентаций, звуковые колонки.
Пояснение к уроку:
Урок предлагаю начать с чтения произведения. Чтение должно быть выразительным и эмоциональным, лишь тогда будет достигнут нужный эффект. После сообщения темы урока, выступлений учащихся, подготовивших сообщения по теме урока (опережающее задание), продолжаем читать текст. Считаю такую работу целесообразной. Во-первых, текст изобилует незнакомыми ученикам словами, поэтому комментируем их по ходу чтения, во-вторых, при хорошем чтении вслух дети лучше почувствуют неповторимые мелодические интонации гоголевского слова («Когда увидела мать, что уже и сыны ее сели на коней…»- читая текст про себя, дети не воспримут мелодики этой и подобных фраз). В -третьих, только эмоциональное чтение, затрагивающее детские чувства, обращенное непосредственно к их жизненному опыту, может пробудить их читать самостоятельно всю повесть.
Со слов: «Бульба повел детей своих в светлицы…» - ученики открывают учебники и следят за чтением учителя.
Опережающее задание к уроку. Сообщение «историка» на тему: «Историческая основа повести», сообщение «литературоведа» на тему: «Интерес Гоголя к истории, быту, нравам Украины».
ХОД УРОКА
Знакомство с текстом, первичное его восприятие.
При закрытых тетрадях, учебниках начинаю читать первую сцену повести… (до слов «… чтобы играла и шипела, как бешеная»).
- Вы уже догадались, о каком авторе мы будем говорить на ближайших уроках? Как вы догадались, по каким признакам? (ученики, как правило, отмечают особую интонацию гоголевских произведений).
- Запишем на доске (а дети в тетрадях) имя автора и название произведения.
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».
- Какие произведения Гоголя мы уже изучили? В какой сборник они входят?
«Заколдованное место» (5 класс), «Ночь перед Рождеством» (6 класс) и другие самостоятельно прочитанные повести входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Эти повести рассказывает пасичник Рудый Панько. Запишем, что «Тарас Бульба» входит в следующий сборник, написанный Гоголем вслед за «Вечерами…»,- «Миргород» (1835).
« Бей в прошедшем настоящее, и тройной силою облечётся слово твоё»,- советовал Гоголь поэту Языкову. Этот художественный принцип был положен в основу повести « Тарас Бульба», в которой Гоголь обращается к исторической теме: борьбе украинского народа за своё освобождение.
Краткий исторический экскурс.
Выступление «историка», подготовившего презентацию на тему «Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Выступление «литературоведа», подготовившего сообщение на тему «Интерес Гоголя к истории, быту, нравам Украины».

Комментированное чтение первой главы повести с пояснением непонятных слов и бытовых реалий описываемой эпохи.
Домашнее задание.
- Выписать из повести предложения, в которых особо подчеркнуто чувство матери при расставании с сыновьями из первой главы повести «Тарас Бульба».
- Подготовить выразительное чтение 2 главы.
Исследовательская работа с текстом по вариантам.
Из описания степи выписать предложения, в которых переданы:
1 вариант. Краски степи.
2 вариант. Звуки и запахи степи.
3 вариант. Описание обитателей степи.
4 вариант. Описание воздуха, неба над степью.
5 вариант. Описание Днепра.
Индивидуальное задание
Оформить плакат с указанием значения слов архимандрит, бандура, бейбас, бурса, бусурман, вытребеньки, вирши, дюжий, есаул, казакин, кафтан, комиссары, маковник, медовик, монисто, нагайка, невод, нежба, очкур, пампушки, почеломкаемся, пукдики, пышный, путо.Групповое задание
Подготовить чтение эпизода встречи Тараса Бульбы с сыновьями по ролям.