Урок геометрии в 9 классе по теме: «Решение практических задач по теме «Площади фигур»


Урок геометрии в 9 классе.
Тема урока: Решение практических задач по теме
«Площади фигур»
Преподаватель: Дмитриева О.М.
Класс: 9Б
Цель урока: Повторить формулы для вычисления площадей геометрических фигур.
Учится выполнять действия с геометрическими фигурами:
распознавать геометрические фигуры,
вычислять значения геометрических величин (длин, площадей).
Учиться использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
выполнять задания, содержащие практический контекст, знакомый учащимся или близкий их жизненному опыту,
выполнять расчеты по формулам, составлять формулы, выражающие зависимость между реальными величинами, находить нужные формулы в справочной литературе,
описывать реальные ситуации на языке геометрии.
Уметь распознавать стандартную задачу в изменённой формулировке.
2.(развивающая) Развивать познавательный интерес, познавательные способности- речь, память, внимание, воображение, восприятие, наблюдение. Умение сравнивать, обобщать и делать выводы.
3.(воспитательная) Воспитывать навыки контроля и самоконтроля, внимательность, аккуратность, положительное отношение к учёбе, коммуникативную культуру.
Тип урока: Урок закрепления и развития ЗУН
Методы и приёмы: Словесные методы (беседа), наглядные, практические, проблемно-поисковые, методы стимулирования интереса к учению, метод самостоятельной работы, метод контроля и самоконтроля.
Форма организации познавательной деятельности: Индивидуальная, парная.
Структура урока:
1 Сообщение учащимся цели предстоящей работы 3 мин.
2 Этап воспроизведения, понимания ЗУН, которые потребуются для выполнения предложенных заданий 10 мин
3 Этап закрепления, развития, применения ЗУН при выполнении задач, упражнений 25мин
4 Домашнее задание 2 мин.
5 Подведение итогов урока 5 мин
Урок сопровождается презентацией.
Мотивация учебной деятельности:
Вступительное слово: Эпиграф «Сближение теории с практикой дает самые плодотворные результаты, и не одна практика от этого выигрывает, сами науки развиваются под ее влиянием»
Чебышев П.Л
ЭТАП. Актуализация знаний. 3 мин.
Реши задачу. Посчитай необходимое количество линолеума для ремонта пола в классе. Что для этого нужно знать? Как посчитать?
(Обсуждаем данную проблему, из которой вытекает необходимость повторения темы «Площади» Учитель формулирует тему урока.)
Учащиеся формулирует цели урока. На доске слова:
повторить_(формулы вычисления площадей фигур)
учиться____( применять их в практической деятельности)
Открыли тетради. Записали тему урока.
ЭТАП. Воспроизведения, понимания ЗУН 10 мин.
Повторение формул (индивидуально).
Выполни задание: Назови фигуру и установи соответствие между фигурой и формулой для вычисления пощади данной фигуры.
№1 №2 №3

1 а а а

а в а h-высота
№4 №5 №6
а
h в h в радиус=r №7 №8 №9
S1 S2 в

а
S3 Найти площадь оливковой радиус =а,
фигуры радиус=в.

ОТВЕТЫ:
Название фигуры Формула
Квадрат S=а2
Прямоугольник S=b∙ а
Треугольник S=½а∙ h
Трапеция S=½ (а+в)∙h
Параллелограмм S=b∙ h
Круг S =πr2
Многоугольник S= S1+ S2+ S3
Комбинированная фигура S= ab- r2
( S=а∙в-0,25∙π∙а2)
Кольцо S=π∙(а2 –в2)
(Один ученик сообщает ответы, остальные проверяют правильность выполнения, за правильное решение заданий №1-№7 по одному баллу, за правильное решение №8-№9 по два балла.) Количество баллов запишите на полях тетради.
ЭТАП. Этап закрепления, развития, применения ЗУН при выполнении задач, упражнений 25мин.
Практическая работа (работа в парах). 10 мин.
Вычисли площадь поверхности геометрических тел, выполнив необходимые измерения Поменяйтесь геометрическими телами с соседней партой. Сравните полученные ответы.. Ответ проверь на доске. Выполнив верно задания, получи дополнительно фигуру для вычисления. Каждой паре предлагается для вычисления геометрические тела: призма, параллелепипед, пирамида, цилиндр( для сильных учеников для дополнительного задания – конус)..
(За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл, количество баллов записывает на полях тетради).
2. Практическая задача (работа в парах). 15 мин.
Ф.И.О. 1 этап
(баллы) 2 этап
(баллы) 3 этап – задача
(баллы) Всего баллов Оценка за урок
Задача. Для ремонта класса нужно покрыть парты мебельным лаком. Вычисли минимальные затраты на покраску парт (стоимость лака), если расход лака составляет на1м2-100 грамм лака. Магазин продаёт лак в банках 0,4 килограмма стоимостью 100 рублей,
1 килограмм стоимостью 200 рублей,
1,5 килограмм стоимостью 280 рублей,
В результате решения заполни таблицу
Действия по решению задачи Результат действия
1.
2.
3.
4.
5.
Вывод:
Ответ:
Действия по решению задачи Результат действия
1.Площадь поверхности одной парты равна 2. Площадь поверхности всех парт 3.Количество лака , необходимое для покраски всех парт 4.Рассчёт количества банок лака 5.Выбор выгодной покупки (количество) .
Вывод: Минимальные затраты на покраску парт составляют рублей.
Правильно выполненное задание оценивается в 5 баллов, если не получилось оптимизировать задачу, то задание оценивается в 4 балла, если правильно вычислены площади, то задание оценивается в 3 балла.
Подсчитываем количество баллов.
IV. ЭТАП. Задание на дом. 2 мин.
1). Бассейн имеет форму прямоугольного параллелепипеда, длина которого 50 м, ширина 25 м и глубина 4м. Сколько кафельных плит прямоугольной формы размером 40 см × 25 см надо купить для облицовки бассейна?
2). Комната имеет длину 6,8 м, ширину 4,7 м и высоту 3,5 м. Площадь дверей и окон составляет  часть всей площади стен. Сколько рулонов обоев необходимо купить для оклеивания комнаты, если длина одного рулона 12 м, а ширина 0,5 м?
v.ЭТАП. Итог урока. 5 мин.
1.Подсчёт баллов: 15 и более баллов оценка-«5», 10-14 баллов оценка-«4» , 6-9 баллов оценка-«3» 0-5 баллов оценка»2»
2. Возврат к цели урока. Вывод по теме урока.
3.Подведем итоги урока.
Ответьте на вопросы (поднятием руки)
Могу самостоятельно решать практические задачи.
Могу решать практические задачи с помощью учителя.
Могу научить других решать практические задачи.