Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.


Конспект урока русского языка во 2 классе (ПНШ)
Шрамковой И. В.,
учителя начальных классов
МОБУ Гимназии №9 им. Н. Островского
г. Сочи
Тема: Словообразование слов названий предметов с помощью суффиксов.
Модель урока
Цель урока: учить находить суффикс в словах; формировать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов; закреплять умение строить схему образования нового слова.
Планируемый результат: - научатся самостоятельно выделять суффикс; образовывать с помощью суффикса новые формы слова.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Тип урока Урок «открытия» нового знания
(По ДМО.Автор Л.Г.Петерсон)
Технологическая карта
Слова названия предметов. Однокоренные слова
Слова на –ик. Словообразовательный анализ
Слова на –ок. Родственные слова
Чередование согласных звуков в корне
Суффикс
Образование новых слов при помощи суффикса
Проверка (эталон, правило)
I этап.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Формирование функциональной грамотности с определением УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Смыслообразование «для чего человеку трудиться» ( ЛичностныеУУД)

Я прошу вас по рисунку узнать пословицу.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Почему на уроке вспомнили эту пословицу? (На каждом уроке мы трудимся)
Объясните эту пословицу (Всякое дело требует усилий).
Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия, тогда все получится).
Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось.
II этап.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности.
Организовать самими уч-ся фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Формирование функциональной грамотности с определением УУД:
Уметь выбирать основания и критерии для сравнения (Познавательные УУД)
Уметь самостоятельно делать выводы, грамотно формулировать высказывания (Познавательные УУД)
Умение находить и формулировать проблему (Познавательные УУД)
Работа над каллиграфией.
Отгадайте загадку.
Молоко пьёт,Песенки поёт.Чисто умывается,А с водой не знается.  (Кот).
Если посмотреть на кота через увеличительное стекло, ~ мы увидим, что это не кот, ~а котище.
Когда мы имеем в виду маленького кота, ~ то говорим «котик».
Обратите внимание, ~ чем отличаются между собой однокоренные слова.
После корня появился суффикс ~ –ищ-, который придал слову ~ значение увеличения предмета.
Суффикс ~ –ик- ~ придал значение уменьшения предмета.
Запишите группы однокоренных слов к другим словам по образцу. Выделите корень и суффикс.
Кот – котище, котик
Дом – ~ домище, ~ домик.
Рука-…
Понаблюдайте за однокоренными словами:
Расскажите, как они образовались, изобразив схематично
Два человека работают у интерактивной доски…
Проверка результатов работы, сравнивание с доской.
– Всегда ли слово «отбрасывает» окончание, если хочет образовать новое слово? (Нет)
-Как вы образовали новые слова? (Каждый ученик озвучивает свой вариант)
Вывод: мы выполняли одинаковые задания, но получили разные результаты, так как не знали, что слова с нулевым окончанием тоже отбрасывают свои окончания – нулевые окончания, – прежде чем дать жизнь другим словам
III этап
Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.
Формирование функциональной грамотности с определением УУД:
Уметь соотнести то, что уже известно и усвоено, и то, что ещё неизвестно. (Регулятивные УУД)
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
(Регулятивные УУД)
-Так чему мы сегодня будем учиться на уроке? (образовывать новые слова с помощью суффиксов; строить схему образования нового слова)
-Какая цель нашего урока? (научиться образовывать слова названия- предметов с помощью суффиксов; научиться строить схему образования нового слова)
IV этап Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения проблемы.
Формирование функциональной грамотности с определением УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) Уметь построить логическую цепь рассуждений (Познавательные УУД)
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
(Регулятивные УУД).
– Откройте обратный словарь на букву к (упражнение 25).
– Снова найдите слова на -ик. Отсчитайте последние пять слов и поработайте с ними.
- Что вы можете сказать об этих словах?
- Какой оттенок смысла придает словам суффикс -ик-?
- Покажите сначала, от какой основы образовалось 1слово.
- Затем покажите, как именно образовалось это слово.
(Вывод: слова с нулевым окончанием «отбрасывают» окончание – нулевые окончания, чтобы образовать новое слово)
Работа со следующим словами «арбузик» выполняется по алгоритму
(ученик показывает и проговаривает у интерактивной доски) и тд:

- А теперь давайте сравним с эталоном (учебник, плакат Летучей мыши!)
ФизминуткаВыполнение упражнений необходимых для эмоционального настроя и снятия напряжения. (Регулятивные УУД)
V этап
Реализация построенного проекта
Цель: реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.
Формирование функциональной грамотности с определением УУД:
Умение договариваться, работая в группе, выполнять правила работы в группе (Личностные УУД)
Уметь проговаривать вслух доказательство, выбранного способа действия, уметь сравнивать с эталоном (Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Работа в печатной тетради: задание 23.
– Какой оттенок смысла придает словам суффикс -ок-?
-Что интересного подметили? ( В словах произошло чередование согласных звуков в корне: волк – волчок; бок – бочок; паук – паучок).
Дети выполняют работу в группах со словами по алгоритму:
Повторить правила работы в группе.
Говори негромко.
Один говорит, другие слушают.
Мнение группы представляет один человек.
Проверка самостоятельной работы.
Каждый участник группы проговаривает вслух способ образования нового слова и сравнивает с эталоном (на доске).
Физминутка для глаз

VI этап.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение новых знаний при помощи тренировочных упражнений с проговариванием во внешней речи.
Формирование функциональной грамотности с определением УУД:
Уметь вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения с эталоном (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Уметь проговаривать во внешней речи последовательность действий (Регулятивные УУД)Распределите слова в два столбика: ~ в первый – ~ слова с суффиксом –ик-, ~ во второй ~ – слова с суффиксом –ок–.
Дворик, шажок, ключик, тикать, срок, прыжок, гномик, сапожок, лучик, крикнуть, локоток, кружок, урок.Будьте внимательны!
Работа в парах. Фронтальная проверка выполненной работы:
Проверьте себя!
Дворик, ~ ключик, ~ гномик, ~ лучик.
Шажок, ~ прыжок, ~ сапожок, ~ локоток, ~ кружок.
Вывод: мы выполняли одинаковые задания и получили одинаковые результаты, так как знаем, что делать и как делать.
VII этап.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новые знания.
Формирование функциональной грамотности с определением УУД:
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь находить основания и критерии для классификации объектов (Познавательные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
1. Самостоятельная работа по зеленой карточке, сверка по эталону оранжевая карточка
Задание: Найдите в тексте слова-названия предметов с суффиксами, покажи способ образования этих слов. Сравните с эталоном.
Настали теплые деньки.Синеют в поле васильки.Словно шустрые зверьки,Побежали ручейки.
Образец:
день день
день + к + = деньки
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: выявить границы применимости нового знания ; повторить содержание изученного знания.
Формирование функциональной грамотности с определением УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Базовый уровень.
Игра «Назовите одним словом».
Маленький зуб – … зубок
огромные глаза – … глазища
спортсмен, занимающийся лыжным спортом – … лыжник
маленькая морковь – … морковка
тонкий слой жира – … жирок
1.Запишите слова, определите способ образования этих слов:
Фронтальная проверка выполненной работы с опорой на эталон.
Каждый ученик доказывает свой ответ.
Суффиксов в русском языке огромное количество.
Обратите внимание! Суффикс может придавать значению слова ~ уменьшительно-ласкательный, ~ увеличительный, ~ пренебрежительный оттенок ~ или давать своё самостоятельное значение.
Повышенный уровень.
2. Интересно знать.
Сахар делают из сахарной свёклы. В жарких странах его получают из сахарного тростника. На Кубе большие площади заняты сахарным тростником.
Сахар хранят в сахарнице. ~ Образуйте от данных слов однокоренные слова с суффиксом ~ –ниц- по образцу:
хлеб – …~ ~ хлебница,
мыло – …~ ~ мыльница,
салат – …~ ~ салатница.
Запишите пары слов, ~ выделите суффиксы.
Вывод: применив новое знание, мы смогли выполнить работу правильно.
IX этап. Рефлексия учебной деятельности
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности
Формирование функциональной грамотности с определением УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД):
Понимаю что такое суффикс
Умею находить суффикс в слове
Знаю три значения которые может иметь суффикс
Умею образовывать слова при помощи суффикса
-Какова же цель нашего урока?
-Почему мы научились? (работали в группах, по правилу, самостоятельно, работали по эталону)
-Смогли бы мы справиться с заданиями, если бы не трудились? (Обращаемся к пословице) Значит вы какие ? (самостоятельные, целеустремленные, внимательные, дружные, трудолюбивые, ответственные)
Урок окончен. Благодарю за сотрудничество!