Развитие просодических компонентов речи детей на коррекционных логопедических занятиях.


Развитие просодических компонентов речи детей на коррекционных логопедических занятиях
Речь– явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие, необходимое условие формирования личности. Голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, его расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического  статуса и общего речевого развития детей. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.
Совокупность ритмико-интонационых свойств, обеспечивают интонационную выразительность речи,  играющих немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно  с  их  помощью говорящий передаёт не только информацию, но и своё эмоциональное состояние.
Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее просодикой. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает порой больше, чем слова.
Просодия (от греческого, prosodia – ударение, припев) понимается как членение речи и соединение расчленённых частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения.
Основной составляющей просодии является интонация. Она позволяет точно и выразительно передавать мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к собеседнику. Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи.
Тембр – это особая окраска голоса человека, присущая только ему и позволяющая узнавать его по телефону или тогда, когда мы не можем видеть его, но можем слышать. Тембр – это величина постоянная, как отпечатки пальцев человека.
Громкость (сила) голоса – сила подаваемого звука определяется интенсивностью напряжения голосовых складок и величиной давления воздуха в подсвязочном пространстве. Гибкое изменение громкости голоса – это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия.
Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.
Темп речи – это скорость протекания речи во времени или число звуковых единиц, произносимых в единицу времени.
Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Как считают исследователи, темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико – грамматическое структурирование, артикуляторно – дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.
Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи это происходит в момент так называемых «дыхательных пауз».
Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.
При отсутствии причин, неблагоприятно влияющих на развитие просодической стороны речи, ребенок в старшем дошкольном возрасте достаточно уверенно использует в своей речи различные средства её выразительности.
Но в то же время широкая распространенность просодических нарушений речи у детей, трудности преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания педагогов.
У детей обычно выявляются следующие недостатки просодической стороны речи:
недостаточная модуляция голоса по силе и высоте;
нарушения координации движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры;
трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;
нарушения мелодического компонента интонации (трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний);
нарушения темпо-ритмической организации высказывания.
Кроме того, для большинства детей с речевыми недостатками характерны нарушения дыхательной функции, обусловленные недостаточной иннервацией органов дыхательного аппарата, ухудшением проходимости носовой полости вследствие полипов, хронических ринитов и т.п. Для детей характерно ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта.
В практической работе часто наблюдается, как имеющиеся речевые нарушения отрицательно сказываются на становлении коммуникативной компетенции школьников, снижают эффективность речевого общения, эти дети отличаются неуверенностью в общении со сверстниками и взрослыми, с трудом овладевают навыками диалогической речи, составления пересказа, рассказа. Особую сложность представляет чтение стихов перед родителями и сверстниками.
Значительная распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения призывает нас по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи особое внимание.
Предлагаемая работа направлена на решение следующих задач.
Формирование физиологических механизмов овладения интонацией (нормализацию деятельности дыхательного и голосового аппарата, формирование координированной работы речевых мышц и т.д.),
Обеспечение использования детьми всего комплекса интонационных средств (мелодики, интенсивности, длительности, тембра ) для оформления высказываний в различных ситуациях общения в процессе коммуникации.
Что включает в себя работа над выразительностью речи:
развитие речевого слуха (восприятия изменение силы, высоты голоса, тембра и темпа речи);
развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма;
развитие фонационного (речевого) дыхания;
координация дыхания, голосообразования и артикуляции;
развитие мимики и выразительности движений;
развитие способности понимать и передавать различные эмоции;
развитие силы голоса, расширение высотного диапазона голоса;
развитие восприятия и воспроизведения ударения;
совершенствование темпо-ритмической организации высказываний;
формирование восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний.
Основные моменты, на которые следует обратить особое внимание при проведении занятий :1.Обучение навыкам произвольной регуляции мышечного тонуса и правильному дыханию. 2.  Развитие чувства ритма у детей.  3.  Совершенствование уровня общих движений. 4.  Формирование динамической организации. 5.  Развитие творческих способностей детей.  В своей работе я использую различные упражнения и игры , например:
Упражнения для формирования речевого дыхания
«Жук жужжит»И.п. – руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят: «ж-ж-ж», опуская руки вниз.
 
«Воздушный шарик»Предлагаем детям надуть шарик. Дети перед грудью руками держат воображаемый шарик. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «ф-ф-ф». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
 
Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.
На дворе трава, на траве дрова.
Грустно («Ох, сколько здесь работы!»);
Радостно («Ура, здесь можно интересно поиграть!»);
Равнодушно («Ну и что?»).
Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.
1 упражнение.Произнеси звук (Ж), с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).
2 упражнение.
Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у». изобрази эти звуки голосом.
Упражнения на развитие силы голоса.
1 упражнение «Гудок паровоза». 
Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.
2 упражнение «Аукание». 
Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау - ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.
Игра на развитие полетности голоса «Эхо». 
Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: «А!» другие тихо отзываются: «А-а-а!»
Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.
Произнесите следующие предложения в нужном темпе:
Как медленно вертится колесо!
Помогите, человек тонет!
Как долго тянется зима!
Скорей бежим домой!
Игры на совершенствование чувства ритма
Игра «Барабанщик»
Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:
Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!
Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!
Памм!   Памм!   Памм!
Игры и упражнения на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса.
Игра «День и ночь»
По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей рассказывает любое стихотворение. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего.
Игра «Узнай по голосу»
Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу подскоками. С остановкой музыки дети останавливаются , и один из них (по выбору педагога) должен громко сказать: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!»Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу.
Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз
1 упражнение   
Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ?
Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.
Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.
Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.
Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.
2 упражнение
Сколько ответов можно дать на вопрос: Мы летом поедем в деревню?
4 упражнение «Меня зовут»
Учить детей делать небольшие паузы перед именем. Например, «Меня зовут (мини-пауза) Оля. Маму зовут (мини-пауза) Мария Ивановна.
ВЫВОД:    Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом воспитания. Чем богаче и выразительнее речь ребёнка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи ребенка.
Формирование ритмико-интонационных возможностей является сложной педагогической проблемой, так как влияет на коммуникативную функцию, но преодолеть это недоразвитие удается в условиях соблюдения системы педагогической помощи, что благоприятно влияет на речевое общение.
Речь тесным образом связана с личностью ребенка, так как важнейшей функцией речи является коммуникативная. Ограничение общения, которое наблюдается при нарушении состояния просодических компонентов речи, меняет условия формирования личности, ее сознание, самосознание. С возрастом появляется неуверенность в своих силах, развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения. Все эти особенности развития личности детей приводят к нарушению социальной адаптации.
Таким образом, проблемы развития и коррекции просодической стороны речи детей актуальны как для теории, так и для практики современной педагогики.
 Литература:
Учебное пособие для студентов вузов. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.:АСТ:Астрель,2008. – 319с.
Методическое пособие: Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.Айрис-пресс,2006. – 64 с.
Учебное пособие для студентов педвузов. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. – М.Аст: Астрель,2009.-222 с
Александрова Л.Ю., Спирина Н.П. Гармонизация просодических возможностей детей как педагогическая проблема. - В. Новгород, 2006.
Брызгунова Е.А.  Об основах теории интонации// Проблемы фонетики. -М., 1993, т.1.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 2002.
Гвоздев А. Н. «Вопросы изучения детской речи». - М., 1961.
Глухов В. П. «Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР». - М., 1985.
Копачевская Л.А., Лаврова Е.Ф. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями// Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. - Воронеж, 2003.
Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. - СПб., 1997.
Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. - М., 1999.
Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М., 1999.
Рузина М. С. «Пальчиковый игротренинг». - СПб., 1997.
Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками, развиваем речь». СПб., 2000.