Технологии, способствующие укреплению здоровья учащихся с нарушением зрения, применяемые в учебно – воспитательном процессе на коррекционных (логопедических) занятиях

Технологии, способствующие укреплению здоровья учащихся с нарушением зрения, применяемые в учебно – воспитательном процессе на коррекционных (логопедических) занятиях.
учитель-логопед
Якименко Инесса Юрьевна

Для снятия напряжения, укрепления здоровья детей с нарушением зрения в своей работе я использую:
- логоминутки;
- физкультминутки;
- гимнастику для глаз;
- дыхательную гимнастику;
- логоритмику;
- упражнения на релаксацию;
- пальчиковые игры;
- самомассаж кистей и пальцев рук;
- динамические паузы;
- упражнения на развитие тактильной чувствительности.
Логоминутки.
Большое значение в моей работе имеют логоминутки. Логоминутки соответствуют теме урока. Например: тема занятия «Звук Х», «Предлог на», «Звук Л». Тут и ориентировка в пространстве, на плоскости и закрепление звукопроизношения, чёткости произношения.

Физкультминутки.
Применение физкультминуток способствует:
- снятию статического напряжения позвоночника;
- улучшению кровоснабжения головного мозга;
- совершенствования функции дыхания;
- расслабление верхних и нижних конечностей;
Комплексы подбираются в зависимости от темы занятия, его содержания. Провожу физкультминутки под стихотворный текст. Физкультминутки используются с целью эмоциональной разрядки, коррекции звукопроизношения.
Гимнастика для глаз.
Гимнастика для глаз позволяет:
- снять напряжение с глазных мышц;
- повысить работоспособность глаз;
- восстанавливать работоспособность головного мозга;
- концентрировать внимание.

Дыхательная гимнастика.
Для формирования правильной речи важное значение имеет развитие речевого дыхания.
Упражнения на дыхание:
- развивают продолжительный выдох;
- формируют сильную воздушную струю;
Например, упражнения: «Ветерок дует», «Забьём мяч в ворота» (с ватой) и др., упражнения для развития речевого дыхания и голоса: «Эхо», «Тихо – громко».
Логоритмика.
Главной задачей логопедической ритмики является содействие логопедической работе по коррекции речи младших школьников путём использования различного рода упражнений, предусматривающих сочетание музыки, движения, речи.

Логоритмика без музыкального сопровождения.
Стихотворный материал имеет во-первых разнообразную коррекционную направленность: для развития словаря (глагольного, именного) у детей с ОНР, для автоматизации звукопроизношения. Во- вторых определённый динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи.
«Рассказывание» с помощью рук неизменно вызывает у детей интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует координации движений. Такие упражнения способствуют регуляции мышечного тонуса, например, упражнения: «волны руками», «волны туловищем».

Упражнения на релаксацию.
Данный вид упражнений нужен для расслабления. Создают у детей спокойное настроение, расслабленное состояние мускулатуры, что необходимо для исправления речи.

Пальчиковы игры и упражнения:
Способствуют:
- развитию статической координации;
- развитию двигательной памяти;
- повышению работоспособности;
- снятию напряжения рук.
В работе использую пальчиковые игры и упражнения с предметами и без предметов.

Самомассаж пальцев рук.
Дети обучаются таким элементам самомассажа кистей и пальцев рук, как поглаживание, растирание, разминание.

Динамические паузы.
На занятиях дети показывают разные явления природы (ветер, дождь, снег, листопад) при помощи жестов, движений.
Цель данных упражнений:
- снятия напряжения;
- развитие слухового внимания;
- фонематического восприятия.
Например, упражнения: «Дождик», «Лес шумит», «Дует ветер», «Вьюга».

Упражнения на развитие тактильной чувствительности.
Развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый, холодный, тёплый и др.) и правильно называть их.
Этапы работы по развитию тактильной чувствительности:
- ощупывать предметы с различной поверхностью; учить правильно обследовать предметы (сжимать, гладить, постукивать и др.).
- определение предмета из нескольких предложенных с закрытыми глазами.
Упражнения: «Твёрдый – мягкий», «Волшебный мешочек», «Найди такой же предмет».

Таким образом, данные технологии способствуют укреплению здоровья детей с нарушением зрения, повышают работоспособность, предупреждают переутомление.








13PAGE 15


13PAGE 14415


13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15