Применение здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях


ГБОУ Школа №1948 «Лингвист – М» ЮЗАО г. Москва
Учитель – логопед Асеева Ирина Ивановна.
Тема: « Применение здоровьесберегающих технологий
на коррекционных логопедических занятиях».
    Здоровый образ жизни, к сожалению, не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
 Многочисленные исследования последних лет показывают, что 30—50% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе, число  здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нарушениями осанки — до 16,8%.
   В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика  оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного  телесно-духовного организма.
   Здоровьесберегающие технологии — предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.
Здоровьесберегающие технологи на коррекционно-логопедических
занятиях.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становление навыков поведения, основ личностной культуры.
При проведении логопедических занятий следует учитывать следующие принципы здоровьесберегающих технологий:
принцип «Не навреди!»;
принцип сознательности и активности;
принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
принцип систематичности и последовательности;
принцип доступности и индивидуализации;
принцип всестороннего и гармонического развития личности;
принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;
На логопедических занятиях наиболее приемлемы следующие средства методы и приемы здоровьесберегающих технологий:
средства двигательной направленности (физические упражнения, подвижные игры, физкультминутки, элементы гимнастических упражнений);
методы: игра, соревнование, метод индивидуальных заданий;
приёмы: компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, различные виды гимнастики, массаж).
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим направлением в работе учителя-логопеда. Логопедические занятия должны быть основаны на использовании здоровьесберегающих технологий, и это не только применение элементов двигательной активности. Каждый этап логопедического занятия строится с учётом здоровьесберегающих технологий.
На логопедических занятиях используются следующие виды гимнастики:
1. Артикуляционная гимнастика. Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика способствует:
чёткому произношению звуков речи, что увеличивает скорость чтения, а также его качество (правильность и выразительность) снятию эмоционального напряжения, созданию положительного настроя на урок (если проводится в его начале, как оргмомен формированию навыков самоконтроля. 2. Дыхательная гимнастика. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Выполнение дыхательной гимнастики способствует координации дыхания и артикуляции, что благотворно влияет на развитие речевых возможностей.
3. Пальчиковая гимнастика.
Способствует овладению навыками мелкой моторики;
Помогает развивать речь ребенка;
Повышает работоспособность коры головного мозга;
Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение; Снимает тревожность;
Пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Специфика работы учителя-логопеда в школе предполагает оказание помощи детям с различными нарушениями речи. У большинства из них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование именно активных методов и приёмов обучения, в основе которых уже заложено здоровьесбережение, является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.
Для активизации деятельности учащихся на логопедических занятиях можно использовать следующие методы и приёмы обучения:
1. Использование карточек - символов при выполнении заданий. Карточки используются при изучении учащимися гласных и согласных, твёрдых и мягких согласных, предлогов, слов – предметов и слов – действий и т.д. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видно каким цветом обозначить, например гласную букву, как подчёркнуть подлежащее в предложении.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.
с целью проверки знаний учащихся. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание быстрее и лучше других.
3. Использование музыкальных инструментов и шумовых предметов; восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
4. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности.
Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание, облегчают процесс чтения и письма, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.
5. Зрительная гимнастика используется:
для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепления мышц глаз, улучшения аккомодации (способности глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).
6. Использование картинного материала:
для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
7. Использование языковых игр: с буквами и словами; кроссворды и задания; ребусы; загадки; скороговорки; чайнворды; шарады. 8. Использование картинок – ассоциаций для запоминания словарных слов
9. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
10. Создание благоприятного психологического климата в ходе коррекционных логопедических занятий позволяет повысить их эффективность.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Работа учителя-логопеда должна помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка.
    Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшить эмоциональный настрой и повысить работоспособность младших школьников на логопедических занятиях, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
   Таким образом, учитель-логопед обеспечивает оптимальные пути коррекционно-логопедического воздействия, а безопасность педагогического процесса обеспечивают здоровьесберегающие технологии.