Урок русского языка на тему Имя существительное


Каирмусина Динара КаиркешевнаУчитель русского языка и литературы
Школа № 11 имени Ы. АлтынсаринаУрок русского языка в 5-м классе.
Тема: "Имя существительное - часть речи удивительная"
Цели:
образовательные:
обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое  значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
совершенствовать навыки морфологического разбора;
повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
развивающие:
развитие памяти и  мышления (уметь выделять общие  и единичные признаки, делать обобщающие выводы);
развитие умения аргументировать свои высказывания;
развитие умения грамотно выражать мысли в устной и письменной форме;
развитие умения работать в заданном темпе;
воспитывающие:
воспитание интереса к предмету (через систему специально подобранных заданий);
воспитание положительного отношения к знаниям;
воспитание патриотизма.
Тип урока: повторение и систематизация знаний.
Форма урока: на диалоговой основе с элементами игровой технологии.
Педагогические технологии: технология РКМЧП (кластер, рефлексия)
Оборудование к уроку: кроссворд «Спрятанное слово», фотографии с видами городка.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап.
1. Вступительное слово учителя. 
- Ребята! Сегодня необычный урок русского языка. К нам пришли гости. У нас праздник. Вы рады нашим гостям.
- Покажите свое настроение.
2. Психологический настрой.
Золотая рыбка
На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета.
Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы (прорисованы только глаза и рот).
Педагог. Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» (учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).
И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!
3. Беседа с классом
- С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое название. Что это за части? (Части речи)
- А кто правит этой страной? (Морфология)
- Почему ей дано такое право? (Морфология – раздел грамматики, изучающий слово как часть речи; образовано от греч.слов – «форма» и «учение».)
4. Объявление темы и целей урока. Стадия вызова. Составление кластера
- В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы и отправимся.  Запишите тему нашего урока: «Имя существительное – часть речи удивительная».
- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи). Давайте составим кластер:

5. Игра «Спрятанное слово». Стадия осмысления
- Для чего необходимы имена существительные? (Дают названия различным предметам).
Первое задание: узнайте слово-существительное  по его значению и объясните, к какой группе названий предметов его можно отнести. (При необходимости учащиеся объясняют орфограммы.)
1) Синий цвет, синеватая окраска (есть у неба, у воды, может быть под глазами)
синева (обозначает признак как предмет)
2) рыба, название которой в славянском языке переводится как «пугать», «страх» (и зубы у нее страшные и острые – есть даже на языке и небе)
щука (название живого существа)
3) синоним слова бескорыстие
щедрость (признак как предмет)
4) это слово имеет значение «соединение заметок, группа записей»
блокнот (название вещей)
5) в переводе с индоевропейского слово означает «жизненная сила рода»
человек (живое существо)
6) войсковое подразделение, состоящее первоначально из ста человек
сотня (название количества)
7) синоним слов «работа, занятие»
труд (действие как предмет)
8) часть суток от захода до восхода солнца
ночь (явление природы)

- Какие словари помогли мне подготовить данное задание? (Толковый, орфографический, словарь синонимов)
- Какое «спрятанное» слово получилось? (Сущность)
- Какое оно имеет отношение к существительному? (Сущность – это главное, объективное.Существительное называет все то, что существует в мире, что окружает человека, что он видит, слышит, чувствует).
6. Творческая работа: составление коллективного сочинения. Определение синтаксической роли существительных
- Существительные помогают найти нужные учреждения, магазины, выбрать книгу, правильно написать адрес. Какие это существительные? (Собственные)
- А какие еще есть существительные? (Нарицательные).
- А в чем между ними разница?
- Перед вами несколько фотографии с видами нашего города. Сделаем под ними подписи. Составляя предложения, не забывайте употреблять имена собственные. (Каждая группа работает со своими фотографиями.)
- Какие имена собственные употребили? Для чего?
- В нашем коллективном сочинении есть вступление, основная часть, но нет заключения. Давайте вместе придумает концовку. Существительные подчеркнем как члены предложения.

Атырау – это наш родной город. Мы гордимся теми людьми, которые прославили его. С любви к родным местам начинается любовь к Родине.
- Сделаем вывод: каким членом предложения может быть имя существительное?
7. Игра  «Четвертый лишний»
- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?
а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.
Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.
б) Умница, работяга, молодчина, зараза.
Общее: существительные общего рода.
Исключить: слово «зараза» характеризует   отрицательное  качество человека. (НО: 200 лет назад это слово имело значение «прелесть, очарование»). Какой словарь помог мне об этом узнать? (Этимологический)
в) Осло, кофе, кенгуру, пони.
Общее: неизменяемые существительные мужского рода. Исключить: кофе – современный  словарь допускает употребление слова кофе и как существительное  среднего рода.
г) Песни, ножницы, кони, бури.
Общее: все во множественном  числе.
Исключить: ножницы – употребляется  только во множественном  числе; кони – одушевленное существительное.
д) Грач..., печ..., ноч..., доч... .Общее: существительные с шипящей на конце.
Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом. (Учащиеся приводят примеры.)
-  С какой целью мы выполняли данное задание?
Оно помогло вспомнить морфологические признаки существительных.
8. Обобщим наши знания, выполнив морфологический разбор
- У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Речь, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор.  
- Разбор слова «Город»
Морфологический разбор существительного (паспорт)
Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.
1. Моя начальная форма: ____________________.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);
б) непостоянные: стою в форме ______________ (числа), ______________ (падежа).
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Сегодня я играю роль _____________________ .9. Подведение итогов урока. Объявление и комментирование отметок. Рефлексия
«Три М».
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
(учащиеся называют хорошие моменты и одно действие)
- У кого в гостях мы сегодня побывали?
- Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?
- Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Довольны ли своей работой?
- Спасибо за урок.