Доклад:Моделирование образовательной среды в начальной школе в соответствии с ФГОС, создание педагогически комфортной образовательной среды.

МОУ « Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»







Доклад

«Моделирование образовательной среды в начальной школе в соответствии с ФГОС, создание педагогически комфортной образовательной среды».



Учитель начальных классов:
Сиротенко Ольга Александровна





2016-2017 учебный год.
Важным механизмом успешности реализации требований ФГОС в начальной школе является создание педагогически комфортной образовательной среды.  Современное общество ставит перед нами очень сложные воспитательные задачи. И то, как мы с ними справимся, таковым и будет духовное здоровье нашей нации. Я хочу выразить такими словами сущность своей педагогической деятельности.
Мой девиз: Дела? Проблемы? Все пустое!
                   Душа ребенка – вот святое!
                   Цветок в душе еще так мал!
                   Успей полить, чтоб не завял!
 Общение с учителем  оставляет огромный след в душе человека на всю жизнь. И только от нас зависит, какой это будет след – светлый и добрый или пустой и ни о чем не говорящий! Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать или создавать новую. И то, и другое – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения. Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Данный подход в обучении позволяет мне использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является  использование  метода проектов  в  начальной школе. Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы. Доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая мною на уроке групповая работа. Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, предлагаю ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Из своего опыта работы я могу сказать, что реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди моих учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение. Использование данного метода в практике  позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания.  У  младших школьников   формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.   Важнейшим принципом, отвечающим идее создания благоприятной образовательной среды в моём классе, я считаю гуманистический, смысл которого заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых учащийся смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, решения жизненных, учебных и иных задач, найти различные пути самореализации и утверждения себя как успешной личности.
Я в своей работе использую следующий план урока, его этапы:
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
3. Постановка учебной задачи. Учитель не даёт тему урока в готовом виде, а организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей ситуации в форме эвристической беседы. Учитель создаёт проблемную ситуацию – ученики осознают противоречие в изучаемом предмете. ( Вопросы: что вас удивило? Что интересного заметили? Какие видите факты? С чем вы согласны, не согласны?)
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового задания). Учитель организует размышление над проблемой и её формулировкой – ученики формулируют проблему (в первом классе дети определяют тему урока). Организация поиска и проверки гипотезы (в первом классе через подводящий диалог) – ученики выдвигают гипотезы и
проверяют их.
5. Первичное закрепление в речи. Выражение нового знания научным языком.
6. Самостоятельная работа. Учитель организует применение и обобщение новых знаний – ученики анализируют, обобщают и применяют на практике полученные знания. Организация ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия деятельности (итог урока). На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке, фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
Положительная динамика развития УУД у учащихся отразилась в успешном участии в школьных олимпиадах по предметам. Участие и победа в районных конкурсах рисунков и поделок. Участие в международной олимпиаде «Апельсин», российских олимпиадах «Русский медвежонок», «конкурсе «Эрудит». Стабильно высокие результаты успеваемости учащихся.
Для развития метапредметных универсальных действий во внеучебной деятельности, я разработала систему работы с социумом.
1). Посещение музея.
2). Посещение детской библиотеки (читальный зал, участие в выставках и конкурсах)
3). В рамках курса «Основы православной культуры» посещение храма и участие в православных праздниках.
4). Посещение группой мальчиков спортивной школы и группой девочек танцевального кружка.
5). Организация экскурсий.
6). Совместная деятельность с коллективом родителей класса.
7). Проведение тематических праздников.
8). Подготовка классных часов по темам: «Есть такая профессия Родину защищать» - на День Защитника Отечества, «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» - на День матери.
9). Организация экскурсий и поездок по родному краю.
Своим опытом я делилась с учителями начальных классов на заседаниях методических объединений школы, района, на семинарах. Педагоги положительно оценили представленный опыт с точки зрения практической значимости. Были особо выделены следующие моменты: способы организации работы на уроке (наглядность, пособия, принципы построения урока, оригинальные дидактические игры, организация работы с текстом учебника, составление схем, таблиц). Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Образовательная среда должна, в соответствии с индивидуальными особенностями, способствовать раскрытию еще не проявившихся интересов и способностей личности обучающегося, развитию уже проявившихся способностей во всех сферах психики (физической, эмоциональной, познавательной, личностной, духовно-нравственной). Педагог, знающий о роли среды в воспитании, придает наиважнейшее значение усилению ее воспитывающего влияния. Погружение в образовательную среду призвано способствовать осознанию обучающимися своей неповторимости, оригинальности, непохожести на других, раскрытию и признанию различных групп способностей, саморазвитию, личностному становлению. Особенно важным является формирование субъектных качеств личности, её самоутверждение и стремление к самосовершенствованию.
Библиографический список:
1.     Вишнякова, А. В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Вишнякова Анжела Владимировна. – Оренбург, 2002. – 172 c.
 2.  Борытко, Н. М. Теория обучения: учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко. – Волгоград, 2008.
3.   Энциклопедия образовательных технологий : в 2-х т. / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  4. Педагогический терминологический словарь: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/
   5.  Черник, Б. П. Эффективное участие в образовательных выставках. / Б. П. Черник. -  Новосибирск, 2011. С. 130.