Система работы учителя по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды


Система работы учителя по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды
Одной из актуальных практических задач современной школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков. Эти задачи отражены в профессиональном стандарте, который  предъявляет требования к квалификации педагога и одновременно повышает его ответственность за результаты своей профессиональной педагогической деятельности.
 Я обладаю личностными качествами  и профессиональными компетенциями, которые необходимы педагогу для осуществления воспитательной и развивающей деятельности в области социальной безопасности:
- эффективно регулирую поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
- общаюсь с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;
- защищаю достоинство и интересы учащихся, помогаю детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях;
- сотрудничаю с другими педагогами и специалистами в решении задач духовно-нравственного развития ребенка;
- проектирую психологически безопасную и комфортную образовательную среду, провожу профилактику различных форм насилия в школе;
- владею психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с различными учащимися.
В своей работе руководствуюсь следующими принципами:
Безопасность учебно-производственного пространства. (Соблюдение санитарно-гигиенического режима, режима проветривания, санитарно-гигиенических условий воздушной среды, физических параметров и других показателей в учебных помещениях и среды обитания, нормативности пожарной безопасности, электробезопасности, безопасности технических систем и оборудования. Соответствие содержания программ возрастным психо-физиологическим возможностям и потребностями обучающихся).Принцип безопасного поведения. (Учащийся должен четко знать, когда, где и в каких безопасных экологически чистых зонах можно заниматься учебой, работой и отдыхом. Соблюдение личной и общественной безопасности, алгоритма безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, безопасности жизни).Принцип безопасности жизнедеятельности (Соблюдение режима дня, сна, питания, активный двигательный режим должны быть приоритетными мотивационными действиями обучающихся. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Социальная безопасность).          Реализацию этих принципов можно считать критериями безопасности. 
В основе моей системы работы по созданию условий безопасной образовательной среды лежит формирование такого человека, который осознает самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремиться жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетает в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готового к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества, уважающего историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляющего заботу о жизни, здоровье, безопасности людей.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.  Применение здоровье сберегающих образовательных технологий привело к    укреплению и оздоровлению социально-психологического климата на уроках русского языка  и литературы, оптимизации учебного процесса, повышению качества обучения учащихся, снижению количества пропусков уроков учащимися по болезни, потребности в здоровом образе жизни;  созданию методического банка, в который вошли  планы уроков и внеклассных мероприятий с использованием  здоровье сберегающих технологий, физкультминутки, упражнения для снятия напряжения, дыхательная гимнастика, аудиозаписи для релаксации, виды рефлексий.
Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.