Рабочая программа по литературе. 5 класс (Школа 2100)



Согласовано:
на заседании МО МАОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов
протокол №
« » сентября 2013 г


Утверждаю:
Директор МАОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов

________________Л.В.Юдина




Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов


Рабочая программа
по литературе
(основного общего образования (базовый уровень))


Бронских Любовь Владимировна,
Учитель русского языка и литературы
I кв. кат.


























г. Камышлов, 2013 г

Пояснительная записка
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение ГОСТ.
Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса «Чтение и литература» (1–11-й классы).
Программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.
Основой данной рабочей программы по литературе для 5 класса является Программа среднего (полного) общего образования по литературе для 5 класса общеобразовательной школы (авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева), что соответствует основной стратегии развития школы:
- ориентации нового содержания образования на развитие личности;
- реализации деятельностного подхода к обучению;
-обучению ключевым компетенциям (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) и привитие общих , умений, навыков, способов деятельности как существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся.
Ключевая компетенция
Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся на 3 ступени общего образования

Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская и информационная компетенции)
Владение языком культуры, способами познания мира, способность ориентироваться в пространстве культуры

Социально-трудовая компетенция
Овладение нормами, способами и средствами социального взаимодействия, методами ориентации на рынке труда. Сформированная потребность эффективно участвовать в трудовой деятельности

Коммуникативная компетенция
Готовность и способность понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с людьми. Сформированность индивидуального стиля общения; владение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации

Компетенция в сфере личностного определения
Наличие опыта самопознания, осмысления своего места в мире, умение самостоятельно осуществить выбор ценностных, целевых, смысловых установок своих действий. Умение видеть важность политического и экономического положения, в котором проходит обучение и работа

Целевой ориентир в уровне сформированности ключевых компетенций соответствует целям изучения литературы в основной школе, заложенным в Примерной программе среднего (полного) общего образования по литературе:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о литературе как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия литературы; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
углубление знаний о литературе как науке;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять художественные произведения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Цель литературного образования: воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Компетентность читателя предполагает:
- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
- готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
- овладение системой знаний, умений и навыков по предмету, развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
- освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
Цель литературного образования определяет его задачи:
- поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;
- обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;
- сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника;
- обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях;
- обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста;
- развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора;
- развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения);
- развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Задача развития речи в курсе литературы – обучение восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме. В разделе «Развитие речи» виды работ указаны по четырем линиям: 1) переложение авторского текста; 2) читательская интерпретация художественного текста (в устной и письменной форме); 3) устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему; 4) письменные творческие работы в разных жанрах.
В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:
– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
–определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
– воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
– воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики;
–давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия; – использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
– понимать связь изученного произведения со временем его написания (5–8-й кл.), соотносить его с литературными направлениями (8–11-й кл.), соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой (9–11-й кл.);
– выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
– выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров; – работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.
Структура и содержание программы по литературе.
Содержание программы определяется кругом интересов учащихся, общеэстетической ценностью художественного произведения, образовательными стандартами по литературе. Ориентация разделов программы для 5 класса на возрастные читательские интересы и возможности учащихся объясняет ее значительное обновление по сравнению с ныне действующими программами.
В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:
- соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;
- эмоциональная ценность произведения;
-опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.
Этапы литературного образования школьников:
5-6 классы – постепенный переход литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальн. и основной школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах.
Основные учебные цели: 1) формирование личностного отношения к прочитанному; 2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.
Как основа структурирования курса традиционно выделяются базовые теоретико-литературные понятия:
Класс
Базовые понятия
Структурообразующий принцип

5
жанр
тематический

6
роды и жанры
тематический

7
характер – герой
проблемно-тематический

8
литературный герой – образ – литературный процесс
проблемно-тематический

9
эпоха – писатель – произведение – читатель
хронологический


Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе составлено на основе:
Государственного стандарта общего основного образования по литературе (для 5–9 классов);
Примерной программы основного общего образования по литературе (для 5 – 9 классов);
Образовательной программы по курсу “Литература” (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина//Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ/под науч. Ред. А.А. Леонтьева). - М.: Баласс, 2004.
Учащиеся должны знать:
- Содержание произведений, предназначенных для обязательного изучения и (по выбору учащегося) содержание произведений, рекомендованных для самостоятельного чтения;
- Наизусть отрывки из прозаических и стихотворных произведений, указанных учителем и выбранных самостоятельно;
- Содержание основных теоретических понятий, изученных в 5 классе.
Учащиеся должны уметь:
- Характеризовать и оценивать главных героев изученных произведений на основании их поведения, поступков; объяснять значение деталей портретов, пейзажа и элементов сюжета для характеристики героев; сопоставлять и оценивать героев одного произведения в сходных ситуациях.
- Давать оценку изученным стихотворениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка.
- Практически определять принадлежность изученных произведений к литературному роду и жанру.
- Пересказывать эпическое произведение подробно, кратко, выборочно.
- Давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении (с выражением своего отношения к героям и событиям).
- Выразительно читать наизусть, самостоятельно определяя место логического ударения и паузы, передавая своё видение проблемы и отношение к прочитанному.
- Сопоставлять, используя личный опыт, впечатления от изученных произведений, иллюстраций к ним, а также впечатления от кино- и телеэкранизаций.
- Создавать письменные высказывания на заданную тему и заданного жанра.
- Работать самостоятельно с художественной, учебной и справочной литературой, выступать с сообщениями.
Виды контроля:
- подробный, выборочный, сжатый пересказ текста,
- отзыв о прочитанной книге, сочинение-размышление о книге, литературном герое;
- сочинение-рассказ о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев;
- сочинение-подражание, сочинение детективной истории, сочинение в форме эссе.
Требования к уровню подготовки пятиклассников.
В результате изучения литературы ученик должен:
- видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
- определять этическую, нравственно-философ., социально-историческую проблематику произведения;
- воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
- воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики;
- давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
- понимать связь изученного произведения со временем его написания;
- выразительно читать художественные произведения с листа и наизусть;
- грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
- работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Осознания литературы как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию;
Увлечения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоят. деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
Удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
Самообразования и активного участия в производств., культурн. и обществ. жизни государства.
Описание места учебного предмета
«Литература» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю составляет 12 ч. (5-й класс – 3; 6-й класс – 2; 7-й класс – 2; 8-й класс – 2; 9-й класс – 3 часа в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета «Литература»
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Литература» можно системно представить в виде схемы.










ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ








ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ





КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ


5–9-й классы
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных дей-ствий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.


Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

2. Содержание литературного предмета
5-й класс (105 ч.)

Введение (2 ч.)
Литература как искусство слова. Чтение и литература. Книга и читатель. Новый учебник и его герои.
Теория литературы. Литература как вид искусства.

Часть I. От чего захватывает дух

Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя.
Н.С. Гумилёв. Стихотворение из цикла «Капитаны» (1 ч.).
Раздел 1. Жизнь по законам чести (10 ч.).
Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и её героев бессмертными.
Для текстуального изучения.
Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна.
Для обзорного изучения.
А. Дюма «Три мушкетёра» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма.
Н.Г. Долинина «Честь и достоинство».
Теория литературы. Понятие о приключенческой литературе. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя. Эссе как жанр литературы.
Раздел 2. Шифры и клады (9 ч.).
«Законы» приключенческой литературы.
Для текстуального изучения.
Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе.
Для обзорного изучения.
Э. По «Золотой жук» (в сокращении).
А.Н. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести.
Теория литературы. Отличительные особенности произведений приключенческой литературы. Сюжет, композиция.
Раздел 3. Экстремальные ситуации (6 ч.).
Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы.
Для текстуального изучения.
Дж. Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении). Человек в единоборстве с судьбой.
Б.С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.
Теория литературы. Жанр рассказа.
Раздел 4. Как мы становимся взрослыми (10 ч.).
Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе.
Для текстуального изучения.
В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни.
М.Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении М.Ю. Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева.
Для обзорного изучения.
М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).
Теория литературы. Автор и его герои. Писатель, автор, рассказчик.
Раздел 5. Правда истории и вымысел (6 ч.).
Историческая правда и авторский вымысел в литературе.
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и её интерпретация в художественном произведении.
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании.
Для обзорного изучения.
В.А. Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе.
Теория литературы. Роль вымысла в мире художественной литературы. Легенда как фольклорный и литературный жанр. Вымысел и авторский замысел. Монолог и диалог.
Раздел 6. Романтика неизведанного (3 ч.).
Мечта о прекрасном и неведомом. Мечта и приключения в литературе.
Для текстуального изучения.
Стихи о прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилёв «Жираф», В. Маяковский «А вы могли бы?», М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».
Теория литературы. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи.
Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами

Фантастическая литература и ее читатель. «Законы» фантастической литературы.
Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас (2 ч.).
Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Научная фантастика.
Для обзорного изучения.
А. Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.
Теория литературы. Фантастика. Научная фантастика.
Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика (8 ч.).
Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фантастические миры в литературе. Особенности фантастической литературы. Нравственные проблемы в фантастической литературе. Роль фантастики в мире художественной литературы. Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Реальное и фантастическое в художественном произведении.
Для текстуального изучения.
А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность учёных перед человечеством.
Н.В. Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения.
Для обзорного изучения.
Р. Бредбери «И грянул гром» (в сокращении). Последствия поступков человека для будущего.
Теория литературы. Отличительные особенности фантастической литературы. Роль художественной детали в тексте.
Раздел 3. Сказка и фантастика (7 ч.).
Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором.
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.
Для обзорного изучения.
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Мир чудес в поэме. Отличие от волшебной сказки.
Теория литературы. Поэма как литературный жанр.
Часть III. В лабиринте событий (4 ч.)

Детективная литература и ее читатель. Жанровое многообразие детектива.«Законы» детективной литературы.
Для обзорного изучения.
Э. По «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как первый классический детективный рассказ.
А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе.
Теория литературы. Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе.

Часть IV. Я и другие (14 ч.)
Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы.
Для текстуального изучения.
В.Г. Короленко «В дурном обществе» (в сокращении). Уроки добра и справедливости в повести. Судьбы героев повести. Средства создания характеров героев.
М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка-быль. Роль пейзажа в художественном произведении.
Для обзорного изучения.
Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы).
Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы).
Выдуманная страна детства. Проблема становления характера в повестях.
В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества.
Стихи о детях: Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».
Теория литературы. Повесть и рассказ. Автобиографическое произведение. Средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка и пр.). Сказка и быль. Стихи и проза.

Часть V. Мы не можем без них или они без нас? (11 ч.)

Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе.
Герои – животные, их место в художественной литературе. Гуманистический пафос произведений о животных. Нрав-ственные уроки литературы о «братьях наших меньших».
Для текстуального изучения.
А.П. Чехов «Каштанка»
А.И. Куприн «Ю-ю» (в сокращении).
Для обзорного изучения.
Э. Сетон-Томпсон «Чинк».
Дж. Даррелл «Гончие Бафута» (отрывок).
К. Чапек «С точки зрения кошки».
Стихи о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса».
Теория литературы. Писатель-анималист. Язык художественного произведения. Читательская интерпретация художественного произведения. Стихотворная интонация, понятие о стихотворном размере.
Обобщение (1 ч.).
Мир твоих читательских интересов.
Развитие речи.
1) Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.
2) Отзыв о прочитанной книге. Сочинение-размышление о книге, литературном герое.
3) Сочинение-рассказ о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.
4) Сочинение-подражание, сочинение детективной истории, сочинение в форме эссе.
Чтение и изучение произведений – 94 ч.
Развитие речи – 8 ч.
Резерв – 3 ч.
Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание
Кол-во часов
В том числе на:
Выполнение практической части программы:
Провер. работы




уроки
РР
сочинения (аудитор./ дом)
наизусть


1.
Вводные уроки
2
2





2.
Часть I. От чего захватывает дух
53
46
7
2/3
1
1

3.
Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами
16
16

0/1
1
1

4.
Часть III. В лабиринте событий
5
5

0/1

1

5.
Часть IV. Я и другие
15
14
1
0/1
1
1

6.
Часть V. «Мы не можем без них или они без нас?»
12
11
1
1/0
1
1

7.
Резервные уроки
2
2





6.
Итого
105
96
9
3/6
4
5

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Литература».
Для реализации целей и задач обучения литературе по данной программе используется УМК по литературе Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»)
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литература». Учебники в 2-х частях для 5-го («Шаг за горизонт»), 6-го («Год после детства»), 7-го «Путь к станции “Я”»), 8-го («Дом без стен») классов.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Литература». Учебник для 9-го класса в 2-х частях («История твоей литературы»).
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Тетради по литературе» для 5, 6, 7-го классов.
Е.С. Барова и др. Методические рекомендации по литературе к учебникам 5, 6, 7, 8-го классов.
Русский язык и литература, 5-9 кл. (СD), ООО «Баласс», 2012

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках литературы, относятся DVD-плеер, компьютер, телевизор.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов (компьютер).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Тема урока
Универсальные учебные действия.
Предметные знания и умения
Используемые пед. технологии
Примечание (виды деят-ти на уроке; форма урока)

1
Наш новый предмет
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.




2

Новый учебник и его герои


Пробл. изложение, беседа
Беседа-размышление

3

Часть I. От чего захватывает дух
«От чего захватывает дух». Введение в книгу 1 (Н.С. Гумилёв.
Стихотворение из цикла «Капитаны»)

Предметные знания по части 1
Функции и особенности литературы.
Биографические
сведения о писателях.
3.Содержание прочитанных литературных произведений.
3. Изученные теоретико-литературные понятия:
Литература – искусство слова.
Понятие о приключенческой литературе. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя.
Сюжет, композиция.
Рассказ как жанр.
Автор и его герои. Герой и антигерой.
Характер. Темперамент.
Писатель, автор, рассказчик.
Вымысел и авторский замысел в литературе.
Рифма и ритм – признаки стихотворной речи .
Эссе как жанр литературы.
Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя
Роль вымысла в мире худ. литературы.
Легенда как фольклорный и лит. жанр.
Монолог и диалог
Факт истории и факт худ литературы
Изобразительно-выразит. средства языка.
Мечта и приключения в литературе.
Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни.
Составление цитатного плана «Путь Пети» и «путь Гаврика»
Выразительное чтение
Понятие лирического героя
Мотив
Реминисценция
Историческая правда и авторский вымысел в литературе.
Упорство и настойчивость, сила духа и честность.
Иронический образ
Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи.

Предметные умения по части 1
Осознавать разницу между литературой и фольклором.
2. Узнавать приключенческую литературу по ее признакам.
3. Определять роль портретной характеристики героя.
4. Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции
5. Относить произведение к жанру рассказа по его признакам.
6. Различать в произведении автора и рассказчика.
7. Называть отличительные признаки стихотворной речи (в том числе ритм, рифму).
8. Писать сочинение-эссе, сочинение-размышление о книге, литературном герое.
9. Развивать монологическую речь уч-ся
10. Развивать навыки восприятия звучащей речи, навыки конспектирования.
11. Уметь вести диалог по проблемным вопросам.





ИКТ
Эл учебн



4
Раздел 1. Жизнь по законам чести
АЛЕКСАНДР ДЮМА «ТРИ МУШКЕТЁРА». Герои бессмертной книги


Интегрированный урок


5
Законы чести в главе «Королевские мушкетёры и гвардейцы г-на кардинала»





6
Что такое дружба? (По главе «План кампании)


Урок комплексного комментирования с элементами дискуссии
Д/з Подг. к соз-данию приключенч. рассказа или эссе

7
РР Эссе Натальи Долининой «Честь и достоинство»





8
«Честь – это звучит гордо». Чтение и обсуждение домашних сочинений. Урок развития речи.





9
ЖЮЛЬ ВЕРН «ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА».Жюль Верн – удивительный писатель


Урок творчества


10
Мужественные и честные сердца


ИКТ


11
Знаменитый географ на борту «Дункана»



Д/з Сост. ассоц. ряд к заголовку

12
Роман-учебник, роман-открытие


Урок комплексного комментир.на основе пробл вопросов


13
Как был найден капитан Грант


Урок творчества


14
Дружба, мужество, взаимовыручка. Развитие речи. Подготовка к сочинению





15
РР Сочинение по разделу «Жизнь по законам чести»





16

Раздел 2. Шифры и клады
«Что такое шифр и что такое клад?» Э. По «Золотой жук»


Урок коммент. чтения на основе опорных вопросов


17

К.Г. Паустовский «Эдгар По». Понятие о литерат. портрете.





18

Тайна золотого жука (по рассказу Э. По «Золотой жук»)





19
Р.Л. СТИВЕНСОН «ОСТРОВ СОКРОВИЩ»
Р.Л. Стивенсон и неизведанные Острова


Урок коммент чтения на основе опорных вопросов с использования ИКТ


20

Полный опасностей путь





21

Цена честного слова





22

«Вьётся по ветру «Весёлый Роджер», Люди Флинта песенку поют»





23-24
А.Н. РЫБАКОВ «КОРТИК» Тайны повести.





25

РР Сочинение по разделу «Шифры и клады»


Урок творчества


26

Раздел 3. Экстремальные ситуации
ДЖЕК ЛОНДОН «ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ» Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона



Урок коммент чтения на основе опорных вопросов с использов. ИКТ
Д/з Составить ассоциативный ряд к заголовку

27-28
Что такое любовь к жизни?





29-30

Б.С. ЖИТКОВ «МЕХАНИК САЛЕРНО» Оставаться человеком при любых обстоятельствах





31

РР «Если друг оказался вдруг» Сочинение по разделу «Экстремальные ситуации»





32

Раздел 4. Как мы становимся взрослыми
МАРК ТВЕН «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГЕКЛЬБЕРРИ ФИННА»
Марк Твен и его маленькие герои





33
Приключения – игра


Урок творчества


34
Приключения – игра и жизнь


Урок коммент. чтения на основе опорных вопросов


35
Приключения – жизнь





36
В.П. КАТАЕВ «БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ»
Море Пети и море Гаврика





37
Большие события и маленькие дети





38–39
Дети становятся взрослыми





40
Валентин Катаев: жизнь и творчество. Автор и герой художественного произведения





41
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Смысл заглавия повести В.П. Катаева


Урок – конкурс на лучшего чтеца


42
Итоговый урок по разделу «Как мы становимся взрослыми»





43-44
Раздел 5. Правда истории и вымысел
В.А. КАВЕРИН «ДВА КАПИТАНА». Капитан Татаринов входит в жизнь Сани Григорева





45
«Я найду экспедицию»


Урок творчества


46
Лётчик Григорьев и штурман Климов



Беседа

47
Капитан Григорьев на войне


Урок с элем игры


48
Как была найдена экспедиция


Урок по технологии «медленного чтения»


49
А.С. ПУШКИН «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»





50-51
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО» «Ведь были ж схватки боевые»





52
«Над вымыслом слезами обольюсь» Развитие речи. Сочинение по разделу «Правда истории и вымысел»


Работа в пробл группах по информац листам


53-54
Раздел 6. Романтика неизведанного
Стихи о прекрасном и неведомом (Н. ГУМИЛЁВ, В. МАЯКОВСКИЙ, М. СВЕТЛОВ, Д. САМОЙЛОВ, В. БЕРЕСТОВ)


Урок-семинар
Работа в паре


55
Что мы узнали о приключенческой литературе (обобщающий урок). Проверочная работа № 1


Урок-семинар


56
Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами
Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас
А. КОНАН ДОЙЛ «ЗАТЕРЯННЫЙ МИР». Наследие Артура Конан Дойла (жизнь и творчество писателя)

Предметные знания по части 2:
1. Биографические сведения о писателях.
2. Содержание прочитанных литературных произведений.
3. Изученные теоретико-литер. понятия:
А) Понятие о фантаст. литературе, её «законы». Фантастика. Научная фантастика.
Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фант. миры в литературе.
Роль фантастики в мире худ. литературы.
«Ненаучная» фантастика Н.В. Гоголя
Реальное и фант. в худ. произведении.
Нравствен. проблемы в фант. литературе.
Отличительные особ-ти фант. литературы.
Б) Роль художественной детали в тексте.
Реалистическая фантастика как способ художественного изображения. Развитие характера. Сказочное и фантастическое в художественном произведении.
В) Связь литературы с фольклором. Поэма как литературный жанр.
Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке. Литературная сказка.
Теория литературы. Поэма как лит. жанр.
Предметные умения по части 2:
1. Узнавать фант. литер. по её признакам.
2. Видеть в тексте произведения художественную деталь, понимать её роль.
3. Отличать сказку от произведения фантастической литературы.
4. Узнавать поэму по её жанр. признакам.
5. Писать соч.- размышление о прочит.
6. Работать с учебной литературой.
7. Составлять тезисный план (сложн)

Предметные знания по части 3:
Жанровое многообразие детектива.
«Законы» детективной литературы.
Особ-ти сюжета и композиции в детективе.
Средства создания характера.
Проблемный урок с использов. блока вопросов от репро-дукт. до проблемно-исслед.


57
Наука и полёт фантазии (анализ главы XII из романа «Затерянный мир»)





58
Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика
А.Р. БЕЛЯЕВ «ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ». Фантастический мир Александра Беляева


Проблемный анализ учебного текста; составление тезисного плана


59
Мари Лоран и голова профессора Доуэля


Урок в жанре рассказа с использованием ИКТ
Д/з Написать фантастический рассказ

60
Профессор Доуэль и профессор Керн


Урок выборочного коммент. на основе пробл. вопросов


61
РЭЙ БРЭДБЕРИ «И ГРЯНУЛ ГРОМ» Гордость научной фантастики (жизнь и творчество Р. Брэдбери)





62
Каждый из нас в ответе перед будущим (по рассказу «И грянул гром»)





63
Н.В. Гоголь и «ненаучная» фантастика


Урок выборочного коммент. на основе пробл. вопросов


64-65
Странное, причудливое, фантастическое в повести «Портрет»





66-67
Раздел 3. Сказка и фантастика
А.С. ПУШКИН «Сказка о мёртвой царевне», «Руслан и Людмила». Жизнь и фантастика в «Сказке о мёртвой царевне».





68
А.С. Пушкин и его первая поэма


Урок-семинар
Д/з Напис. продолж. рассказа

69-70
«Там чудеса...». Сказочное в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»).


Выразит чтение
Анализ интерпрет.
Выр.чт.наиз

71
Итоговый урок по разделу «Что можно увидеть с закрытыми глазами»



Работа над ст учебника

72
Часть III. В лабиринте событий
Что такое детектив?



Д/з Сост. словарик культуроведч. лексики

73
Истоки детективной литературы. Рассказ Э. По «Убийство на улице Морг» – первое произведение детективного жанра


Урок-игра


74-75
Знаменитый сыщик, мистер Шерлок Холмс (А. Конан Дойл «Горбун»)





76
«Детективная история». Сочинение по итогам части III «В лабиринте событий»


Урок выборочного комментирования на основе пробл вопросов
Д\з Сочинение
детективной истории

77-78
Часть IV. Я и другие
В.Г. КОРОЛЕНКО «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ». Драмы взрослых и драмы детей

Предметные знания по части 4:
1. Биографические
сведения о писателях.
2. Содержание прочитанных литературных произведений.
3. Изученные теоретико-литературные понятия:
А) Отличие повести от рассказа.
Б) Автобиографическое произведение.
В) Средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка и др.)
Сказка и быль.
Нравственные уроки литературы.
Уроки добра и справедливости в повести.
Смысл названия и осн. идеи повести. Нравственные уроки литературы
Жанр сказки-были
Роль пейзажа в худож. произведении.
Повесть и рассказ. Автобиографическое произведение.
Республика Шкид и её проблемы
Многообразие характеров
Юмор
Взрослые проблемы детей
Предметные умения по части 4:
1. Различать повесть и рассказ по их признакам.
2. Видеть в тексте средства создания ха-
рактера героя (портрет, речь, авторская оценка и др.).
3. Писать сочинение – сравнительную характеристику двух героев.



79-80
Уроки добра и справедливости


Урок творчества


81
Смысл названия и основные идеи повести


Урок в жанре рассказа с использованием ИКТ
Д/з Составить ассоциативный ряд к заголовку

82
М.М. ПРИШВИН «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч



Д/з Сост. словарь устар. слов

83
Тропа Насти


ИКТ


84
Тропа Митраши





85
«Великий храм природы». Смысл названия повести



Д/з: созд. книжки-малышки (иллюстр., обл)

86
Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания». Один из лучших детских писателей (жизнь и творчество Льва Кассиля)


Пробл. урок с испо-льзов. блока вопро-сов от репро-дукт. до пробл.-исслед.


87
Чего не выдумаешь в детстве! (главы из повести Л.А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»)


Урок-портрет (интегрир)


88
Г. БЕЛЫХ, Л. ПАНТЕЛЕЕВ «РЕСПУБЛИКА ШКИД»
Республика Шкид и её проблемы (глава из повести Г. Белых и Л.Пантелеева «Республика Шкид»)


Урок-исследов


89
Рассказы о детях. В. РАСПУТИН «Мама куда-то ушла»


Урок комм. чтения «вслед за автором»


90
Стихи о детях (Д. Самойлов, В. Берестов, Н. Заболоцкий)





91
Страна по имени «Детство» (сочинение по части IV учебника «Я и другие»)





92-93
Часть V. «Мы не можем без них или они без нас?..»
А.П. ЧЕХОВ «КАШТАНКА»«Собачий мир» в рассказе А.П. Чехова «Каштанка»

Предметные знания по части 5:
Биографические сведения о писателях.
Содержание прочитанных литературных
произведений.
Изученные теоретико-литературные понятия:
Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе.
Писатель-анималист.
Гуманистический пафос произведения.
«С точки зрения кошки»
Смешное и трагическое (первонач. понятие)
Способы создания образов животных.
Язык художественного произведения.
Понятие о стихотворных размерах.
Интонация, ритм, размер
Предметные умения по части 5:
1. Определять стихотворный размер.
2. Писать сочинение-размышление о книге, литературном герое.
3. Развитие навыков устной и письм речи.
4. Умение понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою
5. Умение вступать в речевое общение, используя различные источники информации.
6. Развитие навыков устной и письменной речи, умения дискутировать



94-95
«Всем кошкам кошка» в рассказе А.И. Куприна «Ю-ю» и в рассказе К. Чапека «С точки зрения кошки»


ИКТ
Д/з Составить ассоциативный ряд к заголовку

96
ДЖЕРАЛЬД ДАРРЕЛЛ «ГОНЧИЕ БАФУТА»Жизнь – животным (рассказ о жизни и творчестве Джеральда Дарелла)


Проблемный урок с использов. ИКТ


97
Смешное и трогательное (беседа по фрагменту из книги Дж. Даррелла «Гончие Бафута»)



Д/з Написать продолжение рассказа

98
Э. СЕТОН-ТОМПСОН «ЧИНК»Неповторимый мир (рассказ о жизни и творчестве Э. Сетон-Томпсона)


Урок в жанре рассказа с использ. ИКТ


99
Друг, который никогда не предаст (беседа по рассказу Э. Сетон-Томпсона «Чинк»)


Урок коммент чтения с использов. ИКТ


100-101
Мир животных в стихах (стихи Б. Заходера, С. Есенина,В. Инбер, Н. Глазкова, И. Бунина,В. Маяковского, Н. Заболоцкого


Урок-конкурс на лучшего чтеца


102
«Четвероногий друг». Сочинение по части V учебника «Мы не можем без них или они без нас?»





103
Что же там, за горизонтом?
(Урок-обобщение по всему учебнику). Проверочная работа № 2


Урок-конференц с использованием ИКТ


104-105
Резервные уроки






ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Личностные
результаты

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

4-я линия развития: создание собственной интерпретации прочитанного
5-я линия развития: восприятие и характеристика текста как произведения искусства

1-я линия развития: чтение и навыки работы с информацией
6-я линия развития: сведения по теории и истории литературы

2-я линия развития: приёмы понимания и анализа художественного текста
3-я линия развития: продуктивные умения различных видов устной и письменной речи

(Технология продуктивного чтения
( Групповая работа


(Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

(Проектные задания на предметном материале
( Жизненные (компетентностные) задачи



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 515