ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ.


Технология развития коммуникативнойРЕЧИ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ.
Развитие диалогической речи детей с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях. Дети с нарушенной слуховой функцией с большим трудом овладевают значением слова, что, безусловно, влияет на уровень их развития. Как помочь таким детям услышать все многообразие окружающей среды, познать свое «я», научить думать, правильно выражать свои мысли, чувствовать, сопереживать? Самой важной, конечной целью обучения и воспитания таких детей является достижение умения ребенка свободно общаться с другими людьми, утвердиться в обществе слышащих, войти во взрослый мир полноценной личностью.
Важно не заставить ребенка произносить заученные фразы, значение которых он, возможно, и понимает, но не может глубоко прочувствовать, а создать такую обстановку, которая помогла бы ему широко, многогранно и эмоционально понимать окружающий мир в звучащей речи, и у ребенка возникло бы внутреннее желание к постоянной собственной речевой активности.
Развивается речь - развивается мышление, открываются возможности совершенствования, и тем самым разрывается кольцо социальной изоляции глухих.
Основной формой речевого общения является диалогическая речь, овладение которой осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложений, овладением словоизменением и словообразованием.
Связная речь - наиболее сложная форма речевой деятельности. Связная речь формируется на основе диалогической речи. Диалогическая речь предшествует монологической и подготавливает её появление. Говоря о результатах речевого и общего развития детей начиная с первого класса и до окончания начальной школы, можно сделать выводы, что дети становятся более раскрепощёнными, общаются со своими сверстниками, используя диалогическую речь, их общение становится активным, эмоциональным. Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием. Приёмами развития диалогической речи являются беседа и театрализация (имитация). В диалоге глухие испытывают затруднения в понимании смысла реплик, высказанных собеседником в форме краткого сообщения или встречного вопроса. В диалогах отмечается бедность лексики, неточное и неправильное употребление слов, нарушения в построении предложений, преобладание одних и тех же заученных вопросов и ответов и употребление полных предложений.
В работе над диалогической речью рекомендуется: постоянное обогащение речи глухих детей разговорно- обиходной лексикой и её варьирование, показ разнообразных синтаксических конструкций, словосочетаний
Использование приёмов театрализации в младших классах способствует развитию эмоциональности речи, её интонационной выразительности, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность неслышащего ребёнка в целом. К ежегодной слухоречевой конференции дети выступают в какой либо постановке или сказке. Эта работа для них очень увлекательна.
Обучение глухих детей связной речи основывается на компенсаторном использовании тактильно- вибрационной чувствительности, кинестетических ощущений и зрительного восприятия (по подражанию).
Обучение слабослышащих детей связной речи идёт путём сообщения ему новых слов, грамматических закономерностей со специальным объяснением значений различных элементов речи, с уточнением звукового состава слова с помощью письма, с исправлением произношения искажённых слов, со специальной работой над слуховым восприятием. А также растёт возможность самостоятельного развития слухового восприятия и самостоятельного накопления с помощью слуха речевых навыков и знаний.
Обучение диалогу составляет одну из центральных задач развития речи.
I .Овладение лексикой и умениями выражать свои мысли.
2.Разггтие умения вести диалог способствует самостоятельному использованию слов и синтаксических конструкций.
З.В ходе обучения диалогической форме общения создаются предпосылки для овладения рассказыванием, описанием, т.е. монологической речью. Этому способствует связность диалога: последовательность per лиг. обусловленных темой разговора, логико-смысловая связь высказываний между собой.
Важным средством выражения смысловых отношений является интонация
Широкое использование вопросительных, восклицательных и побудительных предложений.
В работе над диалогом следует обращать внимание на использование неполных предложений, слов -предложений: «да», «нет», относительно свободный порядок слов, частые повторы.
Обучая диалогу, важно постоянно стимулировать самостоятельную речь самих учащихся. Вовлекая детей в беседу, задаю им вопросы, поправляю ответы, предлагаю задуматься над тем, как можно сказать по-другому. Во время беседы важно следить за связностью и логичностью выражения мыслей, если нужно подсказываю детям нужные слова и речевые обороты. Я заранее планирую, речевые умения для обработки, продумываю систему вопросов, характер ответов, новую терминологию, типы фраз, варианты встречных вопросов.
Используемые тренировочные упражнения:
Построение диалога по аналогии с образцом.
Подбор парных реплик из числа предложенных.
Вставка в диалог пропущенной реплики из числа предложенных.
Придумывание пропущенной реплики.
Продолжение диалога но его началу.
Составление диалога по заданной ситуации.
Использование диалогов по воображаемой ситуации, инсценировки.
Несложные попевки с текстом диалогической структуры.Стихи в диалогической форме.
При подготовке инсценировок обращается внимание детей на зависимость общего успеха от усилий и зависимости каждого .Я обращаю внимание на слитное произношение слов и фраз с выделением словесного и логического ударения. Также на этом речевом материале отрабатываю звуки и слоги.
Наука и практика доказывают, что глухой ребёнок обладает всеми потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью. Формирование речевых навыков и умений в деятельности - наиболее надёжный, психологически мотивированный стимулятор к воспитанию потребности в словесном общении.