Статья на тему Оригами как средство развития творческих способностей младших школьников

Оригами как средство развития творческих способностей младших школьников
С I по II века н.э, впервые заниматься оригами начали в Китае. В качестве занимательной деятельности, которая способствовала развитию пространственного и логического мышления, в XVIII веке оригами использовали в начальных школах Европы и Азии.
История оригами в России развивается в течение столетий. К.С.Станиславский и Л.Н.Толстой не только складывали фигурки из бумаги, но и учили этому людей, интересовавшихся данной техникой конструирования. [28;132].
Развитие оригами, в современном мире, как учебного предмета начинается в конце XX века, когда открываются первые объединения людей, увлекающихся складыванием из бумаги. Начинают выпускать схемы по оригами, чаще отдельно от иных головоломок. Выходят книги, брошюры, к ним относятся первое издание «Уроков оригами в школе и дома» под редакцией С.Ю. и Е.Ю.Афонькиных и журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги» с приложениями.
Младшие школьники с интересом изучают складывание фигурок по схемам, с удовольствием играют с получившимися изделиями, зарисовывают модели новых фигур. Детям постарше оригами помогает овладевать рядом геометрических понятий и решению конструкторских задач.
Как и в любой другой игре, здесь главное не конечный результат, а сам процесс. В оригами есть то, что побуждает ребенка развивать творческие способности и делает это занятие интересным. Дети испытывают ощущение радости, удовлетворения от поделки, выполненной своими руками и бережно хранят такие игрушки. [1;93].Побуждением к творению в работе с оригами служит стремление детей создавать фигуры из бумаги, а ход преображения листа бумаги в поделку помогает созданию проблемной ситуации, при разгадке которой ученикам следует включить мыслительные процессы: самим понять и выразить ее сущность, открыть средства разрешения, оценить достижения.
Занятие оригами развивает память и мышление, так как ученик, чтобы создать поделку, должен запомнить очерёдность ее изготовления, способы и приёмы складывания; способствует концентрации внимания, так как вынуждает сосредоточиться на процессе изготовления, для получения желаемого результата; творческое воображение, художественный вкус и самое важное – творческие способности. Главным же аспектом формирования творческих способностей младших школьников является развитие воображения. Воображение - это способность создавать идеи на почве впечатлений, представлений, знаний. Воображение является основой любой творческой деятельности. Оно помогает людям освободиться от инерции мышления, тем самым, обеспечивая, в итоге, образование нового. В этом смысле, все, что вокруг нас и что создано человеком, вся культура, в отличие от природы - является результатом творческого воображения. Но уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский утверждал, что воображение школьников развивается не сразу, по мере приобретения детьми определенных умений и навыков. Л. С. Выготский доказал, что воображение, опирается на представления и впечатления, которые человек приобретает в реальной жизни.
Творческая деятельность успешно раскрывает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели. Оригами является одним из средств выявления творческого потенциала школьников.
Включение складывания бумаги в процесс обучения на уроках технологии приносит не только радость школьникам, но и увеличивает результативность обучения. В ходе складывания ребенок учится внимательно слушать устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук.
На занятиях используются задания на развитие творческих способностей. Например, детям предлагаются: схемы с пропущенными условными знаками или умышленно внесенными ошибками, задачи на комбинирование приемов.
, Формирование творческих способностей в процессе обучения – важная сторона развития личности школьников. Творческая активность ребенка – это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями.
Технология создания оригами - наиболее действенное средство развития творческих навыков детей и взрослых. Оригами, как средство воспитания и развития может применяться в процессе обучения в начальной школе в игровой форме, в качестве наглядного пособия, сочетать в себе технологию конструирования, формировать устойчивый интерес младших школьников к учебной, познавательной, а так же созидательной деятельности. Воспитание творческих навыков обучающихся принесёт свои плоды, в том случае, если будет представлять собой целенаправленный процесс, направленный на решение ряда педагогических задач, направленных на достижение конечной цели,.







1. Акчурина-Муфтиева Н.М. Развитие детского творческого конструирования из бумаги. – Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2003 – 188 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., Просвещение, 1991-206 с.
3. Выготский Л.С. Сборник сочинений. Т.2.-М., 1982 – 285 с.
4. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ.-Пенза: Уникон – ТРИЗ, 2001 – 264 с.
5. Кишмакова Р.З. Уроки труда по оригами //Педагогическое творчество – 2005 - №2, с.6-10.
6. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998 – 192 с.
7. Кузьмина Н.А. Формирование опыта творческой деятельности на уроках труда //Начальная школа – 2004 - №4, с.4-13.
8. Пароманова Л.А. Детское творческое конструирование. – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999 – 240с.
9. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества младших школьников // Вопросы психологии. 1990 - №1, с.16-19
10. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М., 1976 – 430с.
11. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика – Пресс, 1999 – 475с.
12. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвей, 1998 – 437с.
13. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.: СПбУПМ, 1997 – 203с.
14. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. – М.: ВЛАДОС, 2000 – 248с.
15