Исследовательская работа на тему: Формы организации уроков технологии в технике оригами как средство развития творческих способностей младших школьников


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
«ЭЛИСТИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Х.Б.КАНУКОВА»
Допущена к защите
Зам. директора по УМПР
____________/ ________________
(подпись) (Ф.И.О)
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Формы организации уроков технологии в технике оригами как средство развития творческих способностей младших школьников
студентки IV курса группы
очной формы обучения
специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Эдлеевой Марии Михайловны
Руководитель дипломной работы:
преподаватель технологии
Шараева О.Н
Рецензент: преподаватель
естественнонаучных дисциплин
Бербенцева М.Б.
Оценка _____________________
(прописью)
_______________________________
(подпись руководителя)
Элиста 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Понятие и компоненты творческих способностей …………………........ 6
1.2. Особенности развития творческих способностей у младших школьников……………………………………………………………………... 10
1.3. Формы, методы и средства развития творческих способностей на уроках технологии……………………………………………………………… 14
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I ……………………………….……………………........ 20
ГЛАВА II. ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1. Оригами как средство развития творческих способностей……………… 21
2.2. Формы организации уроков технологии посредством техники
оригами………………………………………………………………………..... 29
2.3. Методические рекомендации при работе в технике оригами ………..... 34
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II………………………………………….……….…...... 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………….………………………. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …….…………………... 42
ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед школой одну из приоритетных задач - формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески. В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.
Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности. Решение проблемы развития творческих способностей младших школьников в учебном процессе как ведущего фактора гуманизации образования требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) с целью их индивидуализации. Стратегическим направлением активизации обучения должно стать не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, поиск педагогических средств, направленных на включение учащихся в процесс обучения на уровне творческой активности.
Актуальность исследования проблемы творческого развития личности в учебно-воспитательной деятельности обусловлена качественными изменениями потребности общества в подготовке творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Вопрос о путях, возможностях, средствах развития творческих способностей учащихся младших классов до сих пор остается предметом острых дискуссий в психолого-педагогической науке.
Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел. Игровая технология, бумажный конструктор, способствует формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивает преемственность между учебой и игрой.
В России оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике и дополнительном образовании. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.
Цель исследования: выявить возможности развития творческих способностей, используя технику оригами.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: формы организации уроков оригами как средство развития творческих способностей младших школьников.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей младших школьников.
Выявить влияние оригами на развитие творческих способностей младших школьников.
Раскрыть формы организации уроков трудового обучения посредством техники оригами.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- наблюдение;
- изучение и анализ результатов работы учащихся.
Теоретическая значимость исследования выражается в том, что выявлены основы развития творческих способностей и разработаны формы уроков технологии в процессе работы в технике оригами, наиболее эффективные для развития творческих способностей младших школьников.
Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что предложенные рекомендации по организации уроков технологии посредством техники оригами могут быть использованы в практике педагогов, студентов педагогических колледжей, родителей.
База исследования:
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие и компоненты творческих способностей
Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. У психологов и дидактов складываются разные точки зрения, как о природе способностей, так и о самом понятии “творчество” применительно к развитию ученика.
В понятии “способность” всегда заключаются три признака при употреблении его в практически разумном контексте. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие “способность” не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [6, С. 205].
Отмечается, что “способности – сложное, синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются”. [6, С. 207] Видно, что признается возможность развития способностей в деятельности. “От природы способностей нет и не может быть, ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести каким-то образом в деятельности”, - пишет В. С. Юркевич, понимая под способностями способы выполнения деятельности. В.Д. Шадриков понимает под способностями свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Общие задатки – это общие свойства нервной системы, специфика организации головного мозга (взаимодействие и организация полушарий), проявляющиеся в продуктивности психической деятельности.
Другой подход, связанный с рассмотрением способностей в первую очередь как родовых качеств человека, основан на теории Л. С. Выготского. Согласно мысли Л.С. Выготского, “во всяком исторически возникшем приобретении человеческой культуры отложились, материализовались исторически складывавшиеся в ходе этого процесса человеческие способности” [4, С. 153]. Л.С. Выготский задает три характеристики способностей. Во-первых, это понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью. Во-вторых, развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого. И третье – развитие способностей характеризуется через освоение ребенком достижений культуры. Л. С. Выготский также вводит понятие о задатках, как характеристики натуральных форм психики, показывая, что развитие способностей представляет собой сложнейший процесс переструктурирования целого, когда ни врожденные структуры, ни задаваемые ребенку не работают как отдельные механизмы, а подчиняются общей логике развития высших форм психики.
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Теплов Б.М. считал, что творческие способности – это качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого зависит возможность успеха в деятельности. Под творческими способностями Немов Р.С. подразумевает такие способности, которые определяют “создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности”. [18, С.257]
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием “творчество”, “творческая деятельность”. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности [15, С. 101].
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности, в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности [8, С.95].
Таким образом, определение творческих способностей, данное Выготским Л.С., выглядит следующим образом: творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [5, С. 64].
Творческие способности представляют собой синтез многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Основные компоненты творческих способностей, выделенные Ж. Годфруа на основе анализа психологических трудов А.Н. Леонтьева, А.Н.Лука и других, выглядят следующим образом:
формулирование проблемы, нахождение нужной информации, перенос ее и применение в условиях задачи;
генерирование идеи и выдвижение гипотезы;
выражение оценочных суждений;
обобщение и свертывание мыслительных операций;
трансформирование заданий;
осуществление широкого переноса знаний и умений.[6, С. 185]
В основе выделения данных компонентов творческого развития лежит нестандартное решение поставленной задачи, которое зависит от особенностей мышление, памяти, воображения и т.д. В связи с этим возник вопрос о показателях творческих способностей. Многие ученые, такие как А.Н.Лук, В.Т.Кудрявцев, В.Синельников, Гилфорд, Торренс, занимались решение данной проблемы.
А.Н. Лук в своей книге “Мышление и творчество” выделил основные показатели творческих способностей: это беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Подробнее рассмотрим данные показатели:
Беглость мысли – это количество идей, возникающих в единицу времени.
Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом. Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуально, риску и к парадоксам.
Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.
Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
Точность – способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту.
Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией [15, С. 143].
Таким образом, мы выяснили, что творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Основными компонентами творческих способностей считаются формулирование проблемы, нахождение нужной информации, перенос ее и применение в условиях задачи; генерирование идеи и выдвижение гипотезы; выражение оценочных суждений; обобщение и свертывание мыслительных операций; трансформирование заданий; осуществление широкого переноса знаний и умений.
1.2. Особенности развития творческих способностей у младших школьников
Говоря о развитии способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные временные рамки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии [11, С.93].
С психологической точки зрения, возраст 5-8 лет является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности [18, С. 305]. Кроме того, мышление в этом возрасте более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. Рассмотрим особенности мышления детей младшего школьного возраста. Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. Кроме того, характерной особенностью данного возраста является наглядно-образное мышление [29, С. 127].
Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес и другие.
Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводит к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. Ребенку, например, трудно оценивать одно и то же количество воды, песка, пластилина и т.д. как равное (то же самое), когда на его глазах происходит изменение их конфигурации в соответствии с формой сосуда, куда они помещены. Ребенок попадает в зависимость от того, что он видит в каждый новый момент изменения предметов. Однако в начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников [31, С. 84].
Этот период также является сенситивным для развития творческого воображения. В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит в другие виды деятельности.
В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроках предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями - иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и другое [30, С. 133].
Сочиняя всевозможные истории, рифмуя “стихи”, придумывая сказки, изображая различных персонажей, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой, вовсе не замечая этого. Однако нередко ребенок специально комбинирует известные сюжеты, создает новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев. Ребенок, если у него достаточно развиты речь и воображение, если он получает удовольствие от рефлексии на значения и смысл слов, словесных комплексов и образы воображения может придумать и рассказать занимательный сюжет, может импровизировать, наслаждаясь своей импровизацией сам и включая в нее других людей [8, С. 204].
Воображение, каким бы фантастическим оно ни было в своей сюжетной линии, опирается на нормативы реального социального пространства. Пережив в своем воображении добрые или агрессивные побуждения, ребенок тем самым может подготовить для себя мотивацию будущих поступков.
Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на резерв личностных качеств.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что возраст 5 -8 лет даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека [12, С. 103].
Стоит отметить, что если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей). Никитин Б.П. считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых для формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина Б.П., именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей [17, С. 266].
В связи с этим, важнейшая задача творческого воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной жизни. Творческие способности играют огромную роль в самих классных занятиях. Это знают все педагоги. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат [23, С. 48]. В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов [1, С. 163]. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С. Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно [4, С. 167].
Таким образом, младший школьный возраст характеризуется яркостью и непосредственностью восприятия, не стереотипным мышлением. Все это предоставляет огромные возможности для развития творческих способностей. Особенностью развития творческих способностей школьников является систематическое обращение к их эмоциональным переживаниям. Ведь возможность выразить свои эмоциональные состояния даёт школьнику ощущение реализованности собственной уникальной индивидуальности, что позволяет ему воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении потенциальными способностями, в том числе и творческими.
1.3. Формы, методы и средства развития творческих способностей на уроках технологии
Трудовое (технологическое) обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребенка на начальной ступени общеобразовательной школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Вопросами трудового (технологического) обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, С.Л.Рубинштейн.
Цель трудового (технологического) обучения - воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности.
М.Левина указывает, на то, что на уроках труда в школе или дома с родителями, а позднее самостоятельно дети могут научиться множеству увлекательных и полезных вещей: работе с бумагой и вышивке, шитью и изготовлению поделок из природного материала, работе по дереву и лепке из пластилина, могут научиться выжигать и шить мягкие игрушки, попробовать себя в роли повара или кулинара, а может быть, ребенку больше понравится быть актером кукольного театра и одновременно — хозяином этого театра [7, С. 8].
Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними.[10, С. 8].
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников.
Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям - все это пригодится ребенку.
И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Т.А.Гомырина показала в своей работе эффективность развития творческих способностей на уроках труда.
Труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях.
Наиболее эффективно развиваются творческие способности, по мнению Т.А. Гомыриной в художественном труде.
Содержание художественного труда первоклассников составляют:
работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги, в сочетании с тканями, природными материалами, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций, сувениров);
работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, составление декоративных букетов из сухих и живых растений);
работа с пластилином (создание декоративных украшений, изготовление мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);
работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение из синтетической пряжи, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из синтетических тканей) [12, С. 173].
Для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал - бумага. Работа с бумагой - это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.[3, С. 15].
Первоклассники из бумаги выполняют различные двухмерные и трехмерные формы. Ребенок исследует возможности применения бумаги, сгибая, сжимая, разрывая ее на части, но затем объединяет их и получает новую форму.
Детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создает большие возможности для творчества детей.
Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Восхитительная белоснежная бумажная пластика, волшебная игра света и тени, бесконечные творческие возможности и перспективы ее использования заставляют удивляться и искать новые пути решения художественных образов и сюжетов.
Если взять две полоски бумаги одного цвета, но разных по размеру, сделать кольцо из каждой, соединить их, а затем добавить чуть-чуть воображения, можно сделать зверей для театрального представления (цыпленка, поросенка, кошку, зайца, и т.д.). В качестве основы для выполнения фигурок животных и людей может быть использован конус или цилиндр.
Ребенок самостоятельно открывает новые способы и формы сгибания для полученного нужного элемента. При этом ярко проявляется фантазия ребенка, поскольку он создает все новые и новые комбинации и порой сам удивляется тому, что у него получилось из первоначальной затеи. Дети могут очень долго заниматься этим видом поделок, не желая признавать, что работа закончена, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи. Окружающая нас природа радует обилием форм и цвета. Каждое время года богато своими природными дарами: от красивых зеленых травинок и цветочных лепестков до богатых плодов осени и сухих, на первый взгляд, неприметных растений, которые мы считаем сорняками. Природа богата материалом, который дети могут использовать в игре. Ценность таких игр состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из природы и создает неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой. В природных материалах ребята видят красоту и согласованность форм, гармонию, кроме того, они узнают характерные особенности материалов: запах, цвет, форму, строение. В дальнейшем, имея определённый опыт, они способны ответить на разнообразные вопросы: что бывает твердым, сочным, мягким? Что растет на соснах и елках? Какие деревья бывают лиственными и хвойными? Что растет на лугу, в поле? Что бывает большим и маленьким, закругленным и острым? У детей не только обогащается словарный запас, но и развивается аналитическое мышление: они стремятся соотнести с увиденным свои поделки, дать им образные названия. Практически нет такого природного материала (за исключением ядовитых растений), который нельзя было бы использовать для поделок, нет и установленных правил, как его использовать.[3, С. 16].
Особо выделяются уроки работы с пластилином - лепка. Уроки лепки способствуют формированию таких качеств личности, которые являются для человека не какими-то специфическими (необходимыми только для этой и подобной работы), а общезначимыми. Эти занятия развивают умственные способности учащихся, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру. Особое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству. Дети с удовольствием лепят декоративные игрушки по мотивам народных образцов, посуду, настенные рельефы, декоративные маски. Первоклассники знакомятся с народными промыслами. Кроме того, все эти изделия очень отчетливо тяготеют к настоящему декоративно-прикладному искусству, связаны с жизнью. По сравнению с обработкой других материалов работа с текстильными изделиями имеет свои особенности. Работа с тканью позволяет осуществлять на практике межпредметные связи. Так, учащиеся значительно расширяют свой кругозор, словарный запас, знакомясь с названиями инструментов, материалов, трудовых процессов. Изготовление выкроек способствует упражнениям в вычислениях, в сопоставлении и отработке понятий "больше-меньше", "уже", "короче", "длиннее". При изготовлении изделий по выкройке и обработке деталей, представляющих собой различные геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, окружности) закрепляется геометрический материал, изученный на уроках математики. При снятии мерок учащиеся имеют дело с цифрами. Они сопоставляют полученные данные с размерами ткани, выполняют различные расчеты. Уроки рукоделия также взаимосвязаны с уроками рисования. Дети приучаются подбирать цвета ниток для вышивания, узнают, что в зависимости от особенности изделия, его конструкции и назначения подбираются ткани соответствующего качества и цвета. Кроме того, большое значение имеет подбор узора для вышивания, умение красиво выполнять отделку изделия. Практические упражнения в обработке текстильных материалов развивают глазомер. Качество работы при этом во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при составлении выкройки, при разметке, резании, сшивании и других операциях. Обработка текстильных материалов по сравнению с другими требует более кропотливого и упорного труда.[10, С. 9].
Работа по шитью и вышиванию, плетению привлекает детей своими результатами. Сколько радости получают младшие школьники от сделанной своими руками закладки, салфетки. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей, друзей, малышей. Перечень практических работ включает изделия, которые по назначению можно сгруппировать следующим образом: хозяйственно-бытовые, учебные, игровые сувениры и подарки.
Таким образом, правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Следовательно, есть все основания рассматривать трудовое обучение как важный элемент гармоничного развития детей.
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ
Мы выяснили, что творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Младший школьный возраст характеризуется яркостью и непосредственностью восприятия, не стереотипным мышлением. Все это предоставляет огромные возможности для развития творческих способностей. Особенностью развития творческих способностей школьников является систематическое обращение к их эмоциональным переживаниям. Возможность выразить свои эмоциональные состояния даёт школьнику ощущение реализованности собственной уникальной индивидуальности. Правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству.
ГЛАВА II. ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Оригами как средство развития творческих способностей
Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни — это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. Поэтому необходимо уделять огромное внимание выявлению и созданию условий в классе, в группе для развития духовно-богатой, творчески-мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей. Одним из путей оптимизации воспитательного процесса и полноценного развития личности ребенка является организация уроков трудового обучения. Ведь творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Уроки трудового обучения помогают ребенку реализовать себя, использовать свои задатки и способности [2, С. 221].
В процессе воспитания формируется потребность к самоизменению, а созданные условия и развивающая среда класса, школы способствует максимальному развитию задатков и способностей каждого ребенка, формированию талантов, развитию духовно богатой личности, способной к принятию нестандартных решений [12, С. 84].
Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия по технике оригами. Искусство складывания из бумаги возникало буквально в каждой стране вскоре после изобретения и сколько-нибудь широкого использования бумаги подобно тому, как в каждой культуре известны и широко распространены обычаи складывания из ткани(восточные чалмы, греческие туники и индийские сари, испанские воротнички, банты и иные украшения). Поэтому складывание из бумаги связано с общечеловеческими природными потребностями и интересами, хотя, конечно, испытывает влияние культуры, обычаев и обстоятельств конкретного человека - складывателя [13, С. 137].
Первые известные складни из бумаги оказались изготовлены на родине изобретения бумаги - в Китае в I-II в. н.э. Несколькими столетиями позже складывание из бумаги расцвело на арабском востоке, славящемся в то время лучшими математиками и астрономами. Однако «несть пророка в Отечестве своём»: в странах-первооткрывателях начинания уходили в забвение порой с не меньшей лёгкостью, чем рождались, и наиболее известной оказалась культура складывания тех стран, в которые оригами пришло извне: испанские пахариты (птица из бумаги – с испан.), принесённые в страну с арабскими завоевателями (маврами), и японское оригами (дословно с японского - сложенная бумага), как и многое иное в японской культуре (начиная с иероглифической письменности), попавшее на японские острова из Китая.
Оригами чрезвычайно удачно соответствует целому букету насущных природных способностей и тесно связанных с ними природных потребностей человека, иными словами предлагает насыщенную, легкоусвояемую и весьма разнообразную эмоциональную и умственную пищу, гармонично сбалансированную по нагрузке на логическое и образное (пространственное) воображение, мышление и память, и сопровождается, при правильном проведении занятий (что доступно), ярким эмоциональным подкреплением от самого процесса складывания и итогов труда [20, С. 212]. Младшие школьники с интересом осваивают складывание новых интересных фигурок по схемам, время от времени с удовольствием играя в получившиеся оригами.
И люди «сердцем и умом» ощущают эти достоинства складня. Это проявляется в том, что оригами – захватывающее увлечение, причём легко, радостно и надолго... Во всём мире оно нашло себе друзей и их число продолжает быстро увеличиваться. Дети зачастую не хотят уходить с занятий оригами даже когда этим занятиям «пора бы закончиться» (сравнить можно разве с попыткой «отлучить» ребёнка от весёлой игры во дворе с друзьями). Немало исследований проводится и о влиянии занятий оригами на человека. Так, в Японии, а затем и в иных странах, определённо подтверждено влияние занятий оригами на отработку (освобождение) от накапливающихся, в т.ч. от традиционной учёбы, хронических стрессов и, соответственно, восстановление и дальнейшее улучшение показателей памяти, внимания, самочувствия и общего интереса школьников к учёбе [21, С. 17].
По итогам исследований в японских школах стало широко применяться оригами, а само складывание (к примеру, журавликов) пропагандироваться как занятие, приносящие мир, счастье в семью и удачу в жизни.
Но оказывается, в оригами, вернее в его использовании в учебном процессе, были заметные минусы:
1. До середины ХХ века отсутствовал простой и понятный способ описания известных и вновь изобретённых моделей, который бы обходился без личного показа складывания одному человеку со стороны другого (словесно описать складывание даже простейших моделей примерно так же легко, как дать словесное описание способа завязывания шнурков. Поэтому и завязывание шнурков, и простые оригами многие дети успешно осваивают, глядя на образец, уже с 4-х лет, а до точной формализации этих же процессов словами дорастают лишь единицы и уже в университетском возрасте).Если сказать коротко, то на занятиях оригами, как изначально творческих, все недостатки такого подхода проявляются с утроенной силой. Кстати, проявление указанных недостатков было замечено и отмечено учителями и общественностью ещё в первые десятилетия ХХ века (когда впервые в новейшей истории был бум оригами в школах Европы). После двух-трёх месяцев восторженного освоения новой техники наиболее способным школьникам переставало нравиться механически воспроизводить уже сделанное кем-то другим, а методика обучения оригами в то время задачу постепенной и последовательной подготовки ученика к самостоятельному творчеству не ставила. Наловившееся на эти явления восприятие исторических событий (Япония участвовала во II Мировой войне на стороне фашистов) и политические пристрастия поставили довоенному школьному оригами окончательный приговор и оно без разбирательств было надолго изгнано из европейских школ. Заметим, что и в самой Японии тех лет школьное оригами встречалось редко.
Созданием простого и понятного графического (картиночного) языка оригами, состоящего «всего лишь» из нескольких видов линий и стрелок, обязаны японцу Акире Йошизаве, которому удалось освободить оригами от первого минуса – процесс складывания отныне удавалось «зарисовать» со вполне приемлемой сложностью и трудоёмкостью. Процесс чтения получаемых описаний оказался ещё легче, он стал вполне доступен уже большинству младших школьников. Число зарисованных со второй половины ХХ века оригами начало быстро расти и на сегодня исчисляется многими тысячами схем. Среди этого творческого богатства уже куда легче подыскать на самый разный вкус и потребность подходящую по тематике, сложности и трудоёмкости фигурку... [32, С. 108].
История оригами в России прослеживается в течение столетий. Достоверно известно, к примеру, что складывали фигурки из бумаги, а порой и учили этому заинтересованных Л.Н.Толстой и К.С.Станиславский, уделял внимание этому занятию и цесаревич, будущий император Николай II... [7, С. 85].
Занятие оригами интересно детям и доставляет  им огромное наслаждение. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это — чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолетик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, семенит, спускаясь с горки, человечек, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга! [1, С. 78].
В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь — процесс, а не конечный результат. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги [22, С. 93].
Невозможно перечислить все достоинства оригами. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Ведь еще Сухомлинский В. А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» [25, С. 97].
Оригами стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания, знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.) [10, С. 6].
Одним из направлений культурного наследия народа является трудотерапия, оздоравливающее действие которой мы воплощаем в оригами. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда, также развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию.[10, С. 7].
Использование оригами в учебно-воспитательном процессе – на уроках трудового обучения приносит не только радость участникам процесса, но и повышает результативность обучения. Целью занятий оригами является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а воспитание и развитие у детей целого ряда способностей и навыков. Педагогами разных стран выявлено, что оригами развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет; знакомит с основными геометрическими понятиями; улучшает способность следовать устным инструкциям; расширяет коммуникативные способности; воспитывает личность как члена общества, его нравственные, патриотические, интернациональные чувства; воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе. Большинство игрушек создают из цветной бумаги квадратной или прямоугольной формы, применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовки.
Важно помнить, что на качество изображения, на конечный результат влияет не только выбор заготовки, толщина бумаги, но и тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому при организации работы с детьми необходимо научить их приемам изготовления поделок, постепенно усложняя последовательность сгибов и другие приемы обработки бумаги для получения сначала более простых, а затем и более сложных по способам изображения изделий [26, С. 115].
Основные приемы, с которыми встречаются дети, заключаются в следующем. При складывании сначала бумагу перегибают на столе от себя ровно пополам так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных частей заготовки. Затем сгиб проглаживают ребром ладони, а потом ногтем большого пальца правой руки от середины к краям с одной и другой стороны, придерживая бумагу левой рукой. Полученная заготовка служит основой для дальнейшего сгибания бумаги по прямым или диагональным линиям в соответствии с характером изображения [1, С. 157].
К основным приемам складывания заготовок можно отнести следующие.
1. Сгибание квадрата вдоль, поперек и по диагонали.
Приемом складывания квадрата вдоль или по диагонали один раз получаются базовые элементы, из которых самые маленькие дети могут получить конверт, сумочку, автобус, бабочку и т.д. путем добавления различных деталей и аппликационных украшений.
Деление квадрата на четыре части путем сгибания его вдоль, поперек, а затем в противоположном направлении по диагонали позволяет получить малый квадрат с вложенными друг в друга карманами, научившись делать такую заготовку, дети легко могут выполнить разнообразные поделки: рыбы, цветы, маски, птицы, звери и т. д.
2. Складывание квадрата по диагонали со складкой. Чтобы дети могли передать в поделках образы таких знакомых птиц, как снегирь, голубь и другие, надо научить их сгибать квадрат пополам по диагонали, делать узкую или более широкую складку, перекладывая ее от основного сгиба вперед или назад. Затем детей обучают сгибать заготовки пополам, соединяя противоположные концы, чтобы образовать форму треугольника с обеих сторон. Этот прием поможет сконструировать некоторые разновидности цветов, масок, изобразить птиц, зверей.
3. Складывание квадрата по диагонали со сгибанием сторон. Квадрат, сложенный по диагонали, а затем развернутый размещают так, чтобы диагональ располагалась вертикально. Затем правый и левый углы квадрата сгибают так, чтобы верхние стороны квадрата совместились с диагональю. Аналогично поступают с нижними сторонами квадрата. Получившиеся в середине ромба углы вытягивают кверху. Эти уголки складывают то в виде ласт тюленя, то плавников рыб, передних конечностей пингвина и т. д.
4. Складывание квадрата вдоль со сгибанием сторон и углов к середине. Квадрат, сложенный вдоль, а затем развернутый, размещают так, чтобы линия сгиба располагалась вертикально. Затем правый и левый углы квадрата сгибают к середине так, чтобы их края совместились. Боковые стороны квадрата также сгибают к середине и совмещают со средней линией. Разогнув заготовку по линиям сгиба, можно сделать разрезы и загнуть уголки так, как необходимо. Затем боковые стороны квадрата вновь складываются к середине, получившаяся деталь складывается пополам. Таким образом, можно изобразить утку, рыбу, ящерицу и т. д.
5. Складывание квадрата заготовки с расходящимися концами. Здесь складывание начинают с исходной заготовки в виде вложенных друг в друга квадратов, сгибая ее пополам по горизонтали и вертикали: от нижнего открытого угла сгибают к середине обе стороны сначала с наружной, а потом и с противоположной части [1, С. 159].
При работе в технике оригами учитель следует правилам, вытекающим из особенностей складывания оригами, используются термины и понятия, принятые в оригами. При допущенной ошибке фигурка не исправляется, а делается снова и из другого листа бумаги, так как ошибочные складки не устранимы.
Подбираются модели, которые будут нужны для чего-то или кому-то, то есть украшения, игрушки или подарки. Модели анализируются, разбиваются на сочетание простых конструкций. Для осмысления деятельности на занятиях практикуются вопросы “Зачем?”, ”Что?” и ”Как?” [7, С. 105].
Оригами тесно связано с творчеством детей. Сначала это всегда спонтанный (самопроизвольный) акт.
На уроках технологии в технике оригами используются упражнения для развития творческих способностей. Например, детям предлагаются: схемы с пропущенными условными знаками или умышленно внесенными ошибками, задачи на комбинирование приемов.
Всегда хочется разнообразить уроки оригами, превратить их в увлекательные, а не сводить все к простому показу новой фигурки или нового приема складывания. Для этого используются следующие учебно-игровые формы уроков:
Копирование детьми действий педагога (самая распространенная форма);
Взрослый показывает несколько этапов складывания фигурки, а затем дети по памяти повторяют увиденные действия (выбор количества этапов позволяет упрощать или усложнять игру);
Педагог дает команды, а дети, не имея перед глазами примера действия, выполняют команды, чем достигается постижение начала логического мышления (педагог переводит зрительные образы в понятия и поправляет действия детей по уговору, как“тепло” или ”холодно”);
Дети отворачиваются или зажмуриваются, а педагог выполняет одну или несколько оригамных операций, после чего дети с большим или меньшим затруднением отгадывают, что было сделано;
Дети получают задание изготовить фигурки по готовой фигурке (с разрешением ее развернуть) [27, С. 65].
Формы игр для некоторых фигурок могут требовать определенных знаний, умений и навыков (тогда игра может получаться и радовать результатом).
Таким образом, мы выяснили, что занятия оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус и самое главное – творческие способности. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.
2.2. Формы организации уроков технологии посредством техники оригами
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Что же такое «формы организации обучения», какова их сущность?
В современной дидактике сложилось парадоксальная ситуация. Исследователи отмечают (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов и др.), что даже специалисты в области дидактики затрудняются сказать, что такое форма организации учебной работы и чем она отличается от метода обучения. В традиционной дидактике форма как бы оторвалась от содержания, так как определяется по внешним в отношении содержания образования признакам. Так в одном из учебных пособий указано, что формы отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы: «лат. «форма» означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления» [27, С. 185]. По мнению И. М. Чередова, форма организации обучения – это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса.
В. К. Дьяченко считает, что понятие «форма организации обучения», как и другие понятия дидактики может быть научно обосновано лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение – это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт (в том числе и опыт творческой деятельности), накопленные человечеством». [7, С. 94].
Понятие «организация» в Философской энциклопедии трактуется как «упорядочение, налаживание, привидение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположение соотношение частей какого либо объекта». Обучение может происходить только тогда, когда оно каким-то образом организовано.[13, С. 8].
Итак, форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Все формы можно разделить на общие и конкретные А.Сластёнин даёт следующую классификацию форм обучения, в зависимости от структуры педагогического процесса. Достоинством этой классификации является определение места проведения процесса обучения, чего нет в других классификациях [29, С.97].Распространёнными являются классификации В. К. Дьяченко и И. М. Чередова, основанные на структуре учебного общения. (таблица №1, 2).На протяжении длительного времени в педагогической литературе было общепринятым деление всех организационных форм на:
1. Общеклассные или фронтальные учебные занятия;
2. Групповые (бригадные или звеньевые);
3. Индивидуальные. Такая классификация является неполной. Во-первых, отсутствуют парные и коллективные учебные занятия. Во-вторых, в классификации члены деления не исключают друг друга, так фронтальные занятия являются частным случаем групповых. Остаётся неясным признак, по которому производится такое деление, обычно это признак одинаковости или неодинаковости заданий. Если в классе все учащиеся выполняют одну и ту же работу, то такие занятия следовало бы считать фронтальными, нов действительности каждый ученик на этих занятиях работает индивидуально, обособленно друг от друга, даже без помощи учителя. То же самое можно сказать и о занятиях, на которых производится контрольная работа. Получается, что в классе проводится групповая работа, на самом деле все ученики работают индивидуально (ученики изолированы друг от друга). А если ученики работают в группах, но все группы имеют одинаковые задания? Это не фронтальная работа, а групповая. Следовательно, такое деление форм обучения является неправильным, неполным. Мы будем придерживаться классификации В. К. Дьяченко, она устраняет данные недочёты [30, С. 114].
Таблица 1
Общие формы учебной работы (В. К. Дьяченко)
Индивидуальная Парная Групповая Коллективная
Обособленная учебная работа, без контакта с другими людьми.
(ученик-книга, ученик-тетрадь). Работа внутри одной обособленной пары, участники пары постоянные, один говорит, один слушает.
(ученик-ученик, учитель-ученик). Одного говорящего слушает либо несколько человек (бригадные, звеньевые занятия), либо весь класс (общеклассные занятия).
(ученик-ученики). Каждый ученик по очереди работает с разными членами коллектива и наоборот, все работают с каждым учеником.
(ученик-ученики, ученики-ученики).
Таблица 2
Общие формы учебной работы учащихся (И. М. Чередов)
Фронтальная Групповая Индивидуальная
Управление учебной деятельностью всего класса при его работе над единой задачей при достаточно жёстком контроле учителя. Сотрудничество в малых группах на принципах самоуправления с менее жёстким контролем учителя:
Звеньевые
Бригадные
Кооперированно-групповыеДифференцированно-групповые. Самостоятельность ученика при максимальном проявлении его инициативы с учётом степени целеустремлённости, работоспособности, интересов, склонностей:
Индивидуализированные
Индивидуализированно-групповые.

Таблица 3.
Сравнение общих форм обучения
Название формы Достоинства Недостатки
Индивидуальная Самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль. Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведёт к списыванию, подсказкам, отсутствие социальной активности школьников.
Групповая Взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования. Слабого ученика можно поставить в пассивное положение, работать могут только лидеры, а остальные списывать.
Парная Учащиеся дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга, эта работа эффективна на непродолжительное время (5-7 мин.), повышается качество выполненной работы, исчезает страх за ошибки перед учителем. Возникает опасность ложного товарищества, невозможно объективно оценить уровень знаний учащихся, нарушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности.
Коллективная Каждый ученик попеременно является то учеником, то учителем, повышается ответственность за свои знания перед коллективом, активизируется познавательная деятельность учащихся, развивается инициативность, коммуникабельность, трудолюбие учеников. Неумение некоторыми учителями профессионально организовать данную форму, недостаточность времени на уроках, несформированность коллектива приведёт к нежелательному результату: обратившимся за помощью говорят «Сам учи, что тут сложного».
В паре необходимо уметь:
– общаться, не мешая другим (говорить вполголоса);
– слушать, не перебивая друг друга;
– слышать собеседника;
– отстаивать собственную точку зрения;
– задавать вопросы друг другу на понимание, отвечать на них;
– выражать свои чувства и мысли;
– быть терпимым друг другу;
– благодарить друг друга за работу [26, С. 243].
Важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации трудовой деятельности, является то, что детям младшего школьного возраста очень нравятся такого рода работы. Во-первых, потому, что каждый чувствуют себя сопричастным к полученному общему продукту, и это безусловно радует детей; во-вторых, как правило, результат получается более впечатляющими, эмоционально гораздо сильнее затрагивающими детей. При этом коллективная форма работы не снижает значимости деятельности каждого ребенка, не нивелирует индивидуальные усилия каждого. Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результат, чем лучше ребенок выполнит свою часть работы, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция.
Желательно, чтобы коллективной работе предшествовал подготовительный этап, который позволил бы детям углубить собственные знания по теме будущей работы, позволил бы сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственных работах. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы и другое.
Основной этап, этап выполнения работы, включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель – не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективного творчества условия для творческого взаимодействия детей.
Условно можно выделить третий, заключительный этап. Этот период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненную детьми композицию лучше всего на несколько дней оставить в классе. Она не раз привлечет внимание детей, станет объектом самых разных разговоров, дискуссий, игр, рождения новых творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной работы [26, С. 87].
Таким образом, форма организации обучения – это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса.
На уроках трудового обучения с использованием техники оригами возможно применение таких форм организации уроков, как коллективная, групповая, парная и индивидуальная работы.
2.3. Методические рекомендации при работе в технике оригами
Общеизвестно, что оригами – это одна из увлекательных форм познания мира. Первые попытки использовать оригами в педагогических целях в Европе связывают с именем немецкого гуманиста Фридриха Фребеля, высоко оценившего искусство складывать бумагу как способ ознакомления детей с азами геометрии. Основы геометрии он предлагал изучать не с помощью линейки, циркуля и отвлеченных понятий, а через осязаемые реалии складывания бумаги. Считая Природу лучшим учителем человечества, Ф.Фребель стремился воплотить в жизнь свою идею в том, что постоянная практическая деятельность ребенка является составной частью воспитания и способствует его умственному развитию. [26, С. 202] Но познавательные возможности занятий оригами гораздо шире. Не случайно в некоторых странах это занятие – такой же обязательный школьный предмет как родная речь или математика. Идеи оригами нашли применение во многих областях человеческой деятельности, даже в космонавтике. А в архитектуре появилось целое направление, использующее приемы создания фигурок оригами. Важная особенность занятий оригами практически неограниченные комбинаторные возможности, скрывающиеся в обычном листе бумаги. Мы привыкли, что любой конструктор состоит из определенного набора деталей, которые можно соединять, с помощью которых создается множество форм. Теория изобретательства (ТРИЗ) утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм.[24, С. 202]. Оказывается, такой конструктор существует. Это – оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи разнообразнейших фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия детей способны сотворить целый мир. Мир особый, радостный, веселый, добрый и ни на что иное не похожий. Искусство оригами открыто всему миру.
Методические основы обучения технике оригами в начальной школе сводятся к тому, что ученику необходимо в первую очередь разъяснить поэтапно каждый шаг выполнения работы начиная с простейших базовых форм. От этого зависит и качество выполнения работы, и качество готового изделия.
Для начальной школы при проведении урока по обучению технике оригами большое значение имеет подготовительная работа. Применение занимательного материала содействует наиболее успешному восприятию и усвоению материала детьми. Ребенок во время игры самостоятельно, руководствуясь советами учителя, успешно достигает поставленной перед ним цели.
Обучение искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и со “школы оригами” – с базовых форм. Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий – подобрать наиболее подходящий вариант базы.
Один важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии базы. База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок.
Отрабатывая технику складывания различных элементов изделий оригами, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов.
Они должны быть практически “острыми” и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. В противном случае при наложении сгибов друг на друга в последующих операциях происходит смещение элементов и невозможно создать красивое, аккуратное изделие. Поэтому после выполнения каждого отдельного этапа работы нужно проверять “остроту” всех сгибов.
При отработке сгибов для получения головы, клюва, лапы, хвоста следует обратить внимание, на часть какого животного или птицы похоже то, что получилось во время складывания. Важно знать особенности их строения в жизни, понять возможности стилизации. Это поможет выполнять изделия по схемам, а также совершенствовать их и разрабатывать собственные модели.
При отработке техники складывания симметричных сгибов (выполнение ног, клюва, элементов цветов) не следует сгибаемые стороны плотно состыковывать друг с другом, так как при последующих операциях они могут налезать друг на друга и портить внешний вид изделия. При грубых ошибках такого рода изделие сложить иногда просто невозможно.
Организация занятий направлена на поддержание постоянного интереса детей. Развитие интереса к творчеству происходит поэтапно в виде лестницы, ведущей наверх; от мотивации через мануальную практику, процесс познания. Древнегреческому философу Аристотелю принадлежит мысль: «Познание начинается с удивления».[32, С. 202] Ребёнка необходимо удивить и, тем самым, привлечь его внимание, поддержать и удержать его интерес, и, наконец, сделать заинтересованность ребёнка к творчеству устойчивой привычкой на всю жизнь. Не должно быть забыто и здоровье ребёнка. Здоровью ребёнка ни в коем случае нельзя даже непроизвольно навредить. К. М. Ушинский поясняет эту мысль: «Заставь ребёнка сидеть - он очень скоро устанет, лежать - то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать и менее всего долго думать; но он резвится и резвится и движется целый день, переменяет и переменивает все эти деятельности и не устаёт ни на минутку».[19, С. 228]. Поэтому на уроках технологии с использованием оригами предусмотрены различные учебно-игровые формы проведения занятий:
- копирование детьми действий педагога (самая распространенная форма)
- взрослый показывает несколько этапов складывания фигурки, а затем дети по памяти повторяют увиденные действия (выбор количества этапов позволяет упрощать или усложнять игру);
- педагог даёт команды, а дети, не имея перед глазами примера действия, выполняют их, таким образом, осуществляется формирование логического мышления.
- дети отворачиваются или зажмуриваются, а педагог выполняет одну или несколько оригамных операций, после чего дети с большим или меньшим затруднением отгадывают, что было сделано;
-дети получают задание изготовить фигурки по готовой схеме.
Вначале стоит выполнять работы, в которых базовые формы не акцентированы или отсутствуют, то есть изготовление фигурки начать с квадрата, треугольника, прямоугольника, а затем с простейших базовых форм: “Бумажный змей”, ”Подушка”, ”Створки двери” и т.п. Эти простейшие формы и изделия из них можно использовать и на уроках математики при объяснении свойств геометрических фигур и плоскости.
В схемах, начинающихся с какой-либо базовой формы, процесс ее изготовления опускается, так как учащиеся уже должны знать эту форму и иметь опыт складывания ее. При выполнении подобных изделий следует обратить внимание на то, как сама базовая форма влияет на конечный результат и приемы работы с ней в процессе изготовления фигурки. Например, из базовых форм “Журавлик”, ”Верблюд” можно сделать несколько видов журавликов, которые будут отличаться не только внешним видом, но и техникой выполнения, хотя для некоторых из них базовые формы будут одни и те же.
Для преодоления трудностей применяется показ изготовления моделей в сопровождении сказки. Промежуточные операции складывания могут ассоциироваться с реальными действиями. Фигурки на промежуточных этапах сложения также могут ассоциироваться с реальными образами.
Дети охотно ищут и находят образные сравнения, после чего последовательность действий с бумагой запоминается гораздо легче. Педагог и сам может демонстрацию изготовления фигурки сопровождать сказкой, где образы действующих лиц их действия по ассоциации иллюстрируют совершаемые операции складывания квадратного листка бумаги. «Оригамные» сказки, в которых используются ассоциации между реальными действиями и операциями складывания, предпочтительнее для овладения навыками складывания. Они позволяют привлечь внимание детей, заинтересовать их и увлечь. На занятиях оригами детям даётся возможность поиграть с созданными фигурками, поговорить с ними, устроить диалог между ними или разыграть сценку. Оригами тесно связанно с творчеством детей. От педагога и родителей зависит: разовьётся творческий потенциал в ребёнке или угаснет. Изобретательство для младших школьников представляет собой самостоятельное решение маленьких шагов, к которым подводит его педагог.[20, С. 117].
В процессе работы учащихся над фигурками оригами следует обратить их внимание на те геометрические фигуры, которые получаются на каждом отдельном этапе работы. Так как первые работы довольно просты, особое внимание нужно обратить на технику выполнения элементов и приемы, используемые в отдельных технологических операциях. Особенность этих приемов в том, что они дают возможность детям закрепить основные геометрические понятия. При выполнении оригами строится своеобразный алгоритм деятельности, при которой ребенок, часто даже без помощи учителя, фиксирует внимание на каждом этапе работы, стремясь осознать всю используемую знаковую систему. Следует отметить и еще одну из особенностей оригами – обратимость процесса складывания, которая предполагает также обратимость мыслительной деятельности.[16, С. 273].
Таким образом, приобретается опыт творчества, который даёт основную для более успешного приспособления к постоянно меняющимся задачам и условиям, какие ставит перед детьми жизнь. Использует все основные геометрические понятия.
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II
Педагогами разных стран выявлено, что оригами развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, знакомит с основными геометрическими понятиями; улучшает способность следовать устным инструкциям; расширяет коммуникативные способности; воспитывает личность как члена общества, его нравственные, патриотические, интернациональные чувства; воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе. Большинство игрушек создают из цветной бумаги квадратной или прямоугольной формы, применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовки.
На уроках технологии с использованием техники оригами возможно применение таких форм организации уроков, как коллективная, групповая, парная и индивидуальная работы. У детей приобретается опыт творчества, который даёт основную для более успешного приспособления к постоянно меняющимся задачам и условиям, какие ставит перед детьми жизнь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередование дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми для того, чтобы использоваться на уроках математики, окружающего мира, чтения, иностранного языка и т.д.
В процессе исследования мы выявили следующие рекомендации для развития творческих способностей младших школьников:
Использование различных форм организации практической деятельности для развития творческих способностей детей.
Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
Использование техники оригами для развития творческих способностей младших школьников.
На уроках технологии давать детям задания творческого характера.
Работа с родителями.
Таким образом, работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников, а оригами, как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения в начальной школе, как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Акчурина- Муфтиева Н.М. Развитие детского творческого конструирования из бумаги/ Акчурина- Муфтиева Н.М. – Симферополь.: Крымское учебно–педагогическое государственное издательство, 2003. – 188 с.
Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание/ Бакушинский А.В. – М.: Новая Москва, 2005. – 240 с.
Бердяев Н.А. Самопознание/Бердяев Н.А. – М.: «Книга», 2003.– 197 с.
Выгонов В. Рождественский венок. Поделки из бумаги // Начальная школа. – 2001. – № 46. – С.14-16.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Выготский Л.С. – М.: Просвещение, 2004. –206 с.
Выготский Л.С. Сборник сочинений. / Выготский Л.С.–М.: Просвещение, Т. 2. –2001. – 285 с.
Годфруа Ж. Психология, изд.в 2 т., -М.:Мир,Т.1.– 2002. –436 с.
Головин. С.Ю. Словарь практического психолога/Головин. С.Ю. – Минск.:Харвей, 2005. – 437с.
Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т./Давыдов В.В. – М.:Большая Российская энциклопедия, Т. 2. –2003.– 450с.
Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает/ Дьяченко О.М., Веракса Н.Е.–М.: Знание, 2002. – 123 с.
Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ/Ефремов В.И. -Пенза: Уникон – ТРИЗ, 2001. – 264 с.
Зинченко В.П. Психологический словарь – Зинченко В.П., Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика –Пресс, 2004. – 475с.
Ильичев Л.Ф. Философский энциклопедический словарь/Ильичев Л.Ф., Федосеев Н.Н.– М.: Советская энциклопедия, 2003. – 546 с.
Кишмахова Р.З. Уроки труда по оригами //Педагогическое творчество. – 2005. – № 2.– С.6-10.
Колосова С.Л. Основы психодиагностики. Учебное пособие/Колосова С.Л. –Сыктывкар.: Советская энциклопедия, 2006. – 258 с.
Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений/Конышева Н.М. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.
Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. Учебное пособие/Комарова Т.С., Савенков А.И. – М.: Российское педагогическое агентство, 2005. – 192 с.
Кузьмина Н.А. Формирование опыта творческой деятельности на уроках труда // Начальная школа. – 2004.– №4. – С.4 -13.
Лук А.Н. Психология творчества/Лук А.Н.– М.: Наука, 2006. – 198 с.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики/Матюшкин А.М. – М.: Школа – Пресс, 2007. – 341 с.
Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности //Вопросы психологии. – 2005.– №5. – С.45-51.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2004. – 462 с.
Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. пед. вузов: в 3 кн. – 3-е изд./Немов Р.С.– М.:Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2001. – 688 с.
Немов Р.С.Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3-х кн. – 4е издание/Немов Р.С. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2006. – 460 с.
Пароманова Л.А. Детское творческое конструирование/Пароманова Л.А. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2004. – 240с.
Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества младших школьников// Вопросы психологии. 2004.– №1. – С.16-19.
Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика/Пономарев Я.А. – М.: Наука, 2003. – 430с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: в 2 кн. – 2-е изд./Рогов Е.И. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2005. – 250с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/Рубинштейн С.Л. – М.: Педагогика, 2000. – 280с.
Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты/Туник Е.Е. – СПб.: СПбУПМ, 2007. – 203с.
Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей/Фридман Л.М. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 268с.
Хуторский А.В. Развитие творческих способностей/Хуторский А.В. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 248с.
Эфроимсон В.П. Загадка гениальности/Эфроимсон В.П. – М.: Знание, 2002. – 250с.
Webстраница
33. Никонов Владимир, Дмитрий Трость- Оригами [Электронный документ]. – Режим доступа : http://www.yugzone.ru/articles/526 - 12.04.2016.
34.  Vaulin-Азбука оригами [Электронный документ].– Режим доступа: http://origami-do.ru/1062-azbuka-origami.html - 25.04.2016
35.Н.Г. Юрина- оригами«А что это такое?» [Электронный документ].– Режим доступа: http://yourorigami.info/2008/01/28/statya-posvyashhennaya-origami.html - 6.05.2016.
36. Бурлакова Ирина Геннадьевна- Современное оригами для детей[Электронный документ].– Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/12/05/sovremennoe-origami-dlya-detey – 20.05.2016.
37. Сергей Тарасов. Модульное оригами для начинающих и профессионалов: схемы, мастер- классы [Электронный документ]. – Режим доступа: http://origamimodule.ru – 22.05.2016.