Конспект открытого урока по окружающему миру «Экономика и экология»


Урок окружающего мира по теме : «Экономика и экология»
проводится в 3 «А» классе, УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. . Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика». В процессе урока учащиеся познакомятся и обсудят отрицательное влияние экономики на окружающую среду, найдут причины и пути решения данной проблемы.

Тема: Экономика и экология.
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3 «А» класс, УМК «Школа России».
Учитель: Пакаева Оксана Алексеевна
Оборудование:
презентация к уроку;
компьютер, проектор, экран;
номера групп; бэйджики для консультантов
ФОТО КЛАССА « Наши добрые дела»;
творческие работы « Как прекрасен этот мир!»; корзинки с цветами
маленькие цветные клейкие смайлики;
карточки с заданиями; листы
маркеры;
упаковочный материал;
учебники Окружающий мир. 3 класс., автор А.А. Плешаков;
энциклопедии
поделки из бросового материала
рабочие тетради;
памятки для самооценки;
карточки с понятиями;
магнитофон, диск;
песочные часы
Минимальные требования к программным ресурсам: компьютер, проектор для использования ресурса в виде проецирования на экран.
Место урока в образовательном процессе
Урок по теме «Экономика и экология» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. М.: Просвещение, 2012г.
Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика» .

Технологическая карта изучения темы
Тема:
Экономика и экология.

Тип урока по целеполаганию:
Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока:
Познакомить с двумя сторонами экономики- полезной и опасной ( положительной и отрицательной)



Задачи урока:


образовательные:
-создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экономике и экологии; научить обнаруживать связи между ними ;
-формировать представление об экологической катастрофе;
2. развивающие:
-содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;
- активизировать стремление и способность учащихся к поиску, анализу и к творческой переработке информации;
- развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;
3. воспитательные:
- создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать и принимать мнения товарищей);
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
- создавать атмосферу радости от совместного труда и общения.


Основные термины и понятия темы:
« Экономика», «Экология», «Экологическая катастрофа».

Личностные УУД:
-овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты:
- знать об «экономике» и « экологии» и обнаруживать связи между ними,
- рассматривать и сравнивать иллюстрации и слайды, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека и необходимость бережного отношения к природным ресурсам;
- приводить примеры;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- освоение основ познавательной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
- установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений,
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными понятиями,
- высказывать свое предположение;

Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.




Ход урока.

1 этап: Самоопределение к деятельности.


Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.
Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.


1.Организация учащихся.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Учитель: - Мы начинаем урок окружающего мира.
Повернитесь к нашим гостям, давайте все вместе поздороваемся. « Здравствуйте!» Подровнялись. Сделали глубокий вдох, выдох, вдох, выдох. Спокойно сели. Посмотрите на ребят своего класса, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе и своим одноклассникам. Хлопните в ладоши те, у кого хорошее, солнечное настроение.(У большинства)
Закройте глаза и вслушайтесь в слова:
« Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля.
( открываем глаза)
( Глобус), Слайд 1. Спокойная музыка. Я хочу, чтобы вы на уроках окружающего мира не только видели красоту природы, но и понимали, что от каждого из нас зависит судьба планеты. Поднимите руки те, кто со мной согласен?



Дети настраиваются на урок.








2 этап: Актуализация знаний, целеполагание.

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.
Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий; умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить;




Учитель: Ребята!
-Какими бы вы хотели быть сегодня на уроке? (Умными, сообразительными, внимательными, любознательными, смелыми, старательными, дисциплинированными) Молодцы! Я думаю, ваши прогнозы оправдаются.


На доске 1 этап урока ТЕСТ
Проведём разминку, которая поможет нам в дальнейшей работе. У вас на столах тест. На выполнение задания даётся 3 минуты
Готовы? Работаем.
Тест
индив. самост. работа
Один ученик работает у закрытой доски
1.Что такое окружающая среда:
а) всё, что нас окружает;
б) дом;
в) школа.
2. Экология- это
а) наука о животных;
б) наука о связях между живыми существами и окружающей средой;
в) наука о растениях.
3. Экономика- это
а) потребности людей;
б) товары и услуги;
в) наука, которая изучает правила и законы ведения хозяйства.
Проверка работы ( на доске)
Поменяемся работами и проверим друг у друга

Отвечают на вопросы















Находят правильный ответ, повторяют понятия
















Взаимопроверка и выставление оценок.







Учитель: Спасибо, за то, что вы были внимательными, разминка прошла успешно, идём дальше.
Учитель: Сейчас мы все вместе сформулируем тему урока. Для этого дополните предложения, используя ваши знания
Учитель:- Удовлетворение разнообразных потребностей людей- главная задача науки ( экономики)
ЭКОНОМИКА ( открывается на доске карточка)

Учитель:- Наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле и её богатствам,- это
ЭКОЛОГИЯ ( открывается на доске карточка)


Учитель: -Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология?


Учитель:

?
_____________________________


+ _



- Может ли человек своей хозяйственной деятельностью повлиять на природу?

- Это влияние положительное или отрицательное? (мнения разделились)
- Можем ли мы сейчас точно ответить на эти вопросы? (нет)
- Значит на уроке мы должны получить новые знания, обсудить, проанализировать, сделать выводы. И тогда мы сможем ответить на вопрос:
- Как экономика влияет на экологию?
-Поставим перед собой цель: ?

Познакомиться с двумя сторонами экономики (открывается на доске карточка)





Отвечают на вопросы учителя.
Ученики читают тему урока: Экономика и экология ( Хором )

Размышления детей










Ответы детей





Ответы детей



3. Поисково-исследовательский этап. (Постановка учебной задачи, открытие новых знаний).

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока, решения учебной задачи и нахождение путей её решения.
ФормируемыеУУД:
готовность слушать и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий, овладение начальными сведениями об экологической безопасности человека, о цепи загрязнения, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.



Слайд 2
Учитель: Земля – наш общий Дом. И как важно, чтобы в нём не было печали, горя, чтобы царили мир и счастье.
Но в наш беспокойный век на планете далеко не всё благополучно.
Земля, наш любимый Дом, летящий в огромном космическом пространстве, плачет
Посмотрите, пожалуйста, на экран, внимательно послушайте сообщения ребят и задумайтесь над тем :
что происходит на нашей планете? (3, 4, 5 слайды с экологическими катастрофами)

-Какие эмоции возникли у вас ребята в ходе рассказов ?
Учитель благодарит за работу и оценивает докладчиков.

Учитель: Да, ребята, случилась беда. Пострадала живая природа. Кто знает, как называются эти бедствия? (катастрофа)
- Случилась экологическая катастрофа. Слайд6( Хором)
-А кто виноват в такой катастрофе?




Вывод: В этом виноваты люди. _____ ( минус)





Учитель: - Должен ли человек понять причины возникновения этих катастроф, чтобы избежать их?
- Хотите вы в этом разобраться?




- Почему люди развивают экономику, строят заводы, атомные электростанции, вырубают леса и допускают такое?
- Давайте порассуждаем, может ли современный человек обойтись без экономики?






Учитель: Найдите в ваших тетрадях записи и ответьте на вопросы:

-Из каких отраслей состоит экономика?

- Что даёт людям сельское хозяйство? (Продукты питания)
-Что производят другие отрасли для удовлетворения потребностей человека?
- Можем мы обойтись без товаров и услуг ? ( нет)




Вывод: человек не может обойтись без экономики.











Прослушивание
готовых сообщений



Высказывают свои предположения.
- Случилась беда

-Человек





Ответы детей




Рассуждения детей




Работа по тетради

(Из промышленности, сельского хозяйства, электроэнергетики, металлургии, машиностроения )
(Бумагу, одежду, транспорт, мебель, строительные материалы, посуду)








- Назовите главную задачу экономики
- Молодцы!
-Наука, которую мы называем экономикой, имеет 2 стороны.
- Какие?
Одна- эта необходимая и полезная продукция, без которой ни отдельному человеку, ни всему обществу не прожить.

Слайд 7

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
положительная сторона
+ производство товаров и услуг

-Вторую сторону экономики вы назовёте сейчас сами.
На столе стоят бутылка, салфетка, пакет.
-Какая отрасль экономики изготовляет эти предметы? (промышленность)
-Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей?
-Что мы сделаем , когда они нам не будут нужны?
-Куда выбросим? ( на свалку)
Слайд 8 Свалка
-Что произойдёт с планетой, если мусор будет накапливаться ?
-Так какая же есть опасная сторона экономики? (загрязнение окружающей среды)
Слайд 9


отрицательная сторона


Вывод:
-Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред природе и здоровью людей и могут привести к экологическим катастрофам.

4этап Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
-А сейчас я предлагаю сделать общее доброе дело.
Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля- наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём,
Ещё о том, ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля!



(удовлетворение потребностей человека)

Высказывают свои предположения.

Смотрят слайды










Отвечают на вопросы








Анализируют, сравнивают, обобщают.






















Творческая работа детей «Как прекрасен этот мир!»( из бросового материала)

5. Исследовательская работа в группах.


Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи, обобщение и закрепление полученных знаний посредством теста.
Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять проверку группового задания; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность слушать собеседника.



- Сейчас вы будете работать в группах над проблемой
загрязнения окружающей среды.
Каждая группа получает отдельное задание. Я назначаю консультантов, которые будут следить за процессом и оценивать работу каждого человека и всей группы в целом.
1 группа
Ваша задача: выявить основные способы и причины загрязнения, а также возможные последствия.
Используя учебник, с. 80 – 82 (запись на доске) запишите, какой вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, воде, почве, растениям, животным, здоровью людей . ( Дети записывают выводы в таблицу)
(Высыхание водоемов, загрязнение воздуха, отравление почвы ядохимикатами, истребление цветов, гибель животных, заболевание людей)

2 группа решает экологические задачи ( задачи на карточках)
Выбрать правильный ответ

Задача 1.
Какие цветы можно дарить на день рождения?
а) Любые цветы, которые тебе нравятся;
б) Букет можно составить только из тех растений и цветов, которые выращены человеком.


Задача 2.
Можно ли шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?
а) Да, можно. В лесу ты никому не мешаешь.
б) Нет, нельзя. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей – искать укромные места.

Задача 3.
Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток орешника или сорвешь всего три – четыре цветка?
а) Нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы;
б) Да, природе будет нанесен вред! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе.

Задача 4.
Нанесешь ли ты вред природе, выискивая мелкие грибочки?
а) Да, нанесешь. Выискивая мелкие грибочки, ты разроешь весь мох и подстилку, погубишь грибницу, возраст которой может достигать 300 – 500 лет.
б) Нет, а мелкие грибочки очень вкусные.

3 группа Игра «Экологический свет»
- Вам предлагаются различные ситуации. Если герой ситуации не должен так поступать, то вы наклеиваете красный смайлик , если действия не вредят природе – зелёный смайлик.
1 ситуация.
Валера встал утром поздно. Чтобы не опоздать в школу, побежал не по обычному маршруту по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. А побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабые росточки. Когда он прибежал в класс. Прозвенел звонок.
-Не опоздал! – радостно подумал Валера.
2 ситуация.
Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор, быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл воду в умывальнике, брызги летели в разные стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал об этом библиотекарю.
3 ситуация.
Бабушка попросила Андрея собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать чай от простуды. Андрей вышел из дома и стал искать липу. Оказалось, что далеко идти не надо – вдоль шоссе росли липы. Андрей быстро сорвал цветки и принёс бабушке.
Пока проводится работа в группах, ученик проводит мастер- класс по изготовлению цветов из вторсырья
( пакетов и салфеток) для гостей.


Проверка работы в группах, выступления консультантов, подведение итогов.
- Как работали в группах?
Учитель: Мы с вами обсудили очень важные проблемы.
Может ли человек избежать негативного , отрицательного влияния экономики на природу, чтобы не было катастроф?
А как не должен поступать человек? Каким он должен быть?
Найдите в учебнике на стр. 82 и прочитайте про себя важнейшую задачу общества в 21 веке. Давайте вместе, хором её озвучим.





6 этап Домашнее задание
Прочитать стр.82-83, устно ответить на вопросы
Запишите в тетрадь вывод и представьте, что вы экологи. Попробуйте найти решение экологической задачи « Как сделать экономику безопасной ?»
Доп-ное задание: Ответить письменно на 3 вопрос, стр84.








Работа по учебнику с. 80-82

Развитие познавательной активности.

Проблемный метод.

Развитие умения осуществлять умозаключения на основе раннее приобретённых знаний

Использование наглядного материала способствует более качественному усвоению учебного материала.

Принимают решения в ситуациях трудных и неоднозначных.


Развитие умения самовыражаться, опираясь на полученные знания, личный опыт и наблюдения.












Ребята обсуждают в группах и записывают свои идеи.





















Выступления консультантов
Взаимопроверка




Размышления детей
















Записывают в дневник

7.Рефлексивно-оценочный этап.



Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.
Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 




Индивидуализация деятельности.
Слайд 10,11

-Какие действия мы уже с вами совершали для того , чтобы улучшить наш быт? Может быть у вас появились ещё какие-нибудь идеи???




-Наш урок заканчивается и я хочу спросить:



Высказывают свои предположения.



Высказывают свои идеи и защищают их.
Обсуждают интересные идеи.




Учитель:

- Какую тему мы изучали?
- Какие понятия повторили?

·Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам особенно понравилось или запомнилось?
- Над чем данный урок заставил вас задуматься? ( Гибнет природа, её нужно охранять)
- Что осталось непонятным?

Подведём итоги. Закончите мои предложения:
Экономика и экология тесно связаны друг с другом.
Положительная сторона экономики
Отрицательная сторона экономики
Главная задача общества 21 века
-Молодцы!



Оценить вам свою работу на уроке помогут цветочки.

- Вы выбираете , если вы довольны своей работой,

у вас все получалось, не было трудностей.

– выберут те, кто тоже доволен своей работой, но пока не все

получалось.


– те, кто совсем не доволен своей работой, ничего не

получалось на уроке.
Выбранные цветочки прикрепите на столе и у нас получится цветочная поляна.
Приглашаем принять участие гостей.
- Вспомните, какими вы были на уроке?
- Оправдались ли ваши ожидания?
- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно. Спасибо за урок!
Оценки за урок. Спасибо за работу!





Дети высказываются в течение 2 минут.
Делают выводы.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.








У каждого ученика имеется набор цветочков.
Осуществляют самооценку.












Ученики выходят к столу , прикрепляют свои цветочки.



Используемые источники:

Интернет – ресурсы

фото из личного архива
Окружающий мир. 3 класс Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ А.А.Плешаков. – 9-е изд. – М.:Просвещение, 2012г.































13PAGE \* MERGEFORMAT14115




ТЕСТ

Экология

Экономика

Цель урока




Іђ Заголовок 215