Урок литературы для 9 класса (интегрированный) «Роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте». Исследовательская работа.


Урок литературы для 9 класса (интегрированный) «Роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте». Исследовательская работа.

И.А.Сенникова,
учитель русского языка и литературы
МКОУСОШ с УИОП пгт Мурыгино
Юрьянского района Кировской области.

Предметы для интеграции: литература, русский язык, основы проектной деятельности.
Основания для интеграции: проанализировать после нахождения роль изобразительно-выразительных средств языка в поэтическом тексте и активизировать процесс обучения, связанный с анализом текста.
ТЕМА УРОКА: «Роль эпитетов в сказках А.С.Пушкина».
Цели урока:
образовательная - научить распознавать эпитеты среди других изобразительно-выразительных средств языка;
развивающая - создать условия для развития у учащихся творческих наклонностей, исследовательских навыков, образного мышления, выразительной и правильной речи;
воспитательная - создать условия для воспитания любви к русской литературе, уважения к слову и к поэту.

Ход урока.
1 этап. Теоретическая часть. Работа с алгоритмом к исследовательской деятельности (карточки на столе у каждой группы). 5 минут.

Алгоритм исследовательской работы.
Этапы работы:
1.Постановка цели. Цель- это мысленно представленный результат.
2.Задачи (их может быть несколько). Они связаны с изучением теории вопроса, с работой над выполнением цели, с выделением этапов работы, с формулировкой гипотезы, с разработкой рекомендательных материалов по результатам исследования.
3.Выбор предмета исследования. Предмет- это часть научного исследования, который подлежит тщательному изучению.
4.Выбор научного пространства (объекта), в рамках которого ведётся исследование.
5.Выделение проблемы, т.е. теоретического вопроса, требующего решения.
6.Выдвижение гипотезы- данного изначально тезиса, предположения, выдвигаемого для объяснения какого-либо явления и требующего проверки либо на опыте, либо теоретического обоснования. (Если, то).
7.Определение методов исследования: анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, наблюдение, изучение и т.д.
8.Оформление результатов исследования. Формулировка выводов, которые должны соответствовать теме и цели исследования.
9.Доклад по результатам исследования.
10.Подведение итогов работы над исследованием (ваш творческий потенциал).

2 этап. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: (на столе у каждой группы)

Соответствие доклада теме, цели, задачам исследования.
Качество литературного обзора.
Исследовательское мастерство и оригинальность собранного материала.
Язык и стиль изложения.
Общее впечатление от работы.

3 этап. Задания для групп. На столе у каждой группы находятся словари, справочники и другая литература по данной теме.

Задание для группы №1.
Задание: найти и устранить ошибки в описании данной исследовательской работы.

Роль эпитетов в сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Проблема: какова роль эпитетов в сказке Пушкина?
Цель: чтение и анализ сказок А.С.Пушкина.
Объект: литература первой половины 19 века.
Предмет: сказки А.С.Пушкина.
Гипотеза: если убрать из сказки Пушкина эпитеты, то изменится язык сказки (сказка потеряет выразительность, эмоциональность, красоту, яркость языка), невозможно будет понять замысел автора.
Задачи:
изучить информацию по данной теме (словари, справочники);
прочитать сказку и выделить эпитеты из сказки;
исследовать роль эпитетов в сказке (провести эксперимент, попробовав убрать эпитеты, сосчитать, выявить их характеристику по цвету, по эмоциональной окраске и т.д.)
Методы исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, обобщение.
Вывод:
Продукт: статья по результатам исследования в школьную газету.




Задание для группы №2.

Задание: найти и устранить ошибки в описании данной исследовательской работы.

Роль эпитетов в сказке А.С.Пушкина «Сказка о Золотом петушке».
Проблема: мы читаем прилагательные в сказке как обычные слова, не придавая значения красоте и выразительности слова в качестве образного определения.
Цель: чтение сказок А.С.Пушкина.
Объект: сказка А.С.Пушкина.
Предмет: эпитеты в сказке.
Гипотеза: можно ли понять замысел автора.
Задачи:
прочитать сказку;
дать определение эпитета;
выделить эпитеты из сказки;
подготовиться к работе по тексту сказки.
Методы исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, обобщение.
Вывод:
Продукт: статья по результатам исследования в школьную газету.




Задание для группы №3.

Задание: по данному описанию исследовательской работы сделайте вывод о роли эпитетов в сказке А.С.Пушкина.

Роль эпитетов в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Проблема: мы читаем прилагательные в сказке как обычные слова, не придавая значения красоте и выразительности слова в качестве образного определения.
Цель: выявление роли эпитетов в сказке А.С.Пушкина.
Объект: сказка А.С.Пушкина.
Предмет: эпитеты в сказке.
Гипотеза: если убрать из сказки Пушкина эпитеты, то изменится язык сказки (сказка потеряет выразительность, эмоциональность, красоту, яркость языка), невозможно будет понять замысел автора.
Задачи:
изучить информацию по данной теме (словари, справочники);
прочитать сказку и выделить эпитеты из сказки;
исследовать роль эпитетов в сказке (провести эксперимент, попробовав убрать эпитеты, сосчитать, выявить их характеристику по цвету, по эмоциональной окраске и т.д.)
Методы исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, обобщение.
Вывод:
Продукт: статья по результатам исследования в школьную газету.


4этап. Работа над выполнением заданий в группах в течение 15 минут.

5 этап. Слушание докладов и оценка экспертной группы. 20 мин

6 этап. Подведение итогов. 5 мин. Домашнее задание - материалы, собранные во время урока, оформить в виде сочинения или продолжить работу над исследовательским проектом.


Внимание! КЛЮЧ к успешному выполнению данной работы:

(В этом варианте нет ошибок в формулировках всех этапов данной исследовательской работы.)
Роль эпитетов в сказках А.С.Пушкина.
Проблема: мы читаем прилагательные в сказке как обычные слова, не придавая значения красоте и выразительности слова в качестве образного определения.
Цель: выявление роли эпитетов в сказке А.С.Пушкина.
Объект: сказка А.С.Пушкина.
Предмет: эпитеты в сказке.
Гипотеза: если убрать из сказки Пушкина эпитеты, то изменится язык сказки (сказка потеряет выразительность, эмоциональность, красоту, яркость языка), невозможно будет понять замысел автора.
Задачи:
изучить информацию по данной теме (словари, справочники);
прочитать сказку и выделить эпитеты из сказки;
исследовать роль эпитетов в сказке (провести эксперимент, попробовав убрать эпитеты, сосчитать, выявить их характеристику по цвету, по эмоциональной окраске и т.д.)
Методы исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, обобщение.
Вывод: роль эпитетов велика, текст сказки без них скуден, сказка теряет выразительность.
Продукт: статья по результатам исследования в школьную газету.




Дополнительно предлагаю следующие темы для исследовательских работ учащихся:
1.Роль постоянных эпитетов в поэме «Слово о полку Игореве».
2.Роль устаревшей и малоупотребительной лексики в произведениях М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.
3.Роль эпитетов в сказках А.С.Пушкина.
4.Роль высокой лексики в стихотворении Е.А.Баратынского «Элегия».
5.Роль аллитерации в стихотворении А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд ».
6.Роль изобразительно-выразительных средств языка в любовной лирике А.С.Пушкина.
7.От имён мифологических божеств любви к идеальным божественным первообразам в
лирике А.С.Пушкина.
8.Роль старославянизмов в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».
9.Роль эпитетов в романе А.С Пушкина «Евгений Онегин».


Литература для подготовки к уроку:

1.Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении /ТЕКСТ/ Н.Ю.Пахомова. - Изд. 2-ое, перераб.- М.:Аркти, 2005. – 243с.
15