Конспект урока мастер класс по русскому языку Метафора -один из видов изобразительно — выразительных средств русского языка

класс.
Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний необычный урок мы начнём со слов великого русского писателя М.Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать?» (Слайд 1).
Обращаясь к этому эпиграфу, мы приходим к мысли, что очень важно, по мнению писателя, знать, о чём ты хочешь писать, т.е. тему своего произведения, для чего писать, т.е. идею (главную мысль). Но не менее важно и то, какими средствами языка следует владеть, чтобы воплотить свой замысел. И сегодня мы углубим свои знания об одном из изобразительно – выразительном средстве языка – метафоре, которая помогает мастеру слова изобразить желаемое.

-Что же такое метафора?

Метафора – это употребление слов в переносном значении для изображения или характеристики предмета или явления на основе сходства, сравнения (в переводе с греческого языка метафора означает перенос). (Слайд 2).

Вспомним знакомые строки из произведений Пушкина, Бунина.
а)В слезах отчаянья, Людмила
От ужаса лицо закрыла;
Увы, что ждёт её теперь!
Бежит в серебряную дверь;
Она с музыкой отворилась
И наша дева очутилась в саду.
А.С.Пушкин.
б)Первый утренник, серебряный мороз!
Тишина и звонкий холод на заре.
Свежим глянцем зеленеет след колёс
На серебряном просторе, на дворе.
И.А.Бунин. (Слайд 3)

Ребята! Какое слово повторяется в обоих текстах? (серебряный)
Что оно означает в первом тексте? (сделанный из серебра)
Речь идёт не о простом саде, а о необыкновенном, чудесном, принадлежащем волшебнику Черномору. И речь там идёт о двери, сделанной из серебра. Значит, слово серебряный употреблено в его прямом значении.
Теперь обратимся ко 2 отрывку.
О каком времени года идёт речь? (о зиме).
Вспомним зимние пейзажи.
Что же означает в данном стихотворении серебряный мороз, серебряный простор? (похожий на серебро, белого цвета, блестящий, искрящийся, как блестит металл серебро. Иней, снег покрыл землю. Всё словно в серебре. Свойства, черты, характерные для серебра, как бы переносятся на другие предметы. Значит, в этом случае слово серебряный имеет не прямое, а переносное значение.

Ребята, давайте посмотрим, какие бывают типы метафор. (Слайд 4 ).Итак, в основе антропоморфной метафоры лежит сравнение с человеком: например,шагающий экскаватор.
Зооморфная метафора основана на сравнении с животным: револьверный лай.
Пространственная метафора: высокие цены.
В зависимости от количества слов – носителей образа различают метафору простую (золото заката, море цветов) и метафору развёрнутую.

Метафоры входят и в обычные приветствия в разговорной речи в качестве обращений. Давайте с вами обратимся к кому- нибудь: «звёздочка моя», «огонёк мой», «ласточка моя», «зайка моя», «солнышко моё».

Ребята, последнее обращение связано с солнцем, символом защиты и тепла. Много прилагательных со словом солнечный входит в состав метафор, согревающих душу и сердце. Например, давайте перечислим «солнечные» метафоры:
солнечное настроение,солнечная жизнь
солнечная улыбка,солнечные часы
солнечные очки,солнечный круг
солнечный зайчик,солнечное детство,солнечные пожелания.
А теперь, ребята, перевернём наше солнышко и выполним творческое задание (вставим вместо пропусков метафоры):
Зайчик солнечный, как лучик,
Вдруг по партам пробежал.
Всех девчонок и мальчишек
он по пальцам сосчитал.
Солнечное настроение
Преподнёс всем озорно
И исчез, как появился
Так же быстро за окно!
Давайте нашим солнечным настроением поделимся со всеми в зале. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу солнечные улыбки.

Песня «Солнечный зайчик».
Итак, ребята, о метафоре можно говорить много, потому что, на мой взгляд, самым главным в ней является слово, которое содержит в себе скрытый смысл.
Знаете, как в притче? Путешественник увидел 3х рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил у каждого, что он делает.

1й ответил: «Толкаю эту тяжёлую тачку, будь она проклята».

2й сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи»

А 3й гордо произнёс: «Я строю прекрасный храм».

На этой оптимистической ноте мы заканчиваем наше занятие. Хочется пожелать вам, ребята, чтобы храм будущего, который строите вы, был тоже прекрасен!