Дидактический материал Контрольные задания по выявлению изобразительно-выразительных средств языка (ответы)

Контрольные задания
по выявлению изобразительно – выразительных средств языка в тексте
1.Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
2.Только в мире и есть что тенистый
дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть что лучистый
Детски задумчивый взор (А.Фет)
3.Луна хохотала, как клоун (С.Есенин).
4.Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный (М.Лермонтов)
5.Не лютая змея возвевалася,
Возвевалось лукавство великое (из исторической песни)
6.Партер и кресла – все кипит.(А.Пушкин)
7.Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой (А.Пушкин).
8.Земля надрывается от жары
Термометр взорван (Э.Багрицкий).
9.Талии никак не толще бутылочной шейки (Н.Гоголь).
10.Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда (Б.Пастернак).
11.И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз (М.Лермонтов)
12.Черный ворон в сумраке снежном,
Черный бархат на смуглых плечах (А.Блок)
Ответы
1.Риторическое обращение, антитеза(1-2,3-4),параллелизм (1-4)
2.Анафора; эпитеты, построенные на олицетворении (дремлющих кленов) и метафоре (лучистый взор); метафора (кленов шатер).
3.Сравнение
4.Перифраза (спутник бедный – кинжал), инверсия
5.Отрицательное сравнение, эпитет (лютая змея),анадиплосис
6.метонимия,метафора
7.Перифразы (келья восковая – соты,дань плевая – нектар), инверсия
8.Олицетворение (земля надрывается), гипербола
9.Литота
10.Аналепсис, анафора, сравнения, градация (климакс)
11.Синекдоха, инверсия
12.Параллелизм, эпитет, построенный н
·а метонимии, инверсия (сумрак снежный)
Стилистические фигуры или фигуры речи
Анафора (с греч.- вынесение вверх, повторение) – единоначатие, повторение слов или словосочетаний в начале предложений (строк)
Эпифора – повторение слов или словосочетаний в конце предложений (строк)
Аналепсис (композиционный стык) – повтор рядом стоящих слов.
Параллелизм (с греч. – идущий рядом, параллельный) – одинаковое синтаксическое построение смежных фраз (соседних предложений, строк), параллельное расположение в них сходных членов предложения.
Антитеза (с греч. – противоположение) – противопоставление значений слов.
Инверсия (с лат. – переворачивание, перестановка) – нарушение порядка слов
Градация (с греч. –постепенное возвышение) – расположение слов и выражений по возрастающей (климакс) или убывающей (антиклимакс) значимости. Климакс с греч. - лестница.
Риторическое восклицание – фигура, повышающая эмоциональный уровень речи.
Риторический вопрос – вопрос, задающийся с целью привлечения внимания слушателя к определенному моменту речи
Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к кому – нибудь или чему – нибудь, призванное выразить авторское отношение, дать характеристику объекта.
Оксюморон – ( с греч. – остроумно – глупое) – подчеркнутое соединение противоположностей, логически исключающих друг друга; сочетание несочетаемого.
15