Национально-региональный компонент на уроках мхк и музыки




Национально-региональный компонент на уроках
мировой художественной культуры и музыки.
Уроки мировой художественной культуры и музыки сегодня невозможны без учёта регионального компонента. Искусства разных народов, населяющих необъятные просторы нашей родины раскрывают исконные истоки духовной жизни, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Народное искусство это уникальный мир духовных ценностей. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. И главное сегодня для школы воспитать через искусство интерес и уважение к культуре иных, непохожих народов и радость познания их культуры и искусства. Но всё это, естественно, должно идти с опорой на свою родную культуру, через глубокое её проживание. Восхищение народным искусством – шаг к любви. Любви к Отечеству, к Родине. К стремлению беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры. Человек, не знающий родной язык, историю, культуру, отчужден от своей нации.
Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству и внедрение национально-регионального компонента в сеть разнообразных образовательных программ по разным предметам. Этнокультурный компонент эффективно реализуется в преподавании многих дисциплин: «Родной язык», «Родная литература», «История родного края», «Основы языка родного края», «Музыка», «МХК» и др.
Особое место на моих уроках занимает история Крыма. Ведь этот полуостров с древности играл огромную роль в истории и культуре России. Крым стал одним из древнейших центров христианства, в Крыму побывали создатели славянской азбуки святые Кирилл и Мефодий. В Херсонесе (Корсуни) крестился князь Владимир во время походов 918-988 годов, сделавший христианство государственной религией Руси, а затем, включил Крым в состав Киевской Руси. В 13 веке полуостров становится частью Золотой Орды, попадая под власть Османской империи. За эти земли проливали свою кровь А.Суворов, М Кутузов, П. Нахимов , а в годы Великой Отечественной Войны Крым стал отдельным бастионом борьбы с фашизмом. Культурные связи навсегда сделали Крым неразрывной и своеобразной частью России. С ним связаны имена А. Пушкина, А. Грина, А. Чехова, К. Паустовского, М. Цветаевой, И. Айвозовского и многих других великих людей. И ,конечно, неразрывная часть этой истории всегда присутствует на уроках мировой художественной культуры
·, музыки. Так как любые формы художественной деятельности обеспечивают осознанное и активное участие школьника в творческом процессе ,в любых сферах общественной жизни. А целью преподавания МХК и музыки является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение школьников к миру истории, искусства, как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития их личности.
В Республике Крым традиционная система обучения существенно дополняется национально-региональным компонентом. Большинство школ и гимназий внедряют и дополняют свои школьные программы национально-региональным компонентом. Вводят учебные предметы, направленные на изучение истории, культуры и природы родного края, готовят курсы краеведческого содержания, разносторонне отражающие специфику республики.
Учителя музыки и МХК также легко вводят национальный компонент в свои уроки, так как цели и задачи программы это предусматривают. Учащиеся, уже с первого класса начинают знакомиться со своей малой Родиной.
Каждый урок по своему содержанию должен быть логически связан как с предшествующими уроками, так и с последующими, чтобы по каждой теме складывалась целостная система уроков. Главное не потерять тот стержень, те цели и задачи, которые заложены автором в программе. В художественной культуре народов Крыма искусство представляет явление яркое и сильное, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом . Произведения его выделяются совершенством форм, особой красочностью, богатством орнамента, придающим облику приподнято праздничный характер. Все виды искусства из столетия в столетие устойчиво сохраняли глубоко традиционные художественные ценности, которые сегодня находятся в крымских музеях. Ведь история Крыма неразрывно связана с историей великой России. И опора на национальную культуру делает естественным приобщение школьников не только к русскому, но и к многонациональному крымскому фольклору, его изобразительному творчеству, литературным сказкам и мифам, песням, танцам, традициям. учащиеся познают культуру всех народов Крыма . Такие уроки воспитывают любовь к родному краю , чувство патриотизма, уважение и гордость за нашу великую страну.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15