Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве.

Русская церковная архитектура XVI века.
Собор Василия Блаженного в Москве.

Цель: показать характерные черты архитектуры России XVI века на примере памятников Москвы храма Василия Блаженного и церкви Вознесения в Коломенском и раскрыть их место в духовной культуре этого времени, связанной русской историей и осмыслением Москвы как политического и культурного центра страны. Раскрыть общечеловеческую значимость шедевров русской архитектуры XVI века.

Тихо звучит музыка.

Архитектурные памятники безмолвны. Веками хранят они тайны от тех, кто не умеет прислушиваться и вглядываться в прошлое. Но любознательному и вдумчивому они расскажут многое. Софийские соборы в Киеве и Новгороде Великом – о богатырском времени Киевской Руси, о светлой вере первых русских христиан. Древние сооружения Руси до монгольского нашествия – храмы Владимира, Суздаля, Переславля-Залесского поведают нам о могуществе и славе владимирских князей, их честолюбивых замыслах. Московские памятники хранят память о единении всея Руси, о рождении мощного русского государства, его достижениях и победах.

Спит Москва, Руси столица,
Сон спокойным людям снится,
Сторожа то там, то тут
В колотушки глухо бьют.
Сторожа из войск царевых
Караулят пять ворот,
И гремят в ночи слова:
«Славен, славен град Москва!»
Славен город наших дедов,
В жизни многое изведав,
И над всеми временами
Древний Кремль, хранимый нами,
Нас хранит из года в год –
Наша гордость и оплот.

В конце XV века Москва завершает процесс централизации русских земель. Иван III, князь Московский, по праву принимает высокий титул великого князя всея Руси. Московский Кремль – до этого резиденция великого князя и митрополита Московского - становится «лицом» столицы огромного государства. Начинаются масштабные преобразования в Кремле. Сюда приглашаются лучшие мастера Западной Европы – итальянцы. Они владеют техникой изготовления кирпича - современного строительного материала, который только теперь предстоит освоить Руси. В строительстве новых краснокирпичных стен и башен Кремля примет участие 2,5 тысячи русских каменщиков. Московский Кремль не будет иметь аналогов среди европейских крепостей.
Но еще раньше фортификационных построек в Кремле на месте прежних сооружаются знаменитые московские соборы. Их тоже построят под началом итальянцев – Аристотеля Фиораванти, Алевиза Нового и других, но по образу и подобию храмов Древней Руси. В XX веке, глядя на их творения, поэт О Мандельштам скажет:

И пятиглавые московские соборы
С их итальянскою и русскою душой
Напоминают мне – явление Авроры,
Но с русским именем и в шубке меховой.
(О. Мандельштам)

Первым в Кремле был возведен величественный Успенский собор. Его строителю – крупному итальянскому зодчему Аристотелю Фиораванти надлежало следовать образцу Владимирского Успенского собора XII века, дабы показать преемственность власти московских князей от владимирских. Фиораванти исполнил это задание. Но подошел к нему творчески: он повторил в своем соборе только внешние черты «образца»: крестово-купольную конструкцию, пятиглавие, декоративное оформление. В целом же он придал зданию принципиально новый облик.
И снаружи, и изнутри собор выглядит удивительно монолитным - «яко един камень», по образному выражению одного из современников. Равномерное членение стен вертикальными выступами (лопатками) и завершение их на одной высоте полукружиями (закомарами) позволило существенно раздвинуть внутреннее пространство собора. Другое новшество - двойной ярус окон. До этого на Руси было принято только одноярусное освещение в храмах. Украшение фасада - пояс из колонок и арочек и изображение Владимирской Божьей матери над южным порталом –прозрачное указание на владимирский «прообраз» московского собора. Венчает собор мощное пятиглавие. Шлемовидные купола вызывают в воображении образ русского богатыря, воина. Собор поражал современников своим «величеством, и светлостью, и звонностью и пространством». Вплоть до Октябрьской революции Успенский собор являлся главным кафедральным собором России, где венчались на царство русские цари и императоры, провозглашались важнейшие государственные акты, происходило поставление в сан митрополитов и патриархов. Как архитектурное сооружение Успенский собор оказал огромное влияние на развитие общенациональной русской архитектуры.
За Успенским поднялись Благовещенский и Архангельский соборы, в создании которых принимали участие лучшие русские зодчие и иконописцы. Многие века архитектурно-художественный ансамбль Московского Кремля остается эталоном красоты русского зодчества. Московская архитектура рубежа XV и XVI веков становится общерусским явлением.

Вопрос: Подумайте, какова главная идея архитектурного ансамбля Московского Кремля и каким образом она выражена?
Ответ: Идея единства, силы и могущества Русского государства Идея «Третьего Рима»

В Кремле, что новыми стенами
Кирпичной кладкой обнесен,
К соборам, убранным богато,
Дворец выходит за дворцом.
Тут Грановитая палата,
Что Красным славится крыльцом,
А вот палата Золотая,
С чудесной роскошью внутри,
В ней иностранцев принимая,
Сидят теперь государи.

(Слайд картина В. Васнецова «Царь Иван Грозный»)
После смерти Ивана III русским царем стал его внук – Иван IV. В торжественной обстановке в Успенском соборе Московского Кремля в 1547 году состоялось его венчание на царство. Много крови пролил первый царь, много невинных людей загубил. Не пощадил даже собственного сына. Недаром народ нарек его Грозным.
С рождением царя Ивана Грозного, его победами связано строительство выдающихся памятников отечественной архитектуры, так называемого шатрового зодчества.
Традиция устанавливать памятники зародилась в глубокой древности. Древнегреческие и древнеримские города были украшены многочисленными статуями великих правителей и полководцев, триумфальными арками, торжественными колоннами В Древней Руси памятниками служили специально воздвигавшиеся кресты, часовни и в особых случаях храмы.
25 лет ждал появления наследника великий князь Василий III. Когда в 1530 году родился долгожданный первенец, отец будущего царя дал благочестивый обет: построить деревянный храм в честь Святого Иоанна Предтечи - небесного покровителя своего новорожденного сына. Обет он свой исполнил, но этим не ограничился. Спустя 2 года, в канун даты крещения наследника, в его честь в подмосковной великокняжеской резиденции - селе Коломенском был освящен знаменитый храм Вознесения.

(Слайд Храм Вознесения в Коломенском)

Своей удивительной красотой и необычными пропорциями новая церковь поразила воображение современников Летописец восторженно писал, что такая «велми чюдная» церковь «не бывала преже сего в Руси» И действительно, храм открывал новую страницу в истории средневековой русской архитектуры.
На крутом живописном берегу Москвы-реки вознесся огромный, устремленный ввысь белокаменный столп. Его мощное основание вырастает из хитросплетения словно парящих над землей галерей. Многогранное стрельчатое основание храма завершается тройными заостренными кокошниками, напоминающими языки замерзшего пламени. А над ними на стройном восьмигранном основании возвышается шатер, венчающий все здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. Верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золоченным, сверкающим на солнце крестом.
Символика нового храма была очевидна. Весь его облик, величественный и торжественный, говорил о двух событиях: небесном (которое дало ему имя) – о Вознесении Сына Божьего к Отцу, и земном (которое стало поводом к строительству) – о рождении наследника престола Московского государства.
Следует высказывание Берлиоза
«Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота, красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный».

Вопрос: Какие черты роднят этот памятник с древнерусской архитектурой?
Ответ: Широкое четырехгранное основание, устремленность вверх, убывающая ввысь масса здания, связь с природой.

Вопрос: С какими известными вам сооружениями можно сравнить храм Вознесения?
Ответ: Есть сходство с деревянными церквями: они так же вытянуты по вертикали, построены на высоком основании, имеют галереи.

Вопрос: А что отличает храм от его предшественников?
Ответ: Нет куполов, не выделена алтарная часть (апсиды), по силуэту схож с кремлевскими башнями.

Главным, что отличало храм в Коломенском от всех предшествовавших ему русских храмов, был именно каменный (кирпичный) шатер. До него все русские храмы завершались сводами и венчающими их главами (куполами на барабанах) Главками венчались и колокольни. Правда, своды многих соборов в XV веке все сильнее и сильнее вытягивались вверх (можно показать: собор Рождественского монастыря в Москве, собор Старицкого Успенского монастыря), но до замены сводов шатром не доходило. Это движение читается и в облике церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове под Москвой. (показ слайда с Церквью), построенная в память венчания на царство Ивана Грозного.
Храм имеет пять восьмигранных приделов, теснящихся вокруг центрального столповидного здания. Этот центральный столп выполнен в виде многоярусной башни. Весь яркий архитектурный декор, построенный на необычно сложной игре форм (кокошники, полуцилиндры), говорят о влиянии деревянного зодчества. Эта церковь в Дьякове является прямой предшественницей шедевра русской и мировой архитектуры – храма Покрова что на рву.

Тихо нарастает музыка.
Ученики.
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель, -
Гласит летописца сказанье,-
В память оной победы
Да выстроят каменный храм.
И к нему привели флорентийцев,
И немцев, и прочих иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых.
«Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем! Прикажи, государь!»-
И ударились в ноги к царю.
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху.
Переходы, балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди,
Зане эта церковь
Краше вилл итальянских
И пагод индийских была.

(Показ слайда «Собор Покрова что на рву»).

Архитектурный ансамбль Собора состоит из 9 столпообразных храмов различной высоты, в названиях которых отразились казанские события. Посреди стоял восьмигранный столп. Он увенчан в центре шатром, вокруг идет галерея. Он соединяет все церкви в некое неповторимое и гармоничное единство. Каждая из церквей своеобразна в своей индивидуальности, богато украшена декором из арочек, кокошников, раковин и других элементов, придающих всему сооружению праздничный вид. Это храм –памятник важному историческому событию. Центральный шатер был украшен цветной майоликой.

Вопрос: Какое впечатление он производит?
Какие чувства вызывает?
Ответ: Это прежде всего торжество, ликование, праздник по случаю победы. Отсюда сказочность храма, его нарядность. Он прославляет силу и могущество государства и гений его мастеров.

Ученики.
Был диковинный храм
Богомазами весь измалеван
В алтаре, и при входах,
И в царском притворе самом.
А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам:
«Покажи, чем живешь!»
Ночью подлый народ
До креста напивался в кружалах,
А утром истошно вопил,
Становясь на правеж.
И над всем этим срамом
Та церковь была –
Как невеста!
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту –
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь, как на сказку,
Глядела на ту красоту

Музыкальная пауза.

А как храм освятили,
То с посохом, в шапке монашьей
Обошел его царь-
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
«Лепота!»- молвил царь.
И ответили все: «Лепота!»
И спросил блогодетель:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Может! Прикажи, государь!»-
И ударились в ноги к царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в суздальских землях,
И в землях рязанских, и прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
Их клеймили клеймом,
И секли батогами, болезных,
И кидали их, темных,
На стылое лоно земли.
И в Обжорном ряду,
Там, где заволь кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:
«Государево слово и дело!»,
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.

Тихо звучит музыка. Исполняется произведение С. В. Рахманинова «Колокола». Показ слайда «Собор Василия Блаженного».

И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась,
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.

Музыка звучит громче.

Сегодня этот храм называют «Храм Василия Блаженного» в память о московском юродивом чудотворце Василии, погребенном на кладбище близ собора. Царь Фёдор Иоаннович приказал на месте погребения устроить в соборе придел.
Нарядные луковичные главы собора появились в конце XVI века, а цветистая роспись – в XVII-XVIII веках. Иностранцы говорили: «Храм построен скорее для украшения, чем для молитвы». Светское начало брало верх над культовым. Смелый по композиции и необычайно декоративный храм воплотил всю мощь русского архитектурного гения. Это была высочайшая точка развития русского зодчества XVI века.

Вопрос: Можете ли вы назвать храм, построенный гораздо позже, но внешне по архитектурному декору и стилю напоминающий храм Покрова?
Ответ: Это Храм Спаса на крови в Петербурге, построенный в XIX веке на месте гибели русского царя.

Звучит музыка – исполняется «Рассвет на Москва-реке» из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина».

Ученик.
В рассвете спит еще столица,
Мерцают звезды далеки,
Густой седой туман клубится
Меж берегов Москва-реки.
И Русь, доступная когда-то
Вторженьям варваров – врагов,
Теперь сама крепка, богата,
Сильна единством городов.
И то, что создано руками
И сердцем русских мастеров,
Живет и будет жить веками
Среди сокровищ всех миров.


13PAGE 15


13PAGE 14815




15Основной текст с отступомВерхний колонтитулНомер страницыОсновной текст Пользователь0C:\Мои документы\XVI век в русском зодчестве.doc Пользователь0C:\Мои документы\XVI век в русском зодчестве.doc Пользователь0C:\Мои документы\XVI век в русском зодчестве.doc Пользователь0C:\Мои документы\XVI век в русском зодчестве.doc Пользователь"A:\XVI век в русском зодчестве.doc Пользователь"A:\XVI век в русском зодчестве.doc Сотникова 9C:\WINDOWS\TEMP\Автокопия XVI век в русском зодчестве.asd Сотникова "A:\XVI век в русском зодчестве.doc10C:\DOS\Автокопия XVI век в русском зодчестве.asd1EC:\WINDOWS\Рабочий стол\Мои документы\XVI век в русском зодчестве.doc
·
·