Психологическая азбука 3 класс


МБОУ Володарская СОШ
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Володарской СОШ
__________О.А.Янковская «___» __________ 2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образовательного курса
во внеурочной деятельности
«Психологическая азбука»
для обучающихся 9-10 лет
(3а ,3б ,3в класс)
Срок реализации дополнительногообразовательного курса - 1 год
Составитель: Малахова Кристина Михайловна
Педагог-психолог
пос. Володарского, 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании авторской программы Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой «Психологическая азбука» (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука (Первый год обучения)/ под ред.И.В.Вачкова.- М.: Издательство «Ось», 2003г.-168с.) Направленнность: курс реализует программы дополнительного образования социально-педагогической направленности.
Новизна: курс направлен на создание в рамках системы начального обучения условий, максимально способствующих личностному развитию учащихся.
Актуальность: курс актуален для личностного развития учащихся, перехода на более высокий уровень самосознания, реализуемый на основе развертывания рефлексивных способностей учащихся.
Целесообразность: курс целесообразен для развития воображения, интуиция, мышления, приобретения представления о нормах поведения и нравственных ценностях.
Цель дополнительного образовательного курса: развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей, познавательных возможностей в тех пределах, которые определяются возрастными требованиями «психологической безопасности», предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».
Задачи дополнительного образовательного курса:
помочь детям быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям;
познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии и её предметом;
учить методам и приемам познания себя;
ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.
способствовать гармоничному становлению психических функций;
ориентировать детей на стремление к творчеству в учебной деятельности
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является опора на принцип метафоризации психологических представлений. Через понимание метафоры, через расшифровку и построение метафорических образов дети развивают воображение, интуицию, мышление, учатся получать эстетическое наслаждение от литературных текстов, косвенным путем приобретают представление о нормах поведения и нравственных ценностях. «Ключевая» метафора – Королевство Внутреннего Мира, реализуется в контексте развертывания цепочки особых сказок, объединенных общим сюжетом. Заложенные в сказках метафоры оказываются волшебным инструментом, помогающим ребенку лучше и глубже понимать себя, свой внутренний мир.
Важнейшими функциями сказочной метафоры являются:
осознание системы отношений между субъектами и снижения воздействия негативных эмоций в случае получения болезненной информации;
обеспечение раскрытия творческих потенциалов субъектов в процессе совместной активности;
раскрытие содержания научных психологических представлений.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 9-10 лет
Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год (1 час в неделю,34 часа за 1 год).
Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу; формы проведения занятий разнообразны. Часть занятий, имеющих теоретический характер проводится в виде поисковых бесед. Практические занятия проводятся в виде игр, инсценировок.
Ожидаемые результаты:
обучение навыкам эффективного общения;
выработка адекватной самооценки;
овладение приемами эмоциональной саморегуляции;
овладение навыками разрешения конфликтов.
развитие познавательных способностей;
осознание себя в системе учебной деятельности;
обучение навыкам эффективного общения;
Способы их проверки: методы наблюдения за учащимися, беседы с учащимися, учителями и родителями.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: беседа с учащимися.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительного образовательного курса « Психологическая азбука»
1 час в неделю, 34 часа в год
№ урока Тема Вид занятия Количество часов По
плану По
факту1.Введение в психологию общению 1. Новая встреча с психологией Беседа с элементами тренинга 1 2. Начало путешествия в страну общения Беседа, игровой тренинг 1 3. Что взять с собой в путешествие? Беседа, элементы тренинга 1 4. Что я знаю о себе? Беседа, элементы тренинга 1 2.Психология отношений 5 Как и почему начинаются ссоры Рефлексивный тренинг, беседа 1 6 Сказка о конфликте и контакте Чтение сказки, инсценировка 1 7 Качества , важные для общения Беседа, игра 1 8 Качества , важные для общения Рефлексивный тренинг, упражнения 1 9 Какие мы в общении? 1 10 Я – общительный или замкнутый? Рефлексивный тренинг, упражнения 1 11 Королевство разорванных связей Чтение сказки, беседа с элементами тренинга 1 12 Свои и чужие Беседа с элементами тренинга 1 13 Девчонки+мальчишки=… Игровые упражнения, беседа 1 14 Друзья и недруги Беседа, элементы тренинга 1 3.Сокровища и тайны дружбы 15 Дружба – это …? Беседа, практическая работа 1 16 Мы – дружная команда! Беседа, практическая работа 1 17 Правила доброго общения Беседа, рефлексивный тренинг 1 18 Дружная страна Беседа-опрос, упражнения 1 19 Дружная страна Рефлексивный тренинг, беседа 1 20 Как мы все похожи! Беседа, игра 1 21 Какие мы все разные! Беседа, игра 1 22 Сказка о другой точке зрения Чтение сказки, беседа с элементами тренинга 1 23 Скажи мне, кто твой друг… Игровые упражнения 1 24 Скажи мне, кто твой друг… Беседа, рефлексивный тренинг 1 4.Поддержка в общении 25 Комплимент это … Беседа, элементы тренинга 1 26 Что ценят во мне и что я ценю в себе? Беседа, рефлексивный тренинг 1 27 Что ценят во мне и что я ценю в себе? Беседа, игра 1 28 Давайте говорить друг другу комплименты! Беседа , упражнения 1 29 Давайте говорить друг другу комплименты! Беседа, игра 1 5.Сочувствие и сопереживание 30 Как мы переживаем эмоции? Беседа, рефлексивный тренинг 1 31 Мы умеем выражать эмоции Беседа, упражнения 1 32 Мы умеем выражать эмоции Беседа,игра1 33 Как мы понимаем эмоции других? Беседа, упражнения 1 34 Мы умеем сопереживать Беседа, упражнения 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
34часа
ТЕМА Введение в психологию общения (4часа)
В этом разделе происходит постепенное вхождение детей в психологию общения, осуществляется знакомство с ключевыми понятиями психологической науки. Принцип метафоризации реализуется благодаря введению нового фрейма – путешествия по Стране Общения, маршрут которой разрабатывается на занятиях детьми совместно с учителем. Занятия нацелены на создание ситуации единства общения и обучения.
В теме предусмотрено проведение игрового, ролевого тренинга, беседы. Для методического обеспечения учебно-воспитательного процесса занятий используется дидактический материал, методическое пособие «Психологическая азбука» (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука (Третий год обучения)/ под ред.И.В.Вачкова.- М.: Издательство «Ось», 2005г.-168с.)
Итог подводится в форме беседы с элементами тренинга.
Тема Психология отношений (10часов)
На занятиях по этому разделу программы происходит знакомство детей с основными понятиями практической психологии отношений и отработка навыков эффективного общения в разнообразных ( в том числе – конфликтных) ситуациях. Используются много упражнений самооценочного и взаимооценочного характера, что отражает основную цель работы – развитие осознания ребенком себя в системе отношений.
В теме предусмотрено проведение игрового, ролевого тренинга, беседы. Для методического обеспечения учебно-воспитательного процесса занятий используется дидактический материал, методическое пособие «Психологическая азбука» (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука (Третий год обучения)/ под ред.И.В.Вачкова.- М.: Издательство «Ось», 2005г.-168с.)
Итог подводится в форме беседы с элементами ролевого тренинга.
Тема Сокровища и тайны дружбы (10часов)
Обсуждение этой темы способствует формированию гуманистических ценностей, более глубокому осознанию собственной уникальности и уникальности и самоценности других людей. В ходе занятии демонстрируется, что мир состоит из противоположностей и только их единство, взаимодополнительность позволяют существовать многообразию вещей, явлений, людей. Много внимания уделяется факторам, способным негативно сказаться на дружеских отношениях.
В теме предусмотрено проведение рефлексивного тренинга, практических заданий, беседы. Для методического обеспечения учебно-воспитательного процесса занятий используется дидактический материал, методическое пособие «Психологическая азбука» (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука (Третий год обучения)/ под ред.И.В.Вачкова.- М.: Издательство «Ось», 2005г.-168с.)
Итог подводится в форме беседы с элементами рефлексивного тренинга.
Тема Поддержка в общении (5часов)
Занятия раздела посвящены теме «Комплименты». На занятиях предусмотрены многообразные упражнения, способствующие тренировке навыков поддержки в общении. Важно научить детей заниматься не лестью и угодничеством, а искренне замечать в других людях замечательные, привлекательные черты и качества.
В теме предусмотрено проведение рефлексивного тренинга, игр, беседы. Для методического обеспечения учебно-воспитательного процесса занятий используется дидактический материал, методическое пособие «Психологическая азбука» (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука (Третий год обучения)/ под ред.И.В.Вачкова.- М.: Издательство «Ось», 2005г.-168с.)
Итог подводится в форме беседы с элементами игрового тренинга.
Тема Сочувствие и сопереживание (5часов)
На занятиях активно применяются разнообразные тренинговые упражнения, ориентированные на развитие у детей навыков коллективного творчества и сотрудничества, эмпатии, сопереживания, умения понимать эмоции и чувства других людей. Важное место занимает создание у учащихся мотивации к дальнейшему путешествию по Стране Общенияю.
В теме предусмотрено проведение рефлексивного тренинга, игр,упражнений, беседы. Для методического обеспечения учебно-воспитательного процесса занятий используется дидактический материал, методическое пособие «Психологическая азбука» (Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука (Третий год обучения)/ под ред.И.В.Вачкова.- М.: Издательство «Ось», 2005г.-168с.)
Итог подводится в форме беседы с выполнением различных упражнений.




Перечень учебно-методического обеспечения, словарей и справочной литературы, мультимедийных пособий, дидактического материала
Психологическая азбука. Начальная школа (третий год обучения).
Под ред. И.В.Вачкова – М.: Издательство «Ось-89», 2003г.
Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения). / Под ред. И.В.Вачкова – М.: Издательство «Ось-89», 2004г.
И.В. Вачков Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89,2001г.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3-е изд. – М.: Генезис, 2009. – 344с.
Источники информации для дополнительного изучения предмета учащимися
Вачков И.В. Психология для малышей. М.:Издательство «Педагогика-Пресс», 1996
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей
начальных классов от №___
Председатель ШМО
______________________ Артамонова Л.В.
«___» _________________2015г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
______________________ Артамонова Л.В.
«____» ________________2015г.