Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему Разбор слова по составу (Морфемный разбор)

Технологическая карта урока. Анализ слов по составу (морфемный разбор)

ФИО (полностью)
Наставшева Е.И.


Место работы
МБОУ СОШ №1 ст. Хворостянка Добринского района Липецкой области



Должность
Учитель начальных классов


Предмет
Русский язык



Класс
2


Тема урока в теме
Анализ слов по составу (морфемный разбор)



Базовый учебник
Русский язык 2 класс ( 1 часть) Л.Я Желтовская,
О.Б. Калинина


Цели урока:
повторение, обобщение и закрепление полученных знаний по теме «Состав слова», а именно:
умение отличать однокоренные слова по двум признакам (смыслу и общей его частью – корню);
совершенствование словаря учащихся;
обучение подбору родственных слов, образованию новых слов с помощью приставки и суффикса;
воспитание зрительного и слухового внимания к слову, различение и понимание лексических оттенков слова;
умение работать в коллективе;
расширение кругозора детей и развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
формирование бережного отношения к природе.

Задачи:
Обучающие:
Повторить признаки родственных слов;
проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;
совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
Развивающие:
развивать память и орфографическую зоркость;
развивать умение разбирать слова по составу;
развивать умение образовывать новые слова;
Воспитывающие:
воспитывать любовь к природе;
воспитывать активность и аккуратность у учащихся.

Оборудование: компьютер, нетбуки, проектор, VEB-camera,презентация.
Тип урока: повторение, систематизация и обобщение материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах)
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод обучения; репродуктивный метод; словесно-наглядный; проблемно-поисковый (эвристический); самостоятельная работа.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа; проблемные вопросы; прием слушания, рассматривания; прием словесного описания; творческие задания; практические упражнения.

Педагогические технологии:
1. Информационно-коммуникационная.
2. Элементы технологии проблемного обучения.
3. Элементы игровой технологии.
4. Технология деятельностного подхода.
5. Элементы дифференцированной технологии.
6. Здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учеников

I.Самоопределение к деятельности. Психологический настрой.

Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Возьмите за руку того, кто сидит вместе с вами за партой. Закройте глаза и молча пожелайте своему товарищу что-нибудь очень приятное, доброе, удачи в работе. Открывайте глаза. Как вы думаете, теперь вам будет легче работать? Настроились на работу? Очень хорошо. Открываем тетради и записываем дату, классная работа.


Слушают, настраиваются на рабочий лад.


II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1. Проверка домашнего задания.
2. Словарный диктант.

Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.
Познавательные:
- постановка и решение проблемы.
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов.
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Ребята, давайте расскажем нашим гостям, какую тему по русскому языку мы сейчас изучаем? Какое задание вы выполняли дома?
- -Давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Над какой частью слова вам пришлось потрудиться? Пока мы проверяем домашнее задание, 2 ученика поработают за нетбуками, и мы, таким образом, проверим их знания.
-Меняет ли окончание значение слова?
стр.31 в р.т., упр.4.Для проверки используется veb-camera и 1 работа ученика.

-Мы изучаем части слова.


-Над окончанием.
-Нет, не меняет значения слова, только его форму. Окончание необходимо для связи слов в предложении.
Учащиеся сличают свою работу с образцом, вносят исправления, если это необходимо.
2 ученика работают за нетбуками по карточкам:
Вставьте пропущенные буквы.
Пложил, зработал, пдтолкнул, нпадал, чудесн рощ, рыж волосы, скрипуч дерво.



III. Постановка учебной задачи.
1Анализ слов по составу.
2. Объяснительный диктант, минутка чистописания.


Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
-Ребята, вспомните, какие значимые части слова вы знаете?
-Что значит разобрать слово по составу?
-Какова цель нашего сегодняшнего урока?
-Для этого нам придется активно поработать на уроке.
-Начнем с объяснительного диктанта, в котором все буквы будем писать очень красиво.
Больше лыж, трскучие мрозы, в ссновом лсу.
-Ребята, какой значимой части слова не было в нашем диктанте?






-Приставка, корень, суффикс, окончание.
-Это значит находить части слов и выделять их.
-Мы будем закреплять знания о составе слов, учиться образовывать новые однокоренные слова.
Учащиеся по одному человеку выходят к доске и записывают по 1 словосочетанию. Объясняют орфограммы, выделяют значимые части слова.
-Приставки.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.


Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- составление плана и последовательности действий.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

-Докажите, что приставка образует новые слова. Для этого выполните упражнение 8 на стр. 89.
-Теперь посмотрим, какие значения могут придавать словам суффиксы.
-Образуйте новые слова при помощи суффиксов. (На интерактивной доске написано задание)
-еньк-
Дуб, береза


-к-
рука, морковь


-тель-
Учить, водить


-н-
Мороз, холод


-як-,-ак-
Море, рыба


-ист-
Машина.



Ученики работают в парах. Выясняют, какие значения приобретают слова в зависимости от выбранной приставки.

Ученики « цепочкой» подходят к доске и образуют слова.
Делают вывод о значении суффиксов.

V. Первичное закрепление нового материала.  
Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств.
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-Ребята, давайте еще раз проговорим, с чего мы начинаем разбор слова по составу.
-Найдите в упражнении 2 стр. 96 слово, которое соответствует схеме в), выпишите и разберите его.



-Почему у этого слова нулевое окончание?
Ученики ,используя памятку(висит на доске) проговаривают план разбора слова по составу.
Выполняют упражнение самостоятельно и затем проговаривают полученный результат вслух (слово- дошкольник).
-У этого слова нулевое окончание, потому что это слово мужского рода.

VI.Психофизическая тренировка. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз.(по выбору учителя может использоваться один из видов разгрузки).
Коммуникативные:
- умение слушать строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Вы много уже сделали на уроке, пора нам и отдохнуть. ( презентация слайд № 1. Под расслабляющую музыку следят глазами за порхающей над цветами бабочкой).
Релаксируют, отдыхают.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Коммуникативные:
- умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- умение выделить нравственный аспект поведения;
- готовность к сотрудничеству и дружбе.
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Сейчас проведем игру-соревнование между рядами. Задание: написать за 2 минуты, как можно больше слов с данными корнями. Вы передаете листок с заданием друг другу, и каждый пишет свое слово. Слова не должны повторяться. Победит тот ряд, который быстрее и правильнее и больше придумал слов. Чтобы правильно выполнит эту работу, нужно помнить о лексическом значении однокоренных слов. В путь!
- Подводим итоги игры. Победила дружба. Вы все справились с заданием.
















1 ряд получает листок с корнем -воз-
2 ряд-с корнем – ход-
3 ряд- с корнем - лёт-
Выполняют задание и затем один из учеников с каждого ряда зачитывает получившиеся слова.

VIII. Этап разъяснения домашнего задания.
Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.
Познавательные:
- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
- самостоятельное формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог.
Сейчас я поиграю с вами в новую для вас игру, которая поможет вам выполнить домашнее задание.
Прочитайте задание к упражнению № 3 стр. 97.
Домашнее задание у вас будет упр. 4 стр.97.
Выполняют упражнение с помощью учителя.

IX. Рефлексия деятельности (итог урока).

Регулятивные:
-оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль.
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач.

-Ребята, для чего мы изучаем состав слова?
Какие задания вам больше всего понравились?  -Оценки за урок получают : . - Давайте оценим свои успехи магнитиками. Прикрепите магнитики на лесенку успеха возле смайликов.
-все хорошо понял (а)
- есть над чем поработать
- я в начале пути.
-Спасибо вам за урок. До свидания!

-Мы изучаем состав слова, для того, чтобы не делать ошибок в разных частях слова.



Рисунок 115