Описание учебного занятия с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроке русского языка в 7 классе

Описание учебного занятия с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ).
Автор: Моисеев А. А.
Учебная тема: Правописание НЕ с разными частями речи
Класс: 7

Формирующиеся (развивающиеся) УУД: личностные – смыслообразование; регулятивные – планирование, прогнозирование, коррекция, оценка; познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации.

Используемые приемы (прием) РКМ: Данетка, корзина идей.

Содержание учебного занятия.

Фаза  «Вызов»

Задание 1.
На доске перед учащимися размещен ряд слов разных частей речи (быстрый, прыгать, стол, взрачный и т.д.), а сверху крупно – частица «НЕ». Задание: запишите все возможные варианты использования этих слов с частицей НЕ в нашу общую корзину.
NB!!! Далее предложены два варианта работы детей в зависимости от оснащенности кабинета.

ВАРИАНТ 1: Обучающиеся работают за ноутбуками или планшетами, размещая стикеры на заранее созданной учителем стене на сайте, например, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


















ВАРИАНТ 2. Обучающиеся поднимают руки и выходят к доске, каждый записывая свой вариант (возможно раздать детям самоклеящиеся бумажные стикеры, тогда каждый напишет свои варианты и все они будут сгруппированы на доске, но это отнимет лишнее время урока).



Учитель: А сейчас давайте попробуем все вместе разобраться, насколько мы оказались правы и попытаемся найти как общие закономерности, так и частности.


ФАЗА «Осмысление»

Задание.
Перед вами общие таблицы, левый столбец которых содержит ваше имя, а справа от имени есть ряд ячеек. Сейчас мы будем пытаться формулировать первые выводы из ваших стикеров и проговаривать их в виде правил, определений, формулировок. В случае, если вы согласны с выводом, я прошу вас закрасить под соответствующим вопросом ячейку «да». Если вы не согласны – ячейку «нет». Давайте начнем. Итак, мы видим, что в нашей корзине все до единого написали слово невзрачный слитно с НЕ, и никто не написал раздельно. Какое правило мы можем из этого вывести?
Дети: НЕ пишется слитно со словами, которые без НЕ не употребляются.
Учитель: Итак, те, кто согласен с данным утверждением, закрашивают цветом ячейку напротив слова «да» и под номером 1. И наоборот.
(Таким образом заполняются все ячейки).
Ваня

1
2
3
4
5
6
7


Да









Нет











Петя
Да









Нет













ФАЗА «Рефлексия»

Учитель: Ребята, давайте посмотрим на получившуюся у нас таблицу. Если окинуть ее взглядом, то становится видно, что наши мнения совпали не во всем. Давайте попробуем разобраться поглубже, что же нам помешало прийти к единому мнению?

(Далее обучаюшиеся обсуждают вместе с учителем все элементы таблицы, где есть хотя бы одно несовпадение).

Теперь одну минутку посмотрите на свою табличку и попробуйте себя оценить: если у вас все ячейки заполнены верно, поставьте себе большую жирную пятерку под своим именем. Если одна или две оказались заполнены неверно – поставьте четверку. Ну, а если больше – то не ставьте ничего.
А теперь, после того, как мы все с вами обсудили, каждый из вас пусть заполнит третью, самую нижнюю ячейку, попробовав сформулировать в ней через перечисление все те правила на использование НЕ с разными частями речи, которые мы сегодня вывели, открыли и доказали.


Почему при изучении данной (и подобных) тем целесообразно воспользоваться ТРКМ?
Метод запоминания или «зубрежки» в такой теме часто приводит к путанице: дети либо полностью переносят особенности использования НЕ на все части речи во всех случаях, либо пытаются всегда искать разницу. При применении ТРКМ ребята смогут сделать свое собственное открытие и таким образом не просто «выучить», а самостоятельно сформулировать, понять и научиться применять правило. А также, выходя на уровень синтеза, работать и с другими темами русского языка и других предметов.
15