Мастер класс Ромашка Блума как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроке литературы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. П.П.Грицая ст.Солдатской»
Прохладненского муниципального района

Республиканский конкурс
«Родной язык - душа моя, мой мир»

Мастер-класс учителя русского языка и литературы Лукьяновой Н.С.
«Как оказаться в Киеве при помощи языка?»



1.03.2016
Добрый день, коллеги.

В мире насчитывается очень много народов. Одни страны похожи на нас образом жизни , менталитетом, а вот у других культура абсолютно другая.
И вот представьте , что мы с вами сегодня отправляемся в путешествие. Нам надо посетить именно такую, чуждую нам страну.
- С каким чувством отправимся мы в эту поездку.( с чувством недоумения, растерянности)
- А почему?( потому ,что мы ничего не знаем об этой стране, боимся попасть в неловкую ситуацию)
- Что же делать , чтобы избежать таких ситуаций?( надо подготовиться к поездке, узнать побольше об этой стране)
- Да ,верно. А еще ,по-моему, надо уметь общаться, уметь задавать правильно вопросы и извлекать из них верную информацию. Не зря же говорят: «Язык до Киева доведёт». Как вы понимаете смысл этой фразы? ( если ты умеешь общаться, то доберёшься в любую точку земного шара)
- Поэтому сегодня мы с вами будем учиться задавать вопросы.(слайд №1)

Общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, учителя к ученику, ученика к учителю. Современный человек задает вопросы не только другому человеку, но и поисковым системам в Интернете. Просто вместо вопроса вы задаете ключевые слова из предполагаемого ответа.
К сожалению , на уроках чаще спрашиваем мы, и это большая проблема наших детей . Им отвечают на вопросы, которых они не задавали. И дети перестают задавать вопросы. Они знают, что им будут что-то рассказывать, часто то, что им неинтересно или непонятно.
Идеально, когда ребенок сам задает вопросы, сам хочет что-то узнать.

Существует притча об умении задавать вопросы: Монахи одного монастыря послали в свою епархию прошение с вопросом: - Можно ли во время моления курить? Монахов наказали за дерзость. Монахи другого монастыря послали прошение с иначе сформулированным вопросом: - Могут ли монахи во время курения молиться? Им ответили: "Могут".

Рассмотрим, на формирование каких универсальных учебных действий влияет умение задавать вопросы. Обратите внимание на таблицу.(слайд №2) Умение формулировать вопросы, позволит нам формировать, в первую очередь, такие виды УУД, как познавательные и коммуникативные. В том потоке информации, в котором мы живём, необходимо научить детей анализировать эту информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы .Такую задачу ставит технология развития критического мышления. И один из её приёмов - «Ромашка Блума», созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.(слайд№3)

Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов. Ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом .Её можно использовать на любых учебных предметах и на всех ступенях: как в начальном, так и в старшем звене.

Как же использовать этот приём на обычном уроке? Вашему вниманию представляется фрагмент урока для 5 класса по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» ,на тему «Жилин и горцы »(слайд№4)

Данный урок был проведён с учащимися 5 класса в январе. Ребята были поделены на 4 группы , каждая из которых должна была на основе литературного текста представить информацию о жизни горцев глазами русского офицера. Результаты этих проектов вы видите около ваших столов.Кроме того, на занятиях внеурочной деятельности по квиллингу мы попытались воссоздать горские орнаменты на одежде, посуде и коврах.

Давайте же, посмотрим ,как помогает прием Блума в работе с текстом и создадим свою ромашку вопросов. Прочитайте отрывок из рассказа , соответствующий тематике вашей группы.
(слайд №5)Первый вид вопросов- простые вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
Теперь выберите, пожалуйста, фиолетовый лепестков ромашки, на котором есть вопросительные слова. Попробуйте составить несколько простых вопросов на знание вашего отрывка из текста.
-Что у вас получилось ?
Прикрепите ваши вопросы к серединке ромашки на мольберте.

(слайд№6)Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что?", "Если я правильно понял, то ?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.

У вас на столах лежат желтые лепестки с вопросами ,предложенными моими учениками, попробуйте продолжить перечень данных вопросов.
Прочитайте ваши вопросы. Прикрепите желтый лепесток к этой ромашке.

(слайд №7)Интерпретационные (объясняющие) вопросы обычно начинаются со слова "Почему?" «Зачем?» «Для чего?» Они направлены на установление причинно-следственных связей.

Возьмите пустой зеленый лепесток. Вот у меня карточки , на которых уже написаны ваши вопросы. По очереди от каждой группы выйдет один участник и ,не читая вопроса в слух, громко на него ответит. Задача каждой группы верно воспроизвести интерпретационный вопрос на своем лепестке.

(слайд №8) Творческие вопросы чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?"Этот вид вопроса удобнее всего использовать как домашнее задание. Какой творческий вопрос предложили бы вы? Запишите его на лепестках голубого цвета.

(слайд№9)Оценочные вопросы вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т .д

На лепестках розового цвета предложен список разнообразных вопросов, найдите среди них оценочный, а остальные вычеркните. Какой вопрос вы оставили ?

(слайд №10) Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?"

Л.Н.Толстой в своём рассказе говорит о том , что «..на Кавказе тогда была война», мы с вами знаем, что в результате этой войны Кавказ перестал быть местом жительства только горцев. Вернитесь , пожалуйста ещё раз, к тематике своих групп и детским проектам . Подумайте в чем проявились заимствования культуры русского и горских народов в одежде , пище , обычаях и архитектуре? Запишите свои наблюдения на белом лепестке.

(слайд №11)Получилась ли у вас ромашка?
Какие вопросы было труднее формулировать?
Как «Ромашка вопросов » помогает при работе с текстом?
А при знакомстве с чужой культурой?

Вот и закончилась наша поездка в неизведанную страну. Как вы считаете, где вы сегодня побывали?(слайд 12)Может мой мастер-класс стал для вас островом воодушевления, а может быть бермудским треугольником. Возьмите кораблики , которые лежат на вашем столе , и прикрепите их на тот остров , где вы , сейчас находитесь.

Уважаемые коллеги, из поездок принято привозить сувенир .Догадайтесь , что находится в этой коробке , ответив на мой вопрос : « С чего началась дружба Жилина и Дины?»
Верно с куклы.(слайд №13) Мы с учениками приготовили для вас небольших кукол-мотанок , сделанных в традиционной русской технике. Надеюсь, этот сувенир не только будет напоминанием о сегодняшнем мастер классе, но и станет для вас настоящим оберегом.
Спасибо за внимание.


Рисунок 7ђ Заголовок 115